HackDay: от идеи до прототипа за два дня

Feb 01, 2010 13:37



В недавнем интервью Елена Масолова, основатель и директор по инвестициям фонда бизнес-ангелов AddVenture, комментируя ситуацию в сфере отечественных стартапов, отметила: «В Нью-Йорке, который не является инновационным и венчурным центром США, в неделю проходит 70 мероприятий для стартапов: конкурсы бизнес-планов, презентации и т.д. У нас как-то на одной неделе прошло целых три таких мероприятия, и все по этому поводу долго радовались. Поэтому чем больше будет событий, площадок, где будет происходить обмен мнениями, экспертиза, критика стартапов, у которых будет появляться какое-то адекватное понимание, тем быстрее мы будем развиваться».

5-6 декабря 2009 г. в Санкт-Петербурге состоялось мероприятие из числа развивающих сферу стартапов. Мероприятие прошло под названием HackDay 2. Одним из организаторов HackDay 2 выступила студия web-разработок Михаила Кечинова (в числе других организаторов Александр Красс, Виталий Власов - организатор NevaCamp, Николай Красильников из Sun Microsystems). Михаил Кечинов - предприниматель-инноватор новой формации, среди профессиональных целей которого - «добиться того, чтобы русские разработчики научились делать новые проекты, а не клонировать зарубежные», и который считает, что «отечественная Кремниевая долина будет у нас тогда, когда люди, прежде чем бегать и искать инвестора на идею, начнут сначала что-то делать и создавать своими силами».

- Михаил, расскажите о формате мероприятия. Что такое HackDay, откуда он появился, и почему Вы решили его провести?

- HackDay - формат, который используется внутри компании Yahoo!. Yahoo! проводить такие мероприятия каждые 3 месяца. Суть мероприятия в том, что люди собираются вместе, образуют команды, придумывают идею проекта и разрабатывают его прототип за 2 дня. У нас началось всё с того, что Юра Лифшиц (сотрудник Yahoo!) организовал первое такое мероприятие в Санкт-Петербурге 5 сентября. Я на этом мероприятии был как участник. На второй день был круглый стол, на котором Юра предложил желающим провести следующий HackDay. В общем-то мы и взялись. А почему? Потому что интересно посмотреть, кто что делает. Ну и, главное: у нас все говорят о том, что вот, в России ничего не изобретают, давайте лучше изобретать своё, а не использовать западные разработки. Но дальше разговоров дело не часто уходит. А на HackDay люди как раз просто делают.

Из описания мероприятия на сайте: HackDay - это мероприятие, где участники работают над доведением своих идей до прототипа. Вы можете прийти с уже готовой идей, на реализацию которой у вас никак не находилось времени. Можно собрать команду непосредственно на Hackday'е. Наконец, вы можете начать участие с одного из наших мастер-классов по открытым технологиям и создать новый проект на их основе. HackDay - это не встреча для разговоров, это не конференция и не вечеринка. В HackDay нельзя участвовать в качестве наблюдателя. Это место и время для работы над реальными проектами в максимально творческой атмосфере. Приходите и сделайте что-нибудь интересное.

- Как можно перевести HackDay?

- Перевести сложно. Самый простой перевод - день хака. Но hack не в смысле взлома, а как нестандартный подход к работе, слом стереотипов, поток креатива.

- Как вообще устроен HackDay? С точки зрения самого процесса, какие есть составляющие этого формата?

- Открытие, представление идей, сбор команд, работа, работа, работа, спать, работа, работа, демофест, презентации идей, спать.

- Я видел ещё в программе мастер-классы, какова их роль в общем процессе?

- Мастер-класс (хотя это скорее воркшоп) позволяет быстро получить представление о какой-то технологии и сделать на ней проект. Например, в этот раз люди пришли на мастер-класс по iPhone. Люди, у которых нет маков и айфонов, и они не знают, как под них писать софт. Так вот, они послушали и вместе с ведущими мастер-классов за два дня сделали песочные часы для iPhone. Если я хочу что-то быстро изучить и сделать, мастер-классы как раз для этого. Были и теоретические мастер-классы, например, про авторское право, но это больше для общего образования.

- Мастер-классы проводили специально приглашенные эксперты или сами участники?

- Были и эксперты, например, Дмитрий Евтеев из Positive Technologies, Сергей Сек из MLG Consulting, Антон Волнухин из Яндекс, были и просто люди, умеющие что-то делать профессионально. Единственное требование было, для технических мастер-классов, - мастер-класс должен быть практическим, чтобы участники на нем не просто на экран смотрели, а что-то делали. И желательно, чтобы из мастер-класса в итоге выходил проект, который потом можно было бы показать на демофесте (например, песочные часы на iPhone или приложение для Maemo).

