Не так давно мне посчастливилось общаться с неглупым баптистом. Привычным итогом таких встреч является дискуссия. Поговорив «о погоде» «среднестатистический» баптист и «среднестатистический» православный обязательно развернут разговор в русло обсуждения доктринальных различий. Так получилось и в этот раз. На одном из форумов вновь зарегистрировавшийся баптист упрекнул меня в слабом знании классического реформаторского богословия, порекомендовал изучить «матчасть». Я воспользовался данным советом и изучил весьма объемный труд Милларда Эриксона «Христианское богословие» по некоторым интересующим меня аспектам.
Мой собеседник, как и Миллард Эриксон, является сторонником идей предопределения.
«Нам уже ясны некоторые характерные черты избрания в понимании кальвинистов. Во-первых, избрание есть выражение верховной воли или соизволения Бога. Оно не основывается ни на какой заслуге избираемого. Не основывается оно и на предвидении того факта, что человек уверует. Оно есть причина, а не результат веры. Во-вторых, избрание действенно. Избранные Богом с несомненностью придут к вере в Него и устоят в вере до конца. Все избранные несомненно будут спасены. В-третьих, избрание предвечно. Это не решение, принятое в какой-то момент существования человека. Это то,- что Бог изначально намеревался сделать. В-четвертых, избрание безусловно и безоговорочно. Оно не зависит от того, что человек выполняет какие-то особые действия или удовлетворяет каким-то условиям или требованиям Бога. Дело не обстоит таким образом, будто Бог готов спасти людей, если они совершат определенные действия. Он просто желает спасти их и делает это. Наконец, избрание непреложно и неизменно. Бог не меняет Своего решения. Избрание предвечно и исходит из бесконечного Божьего, милосердия; у Него нет причины или повода для изменения Своего решения». [1]
Мысли о человеческом предопределении кальвинисты обосновывают следующими утверждениями.
«Вторая важнейшая идея кальвинизма - всемогущество и всевластие Бога. Он - Творец и Господь всего сущего, поэтому Он волен делать все, что пожелает. Он никому не подвластен и ни перед кем не ответственен. Человек не может судить Бога за то, что Он делает». [2]
Бог всесилен и самовластен. А посему человеку не стоит оценивать Его поступки даже в том случае, когда Он спасает (избирает) лишь некоторых.
«Учение о духовном возрождении ставит христианское учение в необычное положение. С одной стороны, христиане отвергают распространенное сейчас мирское убеждение в том, что человек по природе добр, а также вытекающие из этого убеждения оптимистические ожидания. Твердая уверенность в необходимости духовного возрождения сама по себе равносильна заявлению о том, что без внешней помощи и без полного преобразования человека совершенно невозможно, чтобы человеческая природа произвела в сколько-нибудь существенном масштабе что-то подлинно доброе». [3]
Падший человек не может самостоятельно творить подлинного добра. Следовательно, отвращение от греха и обращение к Богу для человека невозможны без индивидуального призыва со стороны Бога. Однако призыв получают лишь избранные, остальные окончательно тонут в море греха.
Данные богословские умозаключения натолкнули меня на определенные мысли, которыми я на тот момент не преминул поделиться с собеседником. Не так давно, изучая прошедшие форумные баталии и натолкнувшись на уже подзабытые «мысли о предопределении», я решил представить их на всеобщее обозрение. Право слово, они мне кажутся заслуживающими внимания.
Мысль 1Итак, как мы уже убедились, кальвинисты утверждают, что Божьей воле ничто не может воспротивиться:
«Вторая важнейшая идея кальвинизма - всемогущество и всевластие Бога. Он - Творец и Господь всего сущего, поэтому Он волен делать все, что пожелает. Он никому не подвластен и ни перед кем не ответственен. Человек не может судить Бога за то, что Он делает».
Дело в том, что идея избранности лишь некоторого количества грешников приводит к интересному парадоксу: Бог помимо Своей воли спасает не весь мир, а лишь избранных.
«Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4).
Неужели у Бога может быть несколько волений по одному вопросу? Воля Божья непреложна. Господь хочет спасения всем, но всех не избирает, то есть ограничивает Свою же совершенную, непреложную волю: вопреки Своему же желанию спасает не всех. Это важнейшее, на мой взгляд, внутреннее противоречие кальвинистской теории.
Кальвинисты утверждает, что желание Бога исполняется всегда независимо от воли и хотения человека. Тогда зачем Господь заповедовал молить Отца об исполнении Его воли?
«…да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Матф.6:10).
Молись, не молись - ничего не изменишь. Таковая молитва будет проявлением неверия во всемогущество Бога. Писание однозначно говорит, что человеческая молитва может повлиять на решение Божье:
«И сказал Господь Моисею, говоря: отсторонитесь от общества сего, и Я погублю их во мгновение. Но они пали на лица свои. И сказал Моисей Аарону: возьми кадильницу и положи в нее огня с жертвенника и всыпь курения, и неси скорее к обществу и заступи их, ибо вышел гнев от Господа, [и] началось поражение. И взял Аарон, как сказал Моисей, и побежал в среду общества, и вот, уже началось поражение в народе. И он положил курения и заступил народ»
(Чис.16:44-47).
