Манихейство - составленное из вавилонcко-халдейских, иудейских, христианских, иранских (зороастризм) гностических представлений синкретическое религиозное учение перса Мани, или Манеса (род. 14 апреля 216, Мардину, Селевкия-Ктесифон, Вавилония - ум. 273 или 276, Гундишапур, Вавилония: убит по требованию священников - последователей Заратустры брошенным в него камнем) периода античности. Наряду с зороастризмом и митраизмом манихейство было одной из самых влиятельных иранских религий.
Учение Мани - это учение о борьбе света и тьмы, добра и зла. Будучи ответлением гностицизма, оно требовало от монаха строжайшей воздержанности, особенно в отношении питания, половой жизни, физического труда. Манихейские миряне, всегда составлявшие большую часть верующих, соблюдали лишь часть полного набора заповедей монаха. Поскольку Мани, как Посланник истинного Бога, стремился заменить прежнюю религию Ирана - Зороастризм, он пал жертвой духовенства, представлявшего её. Несмотря на это, манихейство приобрело известное влияние и за пределами государства Сассанидов, а позднее - Аббасидов: на восток - вплоть до Китая и Сибири, на запад - до Испании и Галлии; Августин, который позднее резко выступал против манихейства, некоторое время интересовался им и посещал открытые (экзотерические) собрания манихеев.
Содержание
1 История манихейства
2 Доктрина
3 Современное состояние
4 См. также
5 Внешние ссылки
История манихейства
Персидское государство тех времен находилось под ощутимым влиянием зороастризма. Но Мани, насколько известно, вырос в христианско-иудейской среде. Как и его отец, он принадлежал к племени илкесаитов. Молодость Мани провел в монастыре гностиков, возможно, мандеев, но в возрасте 24 года он, по его мнению, получил откровение свыше и решил основать новую религию. Как проповедник Мани очень много путешествовал по Индии, Персии, Средней и Передней Азии, участвовал в дискуссиях с религиозными деятелями разных религий - индуизма, буддизма, иудаизма, гностических и негностических ветвей христианства, зороастризма, что привело к использованию в манихейских текстах символики всех этих учений, так как Мани был уверен в сущностном единстве всех мировых религий.
Текст является частью статей о
Гностицизме
Персидский гностицизм
Мандеи
Манихейство
Курдский гностицизм
Езидизм
Сиро-египтетские гностики
Сифиане
Валентиниане
Василидиане
Известные гностические авторы
Симон Волхв
Менандр
Валентин
Маркион
Керинт
Поздний гностицизм
Офиты
Каиниты
Карпократы
Борбориты
Средневековый гностицизм
Павликиане
Альбигойцы
Богомилы
Катары
Вальденсы
Гностицизм в Древней Руси
Стригольники
Жидовствующие
Новгородский кодекс
Гностические писания
Библиотека Наг-Хаммади
Мани понимал себя как преемника основателей религий: Заратустры, Сиддхарты Гаутамы (Будды) и Иисуса Христа. Поэтому и религия его несла синкретический характер и содержала элементы вышеназванных религий. Философское движение гностицизма также оказало значительное вляине на учение Мани.
Во время правления Шапура I (242−273) Мани смог успешно распостранять свое учение на территории Персии. Преемник Шапура Бахрам I по требованию магов - представителей старой религии, отдал приказ об аресте Мани и последующей смертной казни.
До своей казни он проповедовал только в персидском государстве, но его последователи распространили учение на Запад в Римскую Империю и на Восток в Китай. Комбинация различных элементов привела к тому, что в Средиземноморье манихейство называли «церковью Святого Духа», а в Мани многие видели обещанного Христом параклета. В других частях мира Мани считали реинкарнацией Лао-Цзы или новым Буддой.
Впоследствии манихейство, прекратившее своё существование в Иране, благодаря своему синкретическому характеру дало целый ряд ответвлений в разных религиях, в том числе альбигойство в западном христианстве и богомильство в восточном, а сведения о почитателях Мани в Китае и самой столице страны Чанъане доходят до конца правления династии Тан. Уйгурский правитель Бугуг-хан (759-780) утвердил манихейство в качестве официальной религии, и оно оставалось ей вплоть до монгольского завоевания. Манихейство являлось также государственной религией крупного сибирского государства Енисейский Каганат[1]. На Западе манихейство, начиная с IV века, стало подвергаться преследованиям, однако и здесь манихейские общины были сравнительно многочисленными. В частности, один из отцов церкви, Августин Блаженный до 387 был последователем манихейства, которое позже критиковал в своей «Исповеди».
Доктрина
Два начала - доброе и злое, не происходят одно от другого, и во всем отличны. Темное начало в определенный момент времени захотело захватить доброе, и напав внезапно, смогло поглотить некоторые частицы света. С целью вернуть свет обратно в царство света, добрые силы послали сначала Первочеловека, который принес в жертву пять своих сыновей, и доныне распятых во всем мироздании (т.н. Крест Света), после чего ангельскими силами был построен смешанный мир как тюрьма для архонтов, поглотивших свет. Светлые силы освобождают свет из смешанного мира и направляют его в мир подлинного света, для чего, в частности, проповедуют многообразные религии, сущность которых заключается только в том, чтобы забрать свет обратно. Когда весь свет, который может быть захвачен Машинами Спасения, будет выжат, Митра обрушит структуры смешанного мира одну на другую, и подожжет оставшееся, чтобы наступил мировой пожар. В этом пожаре последний свет будет выбит из смешанного мира огнем, а темный остаток упадет вниз и так разделение двух начал будет восстановлено.
Человек по природе является добрым, так как душа человека сотворена Светом, и является частицей распятой в мире души Первочеловека. Тело не относится к человеческой индивидуальности, но является тюрьмой души, поэтому основной этический выбор заключается в выборе между следованию духу, который влечет к свету, и материи, которая влечет ко тьме (см. Послание Павла Галатам, гл. 5, см. 16-17). Те, кто следует духу, войдут в мир света, все же остальные, после того, как в мировом пожаре из их душ будет вырван весь свет, падут во тьму.
Следование духу проявляется не только на словах, но и на деле: оставлением семьи, собственности, неупотреблением мяса, наркотиков, неучастием в любой деятельности, связанной с насилием либо накоплением материальных ценностей. Это злые дела, которые должны быть оставлены. Вот добрые дела, которые должны быть сделаны: увеличение человеческого знания, лечение людей, распространение учения света, изучение и переводы книг, содержащих доктрины света.
Часть людей только на словах высказывает симпатии учению света, а также иногда оказывает помощь тем, кто следует свету. Такие люди (слушатели), хотя и не являются добрыми, находятся под покровительством добрых; во время мирового пожара некоторые из них будут вытащены добрыми людьми из огня, хотя и с большими мучениями.
В истории действие света проявлялось через пророков света, главными из которых являются: Заратуштра, Будда, Иисус Христос, и Мани (печать пророчества). В мусульманских странах манихеи обычно включали в состав пророков также и Мухаммада, а в Китае - Лао Цзы и Хуан Ди. Учение света может иметь региональные и исторически обусловленные особенности, но суть его одна - убедить максимальное количество душ следовать духу.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%85%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE