Jul 01, 2009 11:55
Христианство есть религия Богочеловека Иисуса Христа,Сына Божия - Второго Лица Пресвятой Троицы
Все ереси отделившиеся от Православной Церкви в ту или иную сторону, погрешали против конъюнкции Божественного и человеческого во Христе, а следовательно, имели ложное отношение к Триединому Богу и людям (и всему миру, троичному по образу Троицы - ангельскому, животному и человеческому).
Так ереси савеллианская, монофизитская, латинская имели большую "любовь" к Божеству за счёт любви к человеку, при этом имели искажённое предсталение о Божестве в сторону монотеизма (и под прямым влиянием ветхих монотеизмов иудаизма и ислама)
Ереси аранская, несторианская, протестантская более "возлюбили" человека за счёт любви к Богу, которого мыслили искажённо по образу политеистических языческих божеств (под прямым влиянием собстенно ветхого язычества гностицизма и эллинизма и др)
Т.е. выбор Божественного или человеческого начал выливался, во-первых, в ущемление отвергнутого начала, а во-вторых в искажение начала избранного, ибо протестанты, отвергнув карающего Бога средневекового католицизма, выбрали человека, но не пребражённого и обоженного, а именно падшего и ветхого и сделали его мерилом, а Бога заставили быть толерантным ко всем капризам и извращениям это человека.
Католицизм раньше отвергнул грешного человека, избрав наказующего его Бога-Судию но забыл, что Христос пришёл исцелить человеческое естество.
Так антропологический минимализм католицизма, сочетаемый с теологическим максимализмом, привёл к рождению их зеркального отражения - протестантизма с его антропологическим максимализмом и теологическим минимализмом, в конце концов извращающемся в человекобожие (как католицизм превратился в античеловеческий христианский ислам).
Конечно, это сущестует в таком виде только в радикальных формах, причём и то, и другое имеют внутри себя явления близкие к противоположной стороне: и протестанты есть католицизированные и католики протестантизированные в том смысле, что имеют отклонение от гармонии Божестенного и человеческого.
Православие в первую очередь догматически является истиной, ибо соблюдает чистоту христианской веры, которая закреплена в догматах Триединства Божества, Богочеловечества (двуединства) Христова и догмте о Единстве и Соборности Церкви. Но при этом не только исповедует догматы, но и живёт согласно им, т.е. имеет духовную традицию и опыт христианской жизни согласно этим догматам, т.е. в гармонии Божестенно и человеческого, которая и определяет христианство как уникалную религию
Эти три догмата по разному нарушены в католицизме и протестантизме. И без исправления их, невозможно и исправление жизни и традиции (и накопления нового опыта). Пока католицизм больше любит не по-христиански понимаего Бога, а протестантизм не по-христиански понимаемого человека, эти религии будут чуждыми Православия и будут сближаться с нехристианскими религиями и уподобляться им, испытывать их влияние и давление, и всё дальше и дальше уходить от ещё сохранившегося в себе Христианства.
протестантизм,
Православие,
католицизм,
христология,
типология религий,
догматика