Воля Бога состояла в истреблении израильского народа, но Моисей и Аарон деятельно повлияли на изменение Его решения. Из этого примера мы видим, что воля Божья «считается» с волей человека, Господь уважает нашу свободу.
Мысль 2Читая книгу Бытия, мы видим картину сотворения человека. Господь сотворил Адама и Еву свободными. Свобода эта заключалась в вольном послушании Богу, в невкушении плода от древа познания добра и зла.
Кальвинисты утверждают, что после грехопадения человек не может творить добро, не может сам, своими силами возопить к Богу, покаяться. Спасение происходит лишь в Боге, человек же окончательно пленен собственным грехом.
Единственный момент, когда у человечества была подлинная свобода - время до грехопадения. После падения человек не волен спастись, не может отвергнуть спасения. Свобода - умирает.
Данные умозаключения делают сотворение человека нелогичным. Человек изначально был сотворен свободным. В концепции предопределения даже избранные не обладают свободой: «Все избранные несомненно будут спасены». Грех крадет свободу у всего человечества навсегда, а это очередное нарушение воли Божией, ведь Бог создал Адама свободным.
Получается, что спасенные и не спасенные люди в конце времен будет менее свободным (абсолютно несвободным), чем прародитель. А раз так, то зачем нужно было давать свободу? Неужели нельзя было создать Адама без собственной воли? Почему со свободной волей были созданы лишь два человека Адам и Ева? Зачем из-за этой свободы и её потери отправлять людей в ад (не избирать их для рая), зачем Сыну идти на Крест для исправления непослушания Адама?
Кальвинисты ответят, будто в этом была воля Божья. А в чем она? К чему ведет такая воля? К страданию неизбранных грешников в аду?..
Резюмирую данную «мысль»: нет логики в сотворении Адама со свободной волей с последующей потерей воли у всего человечества.
Мысль 3Приведу ещё раз особенно поразившую меня мысль Милларда Эриксона:
«что без внешней помощи и без полного преобразования человека совершенно невозможно, чтобы человеческая природа произвела в сколько-нибудь существенном масштабе что-то подлинно доброе».
Задумаемся вот над чем: последователи данных идей утверждают, что человек несвободен и не может творить «подлинного добра». Тогда чем человек отличается от бесов? Творением «неподлинного» добра? Но разве бесы творят по подобию людей «неподлинное» добро?
И что же тогда является «неподлинным» добром? Почему и зачем человек его творит? В чем его «неподлинность»?
Почему Господь не спасает бесов, которые, как и люди, не творят «подлинного добра» и не имеют собственной воли?
На данные вопросы, мне не удалось услышать вразумительных ответов.
Мысль 4Реформаторы, исповедующие концепцию предопределения утверждают несправедливость Бога. Эта несправедливость раскрывается в следующих пунктах:
1) Человек не может творить подлинного добра: покаяться и придти к Богу;
2) Спасение происходит лишь в Боге, и ни один человек, ни на грамм его не заслуживает;
3) Из всех недостойных и незаслуживающих спасения Бог выбирает лишь некоторых, ничем не отличающихся от других;
4) Эти другие - не могут отпасть;
5) А оставшиеся - не могут спастись;
6) Оправданные и «проклятые» рождаются в грехе, виноватыми в грехе;
7) НО ДАЕТ ЖИЗНЬ ЛИШЬ БОГ.
Бог определил родиться тому, которого Он не изберет. Бог определил умножаться беззаконию через грешника и мучения грешника в аду. Получается, что Бог ответственен за грех и за мучения неизбранных, так как именно Он даровал жизнь, а потом не избрал.
Можно ли дарование жизни без любой надежды на спасение назвать благом?
«Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:17).
В чем это благо заключается?..
Мысль 5Исповедующие доктрину предопределения, реформаторы делают Бога иррациональным, так как утверждают, что в человеке нет ничего достойного спасения. Избранный (до возрождения) ничем не лучше неизбранного. А раз так, то нет никаких причин избирать избранного и не избирать неизбранного.
Конечно, можно предположить, будто таковые причины есть в Боге и не зависят от людей. Развивая эту мысль, мы приходим к следующим предположениям:
- Бог иррационален и спонтанен, так как при равных условиях ведет себя по-разному;
- Бог желает спасения одним и погибели другим вне зависимости от качеств человека, Он движим лишь собственным желанием. То есть Бог желает мучения неоправданных людей в аду.
Тем не менее, Писание утверждает:
«…Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим.2:11).
А это значит, что в соответствии с логикой о непреложности воли Божьей, должны быть спасены все, или спасенных не будет. Реформаторы кальвинистского толка, утверждающие неабсолютное спасение человечества, не логичны и не последовательны в развитии собственного богословия. Ответом на данное противоречие является факт появления в среде реформаторов кальвинистского толка течения универсалистов, исповедующих оригенистскую идею апокатастасиса - всеобщего спасения.
Примечания
1. Миллард Эриксон «Христианское богословие» глава 43 «Предпосылка спасения: предопределение».
2. Миллард Эриксон «Христианское богословие» глава 44 «Начало спасения: субъективные аспекты».
3. Там же.