Сёстры Спасо-Евфросиньевского монастыря, г. Полоцк
ПРЕМУДРОСТЬ СОЗДА СЕБЕ ДОМ
«Мы проповедуем… Христа, Божию силу и Божию премудрость» - так писал святой апостол Павел в своём послании Коринфянам (1 Кор. 1, 24). По свидетельству Священного Писания, в Боге «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2, 3). Господь управляет Своим творением так премудро, что в каждом явлении видимого мира мы ясно зрим Его творческую любовь и направленность Божественной воли ко благу.
ДРЕВНЕЕ ПОНИМАНИЕ ИДЕИ СОФИИ
Слово «премудрость» на греческом языке произносится «софия». Издревле понимание идеи Софии было двояко. Так, в одной из церковных молитв на праздник Святой Софии говорится: «Непостижимая и Всепетая Премудрость Божия, София Преименитая, девственных душа, сиречь Единородный Сын Слово Божие». Отождествление Софии со второй Ипостасью Святой Троицы было наиболее присуще христианской мысли древних времён. Соответственно такому пониманию, София, Премудрость Божия, изображалась в виде крылатого Ангела с огненным ликом, в царском венце, украшенном крестом, и в царских одеждах, восседающего на золотом престоле, который утверждён на семи столбах. «Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь» (Притч., 9, 1). Однако наряду с таким толкованием слова «софия» существовало и другое. Ещё святой Игнатий Богоносец, объясняя слова Притчей «Премудрость созда себе дом…», разумел под Премудростью или Софией - Пресвятую Богородицу. Такое понимание нашло отражение, в частности, в киевской традиции, где на иконах Святой Софии изображена Богоматерь под седмистолпной сенью, стоящей на амвоне с семью ступеньками. Примечательно, что дни празднования Софии совпадали с Богородичными праздниками. Например, в Киеве праздник Святой Софии отмечался в день Рождества Богородицы, а в Новгороде - в день Успения.
Тема Премудрости Божией звучит в ветхозаветных книгах Притчей Соломоновых, Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Священное Писание повествует нам также о том величайшем событии, когда премудрый царь Соломон построил на земле Единому Богу величественный храм, ради которого он не пожалел всех своих царских сокровищ. Премудро устроенный храм Соломона явился прообразом будущей Новозаветной Церкви. Идея Софии, Премудрости Божией, вдохновляла христианских зодчих и иконописцев на создание гениальных творений. Так, в декабре 537 года, в Царьграде (Константинополе), в канун праздника Рождества Христова, был освящён величайший из храмов Византии - Софийский собор, ставший символом священной благочестивой державы. Впоследствии, подражая традициям православного Востока, начала воздвигать на своих землях храмы в честь Софии и Святая Русь. В Киеве, Новгороде, Полоцке, а позднее - Вологде, Тобольске, Гродно и других городах вознесли ввысь свои золотые купола величественные соборы Софии Премудрости Божией. Эти соборы стали символами могущества и величия восточнославянских княжеств, процветающих под сенью православия.
Чаще всего храмы в Древней Руси строились по инициативе и на средства князей. Так, в XI веке в городе Полоцке кафедральный Софийский собор был построен князем Всеславом - дедом великой княжны Полоцкой, преподобной Евфросинии. Тогда это был четвёртый во всём христианском мире храм, освящённый во имя Святой Софии, который стал духовным символом города и всего Полоцкого княжества. Даже в официальных документах того времени, там, где речь шла о Полоцке, вместо названия города нередко использовали название «Святая София». В Софийском соборе решались наиболее важные государственные вопросы, включая подписание актов о войне или мире, заключение торговых договоров и церемонию «посажения на престол». В соборе в то время находилась богатая библиотека. Здесь же велось летописание. Собор в честь Святой Софии на несколько веков стал кафедральным храмом полоцких епископов. В нём некоторое время жила и духовно подвизалась, в подражание Пресвятой Деве Марии, будущая игуменья Полоцкая - преподобная Евфросиния.
КОЛЫБЕЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ
Историческая память каждого христианского народа с благоговением хранит события тех времён, когда Свет евангельской Истины осенил его родную землю. Милостью Божией, для белорусского народа таким местом является Полоцк, ставший колыбелью православия на Белой Руси.
В древности Полоцк был одним из значимых городов Европы. Преподобный Нестор Печёрский в «Повести временных лет» писал: «…а Двина… впадает в море Варяжское… так и из Руси можно плыть… по Двине - в землю Варягов, а от Варяг до Рима». Нетрудно предположить, что оживлённые связи Полоцка с другими странами способствовали распространению христианства в Полоцком княжестве задолго до крещения Руси. Ещё во времена апостольские святой Андрей Первозванный, проповедуя Евангелие, проследовал по пути «из варяг в греки», посетив при этом и земли, впоследствии составившие Полоцкое княжество. Как свидетельствует народное предание, первая христианская община в Полоцке возникла ещё в результате проповеди, с которой пришла сюда княгиня Ольга (...)
http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=2211&n=112