Самое печальное в «Аватаре» - полное отсутствие в нем религиозных мотивов. Несмотря на многочисленные указания и намеки создателей фильма о наличии у нави некоего пантеистического или шаманского культа, этот кошачий народ все же бесконечно далек как от пантеизма, так и от шаманизма. Аналогия Эйвы - дерева жизни (объединяющего весь растительный и животный мир Пандоры в единую экосистему), с «мировым древом» в шаманизме более чем условна и держится лишь на созвучии терминов. На самом деле под «мировым древом» шаманизм предполагает некую духовную реальность, связующую собой три мира - небесный, земной и преисподний. Каждый из этих миров населен своими обитателями - духами, с которыми шаман способен общаться, перемещаясь по мировому древу из мира в мир.
Но в мире Пандоры дерево жизни является вполне материальным объектом, а единственные духи, о которых в фильме идет речь - духи предков. Однако и они тоже представлены там лишь как некие информационные слепки с человеческой личности, циркулирующие в единой экосистеме планеты. Назвать такое существование духовным вряд ли получится, даже с шаманской точки зрения.
С пантеистическим культом в «Аватаре» дела обстоят ничуть не лучше. Дело в том, что пантеистическое представление об Абсолюте исключает какое бы то ни было целесообразное действие этого Абсолюта. Логика здесь предельно простая: достижение цели обогащает того, кто стремится к ее достижению. Но Абсолют ничем нельзя обогатить, так как Он уже имеет в себе всю возможную полноту бытия. По мнению пантеиста Спинозы, теистическое убеждение в том, что Бог действует целесообразно «…уничтожает совершенство Бога; ибо если Бог творит ради какой-либо цели, то он необходимо стремится к тому, чего у Него нет». Обращаться к такому самодостаточному божеству попросту бессмысленно. И на это действительно есть намек в фильме, когда дочь вождя нави объясняет Джейку, что он напрасно пытается просить Эйву о помощи в войне с землянами: Эйва никому не помогает, она лишь сохраняет равновесие сил в мире. Но в том-то и дело, что в фильме Эйва, вопреки всем земным и Пандорским представлениям о пантеизме услышала просьбу и откликнулась, мобилизовав против землян весь животный мир Пандоры. А следовательно, пантеизма в псевдорелигии нави примерно столько же, сколько и шаманизма. То есть - нисколько. Нави вообще не верят в потустороннюю реальность. И древо жизни, и «духи» предков, и глобальная экосистема, связывающая мир воедино - все это находится исключительно здесь, в материальном пространстве Пандоры. Для нави есть лишь их удивительная планета, и - Эйва, как некий единый организующий принцип существования всего живого на этой планете. Но в их культе нет даже намека на присущую любой религии веру в существование Творца этого прекрасного мира. По представлениям аборигенов Пандоры он наглухо замкнут сам на себя и не имеет никакого метафизического выхода за свои пределы. В этом смысле, мировоззрение нави до обидного материалистично. А их всеобщие «радения» перед Древом жизни, по сути своей, гораздо ближе к одновременному сеансу выхода в Интернет, чем к шаманским камланиям.
Эйва - не бог, а всего лишь гигантский биокомпьютер планетарного масштаба, к которому «продвинутые пользователи» нави подключаются с помощью некоего аналога USB разъема, находящегося у них на конце косичек.
И в этой вульгаризации религиозной картины мира, мне видится весьма опасный синдром уже нашего, человеческого массового сознания, в частности выражающего себя через киноискусство. В попытках изобразить духовную реальность, даже самые талантливые режиссеры современности почему-то «застревают» на подменяющих эту реальность материалистических схемах. Так, в саге Джорджа Лукаса «Звездные войны», знаменитая «сила» оказалась лишь видом микроорганизмов, способных в симбиотическом сосуществовании с людьми наделять их дополнительными возможностями. Чем больше в джидае этих полезных микробов, тем больше его «сила». И никакой духовности, никакой мистики. Все понятно, все просто, и… скучно.
К сожалению, в «Аватаре» прекрасный мир Пандоры изображен примерно в тех же материалистических категориях. «Религия» нави не тянет даже на шаманизм, не говоря уже о пантеизме. Это всего лишь некий суррогат, где смешаны внешние признаки различных культов, без малейшего намека на наполняющее их религиозное содержание.
А ведь есть в литературе весьма удачные примеры, где описание иных миров вполне органично сочетается даже не с шаманизмом, а с христианской религиозной парадигмой, как, например, в «Космической трилогии» Люьиса.
Увы, современная кинофантастика в этом смысле идет по совсем другому пути.
И все же несмотря на столь очевидный недостаток, фильм получился очень цельным, зрелищным, а самое главное - заставляющим думать, предлагающим зрителю уже после просмотра множество тем для более глубокого осмысления.
Конечно, это всего лишь сказка. Но - добрая и красивая сказка. Как раз такая, по каким многие из нас очень соскучились за последние годы. Лучшим тому свидетельством являются, на мой взгляд, те самые, рекордные сборы «Аватара» в прокате. Фильм, в котором нет эротики, луж крови, смакования сцен насилия и прочей киногрязи, оказался сверхвостребованным современным зрителем. И это вселяет определенные надежды.
Автор: Александр Ткаченко
http://pravkniga.ru/reviews.html?id=1319 Автор мне кажется не совсем оценил своё собственный тезис об отсутствии пантеизма и шаманизма в религии Эйвы. Это для него плохо иди как?
Если Эйва лишь материнская плата, а Древо Души жёсткий диск, а другие деревья - съёмные носители или ОЗУ, то процессор в фильме не показан, он - фигура умолчания.
И потом почему автор впадает в какой-то странный для христианина спиритуализм - почему с его точки зрения духовное не должно иметь материального носителя и средства? То, что мыслит человек умом не значит,что мозг как телесный орган в мышлении человека как существа духовно-телесного не принимает технического участия?
К Звёздным войнам - мидихлорианы лишь организмы - -органические нанотехнологии, котоыре проводят в мир телесных существ людей волю Силы, сама же Сила в ЗВ нематериальна.
В общем, не следует спешить с выводами относительно плохо усвоенного материала. И нелюбовь к материализму не следует переносить на материю - это главное.