- Какие еще использовались формы-средства-способы, помогающие людям делать свои проекты?

- Для того чтобы упростить сбор команд, мы на сайте сделали возможность описания идей и присоединения к ним. Это сработало. Но были проблемы уже на мероприятии - люди не могли найти друг друга. Для облегчения процесса мы сделали бейджи разного цвета (синие - программисты, желтые - рекламщики, бухгалтеры, розовые - дизайнеры, проектировщики) и доску объявлений, где размещались объявления о поиске участников. Но нужно придумать что-то еще.

- Среди целей HackDay есть такая, как формирование сообщества, общего поля общения людей, начинающих свой IT-бизнес. С чем связана потребность в таком сообществе и зачем это Вам лично?

- Скорее не так официально. Хочется, чтобы люди помимо рассуждения о том, как можно получить инвестиции на свою идею, еще и что-то делали. Зачем это лично мне? Просто хочется посмотреть на другие проекты, какие идеи у людей. Вообще хочется, чтобы наши разработчики не просто делали клоны зарубежных сайтов, а придумывали что-то свое.

Из описания мероприятия на сайте: Этим мероприятием и серией сходных мероприятий организаторы планируют создание петербургского комьюнити программистов, дизайнеров, проектировщиков, IT-маркетологов, юристов, специализирующихся на IT-сфере. Комьюнити должно помогать в решении вопросов на всех стадиях развития стартапов: от разработки идеи и прототипа до получения инвесторских вложений в проект. В данный момент в городе нет общего поля общения людей, начинающих свой IT-бизнес, и HackDay станет частью фундамента для его создания.

- У Вас есть своя студия, Вы общаетесь с другими разработчиками, стартаперами, инвесторами, делаете проекты. Откуда эта потребность в нечто большем: сообщество, общее поле, чтобы наши разработчики делали свои проекты? Большинство людей об этом никогда и не думают, а не то, что пытаются сделать что-то в этом направлении.

- Хочется расширять круг общения и деятельности. Причем с людьми, которые ответственно относятся к тому, чем занимаются. На HackDay как раз приходят те, кто хочет развиваться, что-то делать, создавать. Сначала приходит много людей. Но многие из них просто любопытствующие - пришли посмотреть, что и как. А вот до конца второго дня доживают те, кто действительно что-то делает. И именно с этими людьми можно делать совместные проекты, за которые не будет стыдно, и с которыми можно вести общие дела. Как-то так.

- Получается HackDay - это способ выявить самодеятельных людей, которые с высоким уровнем самоорганизации, со сходными мотивами-ценностями, с которыми интересно делать новые проекты?

- Получается, что так.

- Михаил, можете как-то описать тех людей, которые доходят до конца второго дня? Что у них есть общего?

- Общее у людей, дошедших до конца - общительность, настойчивость и желание довести дело до конца.

- А есть какие-то общие социально-экономические характеристики: возраст, место работы, образование, опыт?

- Нет. Возраст колеблется от 15 до 45. Место работы - кто где. Образование - кто-то учится, кто-то не учился, кто-то уже доучился. Опыт - тоже любой. Новички «сбивались» в группы с профессионалами, программисты с гуманитариями. Кстати, чем больше разнообразных людей в одном проекте, тем он получается более «человечным».

- В каком смысле?

- Ну, например. Был проект - утилита нагрузочного тестирования сайтов. Это чисто технический проект, рассчитанный на специфичную аудиторию. Я им пользоваться буду, т.к. у меня работа такая. Но не все занимаются разработкой больших сайтов, поэтому большинству людей эта утилита не нужна. А был проект «Налоговая азбука». Его сделали в виде мультфильма, достаточно забавного и не нудного, при этом объясняющего основы налогообложения любому человеку. В этом проекте участвовало несколько людей, разных по специализации.

- Сколько людей участвовало в этом HackDay?

- Примерно, 270-300. До конца дошло 26 проектов в среднем по 4 человека. Хотя на демофесте визуально было человек 150-180.

