Nov 03, 2008 23:17
Рассмотрим три религиозных типа.
Язычество - религия племён, народов, языков. Всякое племя создаёт свой культ, свой локальный пантеон богов во главес главным богом, с поколениями богов, богами у власти и на покое и тп.
Протестантизм будучи языческим рецидивом внутри христианства реашет вопрос плюрализма иначе: здесь не каждый народ имеет свой культ (хотя изначально в протестантизме была и эта черта - сопротивление народов - особенно северо-европейских - нивелирующей унитарной экклезиологии католической церкви), но каждая группа, община, деноминация, конгрегация, в пределе дв-три члеовека уже вполне могут иметь своё учение, обрядность, организацию -- т.е. плюрализм в сравнение с плюрализмом политеизма вполне себе на уровне. И ух языческих культов мне кажется гораздо меньше, чем протестантских сект (включая и восточный протестантизм).
Православие -- учение о богочеловечестве и обожении, на котором основано почитание святых протестантами воспринимается как язычество. Но что самое забавное, патриархальность православия воспринимается этими же протестантами как близость к мусульманству. Бедные протестанты вынуждены недоумевать: Православие таки это язычество или мусульманство, в общем трудно им жить с дихотомическим мышлением :)
Вместе с тем, протестантизм несомненная сублимация языческого политеистического плюрализма. Будучи вдохновляемым гностицизмом, арианством, несторианством и наследниками гностических учений - павликианами, богумилами, катарами, жидовствующими, протестантизм поставил во главу угла человека, но не обоженного, не святого (отсюда и отрицание почитания святых, отрицание монашества), а "естественного" человека. А это и есть язычество. И там и там не члеовек преображается, а Бога подстраивают под образ падшего человека. В язычестве эт опросто выражено последовательно и принципиально, открыто и основательно.
Если православный это грешник, стремящийся к спасению и обожению в пределе, не теряющий человечества в Божестве, ни разделяющий Божество и человека, то протестант уже спасён, уже считает себя де-факто находящимся в преображённом состоянии и уже в принципе мог бы жить в раю )таком ,каким он его себе видит и рисует), но пока суд да дело можно заняться бизнесом. Бог в общем в эти дела не вмешивается, он же отдельно и сам по себе, а мир сам по себе.
протестантизм,
Православие,
плюрализм,
политеизм,
типология религий