Есть две крайности - можно даже сказать, две ереси.
Есть протестантская версия, согласно которой дело пастыря тождественно делу учителя. Это мир чисто человеческого активизма, в котором для Бога, вопреки декларациям, места не остается. В протестантизме Литургия - это человеческое воспоминание о жертве Христа, но не сама жертва Христа; Крещение - это человеческое обещание Богу доброй совести, но не действие Бога в совести человека. Это психологизация, субъективизация христианской жизни.
Противоположная крайность - это наша крайность своеобразного магизма: ты лишь кадилом маши, кропилом кропи - и Бог обязан будет действовать, даже если люди ничего не осознавали и не усвоили.
А православная синергия - это соединение Божественного благодатного действия с человеческим усилием. Вот эту норму синергии надо сейчас заново пережить в вопросе о соотношении крещения и катехизации.
http://diak-kuraev.livejournal.com/110924.html почему-то проодиакону трудно назвать два исторических типа -которые он описывает, появившиеся задолго до протестантизма и католицизма, т.е. несторианство (с с арианством и пелагианством - миром чисто члеовеческой активности, где Бог и не нужен особо) и монофизитство (с монофелитством, моноэнергизмом, с миром чисто античеловеческой пассивности, где и человек не нужен особо).
какой магизм, если если магизм это именно члеовеческий активизм только особого вида, свойственный язычеству, а пассивное античеловеческое бездействие в ожидании токмо Божественного вмешательства есть не магизм никакой, разве что магизм со стороны "божества", рисуемого таким. Это сторона и католицизма и ислама