Августин и Плотин,

Aug 04, 2008 14:26

Христианская философия Августина, как и всех прочих отцов и учителей Церкви, в противоположность неоплатонизму и всей античной философии, есть прежде всего "проповедь о боговоплощении, евангелие богосыновства людей во Христе, религия самого тесного единения мира с Богом". Эта центральная идея об истинном Богочеловечестве Христа, резкою гранью отделявшая этих христианских философов от языческих мыслителей и философов-еретиков с их противоположною идеологией человекобожества, служит самым жизненным нервом всего их богословского творчества и вместе с тем нормою их сравнительного догматического правомыслия пред судом позднейшего церковно-вселенского самосознания"

Таким образом, Бог Августина - это не отвлеченное сверхсущее (высшее бытия и чуждое жизни) "Единое" неоплатонизма, не безличная и абстрактная монада или энада Плотина, а существо всереальнейшее, конкретное, Дух Живой, Личный, Самосознающий. По Августину, для Бога "быть" implicite значит уже "быть личностью" в высочайшем смысле этого слова. Сама его психологическая конструкция тринитарного догмата, путем анализа триединства человеческого самосознания и любви уясняющая тайну троичной жизни Божества, достаточно говорит за то, что Бог для Августина - это прежде всего живая самосознательная Личность с предикатом абсолютного совершенства.

http://www.sovmu.spbu.ru/main/proj/russplat/item11.htm

тринитарное богословие, богословы, христианская философия, христология

Previous post Next post
Up