Творения священномученика Илариона (Троицкого)
"Да будут едино, якоже и мы" (Иоанн. 17,11). Так молился Господь Иисус Христос Своему небесному Отцу в последний день своей земной жизни пред спасительными страданиями. Христос основал Церковь, новое общество людей, в котором они должны объединяться между собою каким-то особенным внутренним и духовным единением. Царство Христово не то, что царства земные, где люди объединены искусственными юридическими нормами, но могут быть в то же самое время совершенно разъединены друг от друга всем своим существом, всей своей нравственной природой. Сам Христос единство верующих уподоблял органическому единству ветвей одного дерева. (Иоанн. 15, 1-7). В последнем же своем молитвенном торжественном обращении к Отцу Христос указывает как бы идеал церковного единения спасенного Им человечества. Таким идеалом в словах Христа является то существенное единство, которое три Божественных Лица соединяет во Единое Триипостасное Божество. Божество - Троица во Единице. Спасенное человечество, т.е. Церковь должна быть единством во множестве.
Великие отцы Церкви не мало любомудрствовали об этом подобии церковного человечества единству лиц Пресвятыя Троицы и богословские созерцания их богопросвещенного ума могут дать нам многое для уразумения истины троичности Божества и единства человечества в Церкви. Главнейшие из этих святоотеческих созерцаний мы и представим в настоящем очерке, сопровождая их необходимыми разъяснениями [1].
Мысль о единстве человечества в Церкви по образу триединства Божества мы встречаем еще у раннейших церковных писателей, начиная с середины III века. Первый святоотеческий труд, специально посвященный вопросу о Церкви, это трактат св. Киприана, епископа Карфагенского, "О единстве католической Церкви". Всю свою литературную деятельность св. Киприан посвятил, преимущественно, раскрытию понятия о Церкви, а всю свою церковную деятельность, запечатленную блаженной мученической кончиной, - защите единства Церкви от покушений "зломыслящих еретиков и раскольников". Вся вселенская Церковь для св. Киприана есть некоторое особое единство. "Бог заповедует, чтобы в дому его жили только мирные, со-'' гласные и единодушные. Он хочет, чтобы возрожденные и остались такими, какими Он сделал их вторым рождением, чтобы ставшие сынами Божиими пребывали в мире Божием, - чтобы у нас, у которых один Дух, было одно сердце и чувство. Для Бога большая жертва - наш мир и братское согласие, народ, соединенный в единстве Отца и Сына и Святого Духа" [2].
ПРОДОЛЖЕНИЕ по ссылке
http://www.fond.ru/calendar/martys/wk/triedin.htm