Первоверховные апостолы Пётр и Павел как христианские Платон и Аристотель

Jun 06, 2009 14:50

Развитие иконографии праздника начинается с VI века, его изображения появляются в лицевых Евангелиях (Евангелие Рабулы), мозаиках и фресках. Традиционно изображается Сионская горнциа в которой, согласно книги Апостольских деяний собрались апостолы. В их руки помещают книги, свитки или предают их пальцам благословляющий жест.




Традиционными персонажами сцены сошествия Святого Духа являются:
12 апостолов, причём место Иуды Искариота занял Павел
Богородица (появляется на иконах с XVII века, но известна и по миниатюрам VI века).

Пустое место между Петром и Павлом напоминает о присутствии Святого Духа - отсутствующего на этой второй «Тайной вечери» Иисуса Христа. Апостолы, как правило, располагаются подковообразно, что также близко иконографически к «Христу между учителями». Эту же иконографию будут повторять изображения Вселенских соборов, поскольку их задача - выражать идею соборности, общности, удачным образом выраженную здесь.

Здания, написанные на фоне - изображение первого этажа дома в Иерусалиме, где имело место чудо. Кроме того, нередко можно увидеть аллегорию вселенной, лучи света или пламени. Этот нисходящий огонь - другой способ изображения сошествия Святого Духа, кроме традиционного изображения в виде голубя.

В нижней части иконы может в темном пространстве помещается фигура царя, заменившая собой изображение толп народа, бывшими свидетелями сошествия Святого Духа. Существуют трактовки, что этот образ может также олицетворять пророка Иоиля, отпавшего Иуду или царя Давида (эти два образа взят согласно слов апостола Петра: «Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде» (Деян.1:16)). В некоторых трактовках это образ Иисуса Христа, обещавшего быть со своими учениками до скончания века, а его старческая внешность должна показывать равенство Сына Отцу.

Традиционным толкованием образа царя является образ народа к которому обращена евангельская проповедь, представленного одной фигурой царя как его правителя. В руках царь держит растянутое покрывало, на котором уложено 12 свитков - они символизируют апостольскую проповедь. Рядом с фигурой помещается греческая надпись κόσμος - «мир».[2] От этой надписи в ряде источников образ царя получил наименование Царь-Космос.[3]

По мнению философа Е. Н. Трубецкого образ царя на иконе символизирует Космос (Вселенную). В своей работе «Умозрение в красках» он писал:
…внизу в подземелье, под сводом томится пленник - «царь космос» в короне; а в верхнем этаже иконы изображена Пятидесятница: огненные языки нисходят на апостолов, сидящих на престолах во храме. Из самого противоположения Пятидесятницы космосу царю видно, что храм, где восседают апостолы, понимается как новый мир и новое царство: это - тот космический идеал, который должен вывести из плена действительный космос; чтобы дать в себе место этому царственному узнику, которого надлежит освободить, храм должен совпасть со вселенной: он должен включить в себя не только новое небо, но и новую землю. И огненные языки над апостолами ясно показывают, как понимается та сила, которая должна произвести этот космический переворот.[4]

Данная трактовка, основанная на расширенном толковании греческого слова «κόσμος», встречается и у ряда искусствоведов.[5] В церковной среде используется понятие Царь-Космос, но в значении мира (или даже Вселенной), без трактовок, свойственных светской философии.[6]

http://ru.wikipedia.org/wiki/Троицын_день

праздники, иконография, Пятидесятница, апостолы

Previous post Next post
Up