О символичности иконы Святой Троицы

Jul 20, 2009 19:25

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИКОНА СВЯТОЙ ТРОИЦЫ

1. Гостеприимство Авраама

Говоря о ветхозаветных Богоявлениях и, в частности, о явлениях «Ангела Господня», хотелось бы остановиться на особом случае явления трех ангелов Аврааму, имея в виду то, какое место заняло это событие в христианском предании. В 18-й и 19-й главах книги Бытия повествуется о прибытии трех таинственных лиц к Аврааму и Сарре. Они говорят (точнее, один из них говорит) как Господь, двое других пребывают в молчании, после чего они удаляются к Содому, где посетят дом Лота. Весь рассказ описывает, в первую очередь, решающий момент в жизни Авраама и Сарры, которые, принимая привычным и скромным образом странников, встречают самого Господа, обещающего Сарре потомство. Поразительно чередование в рассказе единственного и множественного числа: «Он... взглянул, и вот, три мужа стоят против него... Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими... И принесут немного воды, и омоют ноги ваши... Он сам стоял подле них под деревом. И они ели...» (Быт 18:2-4,8).
Это напоминает текст святителя Григория Богослова: «Не успею помыслить о Едином, как озаряюсь Тремя, не успею разделить Трех, как возношусь к Единому» (Слово 40, О Крещении, 41).

2. Христологическое и троичное истолкование

Еврейское предание, а затем святые отцы, толкуют «гостеприимство» Авраамово как Богоявление. Апологеты и отцы каппадокийцы видят в нем образ явления Логоса, трактуя главное Лицо христологически. Амвросий Медиоланский и блаженный Августин, давая троичное толкование этого места, подчеркивают Единство Трех Лиц.
Постепенно троичное понимание Быт 18 станет преобладающим в христианской литературе. Эта эволюция в сторону углубления троичной тайны является всеобщей и закономерной.
Христианская иконография развивается в этом же направлении: от христологического понимания к троичному. В ранних изображениях только центральный ангел имеет крестчатый нимб. Этот ангел больше и величественнее других; только Он облачен в одеяния, имеющие признаки божественности.
Ветхозаветные Богоявления трактовались преимущественно как явления Божественного Логоса. Это касается и гостеприимства Авраама. Видение в 6-й главе книги пророка Исайи сначала также было истолковано древними отцами с христологической точки зрения. Позднее, у блаженного Августина на Западе и в восточном предании, христологический образ раскроется в троичном понимании. Это объясняет один из аспектов конфликта между монофизитами-северианами и византийскими богословами по поводу формулы Трисвятого. То, что касается воспринятых в Воплощении свойств, нельзя относить ко всем Трем Лицам.
Но добавление севериан (Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный [распятый за нас], помилуй нас) может быть понято в христологической экзегезе, так как ничто нам не мешает отнести ко Христу Божественность, Силу и Бессмертие. Мы можем назвать гостеприимство Авраама образом Троицы только во вторичном и типологическом смысле. Изображение Отца и Духа в Ветхом Завете может быть только символичным.

3. Икона «Троицы» Рублева

Более поздний символизм раскрывается в иконе «Троица» преподобного Андрея Рублева. Центральная фигура не отличается более от двух других ни величиной, ни значением. Авраам и Сарра исчезают с изображения. Все детали окружения сводятся к минимуму, чтобы стать лишь символами вечной Трапезы. В «Троице» Андрея Рублева круг бесконечной нежности Троих открывается зрителю, которого образ приобщает к участию в Божественной Трапезе, вводя его в священное пространство, в самую сердцевину Божественного гостеприимства.
Бесполезно пытаться определить, какой ангел изображает одно или другое Божественное Лицо, поскольку образ этот не является «иконой Троицы» в строгом смысле этого слова. В подлинном иконографическом предании никогда не изображают ни Отца, ни Духа в человеческом облике, ибо они не воплощены, не вочеловечились и потому не изобразимы. Икона эта имеет особый статус, она символична, так как она изображает ветхозаветный образ пришествия Христа, в Котором почивают в полноте и Отец и Дух.

4. Современность иконы

Все детали исторического события у Мамврийского дуба исчезли в иконе Рублева, и то, что предстает нашему взору, - общение в любви Трех Лиц в Своей бесконечной простоте. Тем самым указывается, что вся история человечества приводится к её истоку, основанию и цели, то есть бесконечной любви Божьей. В этом нескончаемом диалоге Троичного Совета речь идет и о каждом из нас, о тех именах, которые извечно написаны у Агнца в Книге Жизни (Откр 21:27), в Царствии, уготованном нам от создания мира (Мф 25:34).
Троица освящает, таким образом, всю историю человечества, наши скорби и радости, крушения и надежды отдельного человека и всего общества. Этот бесконечный источник света и нежности умиротворяет человеческие конфликты, является как бы символом единения воли и сердец.
Хотелось бы напомнить два особо важных момента актуальности иконы Троицы Рублева:
1. В истерзанной русской земле XIV века, когда страна была опустошена татарскими набегами, скит Святой Троицы, созданный преподобным Сергием Радонежским, имел огромное влияние: в нём сердца находили мир, «дабы созерцанием Пресвятой Троицы был побежден страх перед зловредной ненавистью мира сего» («Житие преподобного Сергия»).
2. В начале XX века, когда икона была «освобождена» от тяжелой золотой ризы с драгоценными камнями, перед потрясенными реставраторами появился образ Троицы в своем первоначальном блеске и красоте. Это явилось знаком времени: среди моря крови и страдания, которое наводняло Россию, Господь еще раз дал нам тот же самый дар. Множество людей ныне приходят на паломничество в залы древнерусского искусства Третьяковской галереи в Москве, где сияет «Троица», хоть и изъятая из своего первоначального места, иконостаса Троице-Сергиевой лавры, но выставленная перед взорами и молитвой людей.
Цит.: Прот. Борис Бобринский. Тайна Пресвятой Троицы. Очерк догматического богословия. - М.: Православный Свято-Тихоновский университет, 2005. - 360 с., с. 151-155

икона, Троица

Previous post Next post
Up