За почти столетие отлучения Церкви от государства в России, похоже, взросла и прочно укоренилась новая «религия» - воинствующий атеизм. Во всяком случае, любое усиление в нашем обществе влияния Церкви (прежде всего, конечно, Православия) адепты новой «веры» воспринимают как покушение на основы основ своей некогда полной монополии на «истину». И тут же начинают сбираться в «крестовый поход».
Вот и сейчас, когда на высшем государственном уровне в России принято решение о начале преподавания в школе нового предмета «Духовно-нравственное воспитание», некая «инициативная группа ученых, правозащитников, родителей учащихся» начала сбор подписей под открытым Обращением к президенту РФ против «клерикализации общеобразовательной школы».
Напомним, что на прошедшем 21 июля у Дмитрия Медведева совещании, в котором приняли участие представители четырех конфессий нашей страны (православия, ислама, буддизма и иудаизма), глава государства предложил провести в ряде регионов страны эксперимент по преподаванию в школах основ религиозной культуры, истории религии и основ светской этики. «Считаю возможным провести в ряде регионов страны такой эксперимент. Пока предлагается 18 регионов, но эта цифра может обсуждаться», - заявил Медведев.
При этом президент подчеркнул, что «ученики и их родители должны самостоятельно выбирать предмет обучения». «Т. е. это могут быть основы православной культуры, либо основы культуры мусульманской, иудаизма, буддизма. Ученики и их родители должны сами принимать решение о выборе», - пояснил Медведев. По его мнению, возможен и другой вариант: «Наверняка многие захотят изучать все многообразие российской религиозной жизни. Для таких учеников может быть разработан общий курс по истории крупнейших традиционных конфессий нашей страны». И, наконец, сказал президент, возможен и третий вариант: сторонникам атеистического воспитания должно быть предоставлено право изучать основы светской этики.
И вот это-то решение - как отчетливо видно, нисколько не ущемляющее прав атеистов, а лишь уравнивающее их с последователями четырех конфессий, и вызвало приступ истерики вышеназванной «инициативной группы». «К Вам обращаются сторонники светского правового государства, - начинают свое письмо президенту РФ члены «инициативной группы», - люди разных взглядов и убеждений, вероучений и профессий, родители учащихся российских школ, граждане РФ, для которых свобода совести и убеждений является большой ценностью».
Но если, как уверяют авторы письма, для них «свобода совести и убеждений является большой ценностью», то, собственно, какой повод для беспокойства? Ведь в решении, принятом 21 июля на совещании у президента Дмитрия Медведева, речь идет об исключительно добровольном - с согласия родителей или самих детей (по достижению ими возраста, который дает им самим право принимать самостоятельные решения) - преподавании того или иного предмета, предусмотренного в рамках дисциплины «Духовно-нравственное воспитание». Если хочешь, чтобы твой ребенок оставался убежденным атеистом, - определяй его в группу учеников, для которых будут преподавать основы светской этики или религиоведческий курс обо всех конфессиях. Никто твои права как родителя - и как ребенка, достигшего поры для самостоятельных решений - ущемлять не собирается.
Но в том-то и дело, что с появлением в обязательной школьной программе «Духовно-нравственного воспитания» рушится вся монополия, которой обладали ранее адепты «воинствующего атеизма». А заодно государство прекращает подыгрывать и другим - нетрадиционным для России - религиям.
Понятно, что представители этих конфессий - протестантизма, католичества, других верований и сект - встретили решение, принятое на совещании у президента России, в штыки. «Все общественные дискуссии, все круглые столы, даже серьезные рекомендации Общественной палаты - все это вдруг оказалось забыто», - возмущался, например, управляющий делами Российского объединенного союза христиан веры евангельской епископ Константин Бендас.
Но а как иначе, спрашивается, должна вести себя высшая светская власть страны, которая называется Россия? Пестовать конфессии, которые никогда не играли сколь-нибудь заметной роли в истории нашей страны? Ставить их на одну доску с тем же Православием?
Какое они, эти конфессии, в конце концов, имеют право на поддержку и опеку государства в равной мере с традиционными вероисповеданиями России? Что они, эти малочисленные для нашей страны конфессии, дали России?
«Есть Пушкин и есть Пупкин, - заметил на днях по этому поводу известный православный миссионер и публицист протодиакон Андрей Кураев. - У них равные права, но в школе изучают все-таки Пушкина. Разумеется, религиозные организации равны перед законом, но никакой закон не уравняет вклад в историю России православия и кришнаизма».
Тут, кстати, стоит напомнить, что идея полнейшего уравнивания в правах того же православия и всякого рода сект (многие из которых к тому времени еще даже не успели осесть в России) пришла к нам из-за океана с началом 1990-х. Американские советники тогдашнего российского руководства не случайно навязывали нашим властям создание такого правового поля, при котором бы всякого рода экзотические для России верования и секты чувствовали бы себя здесь, как дома - чтобы в итоге уничтожить идентичность самой России, базирующейся на традиционных ценностях. И когда иные доморощенные «воинственные атеисты» начинают уверять нас, что свобода совести и убеждений является для них громадной ценностью, и требуют на основании этого полной «уравниловки» всех конфессий - в этих призывах упрямо слышатся знакомые еще с 1990-х ноты.
Юрий Филатов, 04.08.2009
Поскольку атеизм представляет собой в своём логическом развитии антропо-теизм, т.е. человекобожие - язычество, странно,что атеисты возмущаются. Типология религий соблюдена. ЕЩё мжн опонять разного рода протестантов и католиков, но тут уж извините Православная страна либо католическая либо протестатская. Для Ортодоксии ереси хуже, чем иноверия, лучше ислам, чем католицизм, лучше тот же атеизм, чем протестантизм.