Из отчёта о мероприятии на сайте: Первое место занял проект Free WiFi Finder - приложение под Android, помогающее найти ближайшие бесплатные WiFi точки доступа (приложение будет работать как при отсутствии интернета, так и с ним, задействуя в последнем случае наглядность GMaps). Второе место поделили Galois Wiki - открытый математический справочник в wiki стиле, и MercuryDrops - игра под Android по мотивам флэш-игры MercuryDrops. Третье место занял проект Travel lights - информационный сервис, основным функционалом которого является расчет маршрутов путешествия (пути между заданными пунктами) и поиск мест стоянок (хостелы, отели и т.п).

- На кого больше рассчитан такой формат как HackDay, для кого он больше ценен?

- Для самостоятельных людей, готовых для достижения цели много работать. HackDay рассчитан и на тех, кто хочет начать свой стартап, и на тех, у кого уже есть проект, но не хватает ресурсов, и на тех, кто ищет людей в команду, а также на тех, кому нужно решить какую-то свою задачу. Бывает, что идеи нескольких людей совпадают, и они «сбиваются» в один проект.

Из описания мероприятия на сайте: Не бойтесь рассказывать о своей идее. Скорее всего, вы не первый, кому она пришла в голову. Возможно, она уже находится в разработке. Идеи витают в воздухе, знаете ли. Идея ничего не стоит без возможности ее реализовать, поэтому необходимо искать единомышленников, которые в этом помогут. Рассказывая о проекте, которого еще не существует, вы получаете массу критики, часть которой будет конструктивной. Это поможет безболезненно скорректировать проект на стадии подготовки. И последнее. Не нужно бояться плагиата. У других разработчиков куча своих безусловно гениальных идей, и чужие им не нужны и зачастую непонятны.

- После первого HackDay сколько проектов появилось, которые и сейчас работают?

- Мы нашли 6 проектов, которые до сих пор живы. Возможно, есть ещё.

- На HackDay как-то присутствовали инвесторы?

- Было два частных инвестора. О других не знаем. Специально не приглашали. На HackDay им, в общем-то, делать нечего, тут ведь только прототипы в большинстве случаев. Скорее цепочка такая: на HackDay делается прототип, потом дома он доводится до презентабельного вида и после этого уже участвует в каком-то тематическом мероприятии про инвестиции, типа Web-ready или Nevacamp.

- Как по вашему, почему люди принимают участие в таких мероприятиях? В чем уникальность HackDay, которой нет нигде больше?

- Могу от себя сказать. На прошлый HackDay я пришел с целью найти себе в команду программиста-железячника для проекта «Накопитель». Я презентовал идею и минут через 30 познакомился с двумя такими программистами. С одним из них мы дошли до демофеста. Это намного практичнее, чем искать себе команды на сайтах работы или в социальных сетях, где народ в основном занимается общением. Кстати, на этом мероприятии один из проектов представлял организатор HackFest. HackFest - это, в общем-то, первое мероприятие такого плана, которое я видел, но там все сидели по домам, и работа шла в онлайне. На разработку проекта было дано 24 часа.

-Чем для Вас был ценен этот HackDay, что Вы увидели, что не видели раньше, что поняли, чему удивились?

- Поняли, что надо значительно улучшать ряд организационных моментов, и как это сделать. Удивились количеству заявленных проектов - 72. Ну а то, что до демофеста добрались 26 - это закономерно. Приятно удивила отзывчивость тематических СМИ по информационной поддержке.

- А как Вы думаете, почему такие мероприятия, как HackDay, у нас начали появляться только сейчас, а не 5 лет назад, например?

- Хакфест был года 2 назад. Почему? По той же самой причине, почему у нас нет своих уникальных проектов. Мы копируем уже готовые решения, а на то, чтобы придумывать что-то новое, у нас нет времени - мы заняты тем, что хотим получить много денег и сразу, и, желательно, чтобы всё было уже готовое. А на тех, кто предлагает что-то новое, смотрят как на сумасшедших. Опять не политкорректно выразился. Но мне кажется, что это примерно так.

- Но неужели сейчас мы не заняты тем, что хотим много денег, и сразу, и чтобы все было готово?

- А HackDay уже готовый формат. Берём и пользуемся. Говорим, что это формат от Yahoo!, и все считают, что это клёво. А если бы говорили, что это придумал Вася Пупкин из Больших Васюков, все бы считали его безумным, а на Хабрахабре еще бы и карму ниже плинтуса опустили бы.

- Понятно, но мне кажется, что ключевое здесь, это как раз Ваше - «берем и пользуемся» или, другими словами, «берем и делаем». Возможно, что причина развития таких мероприятий, в том, что выросло новое поколение, таких как Вы и тех, кто организует эти мероприятия.

- Возможно.

- Среди отзывов на сайте какая-то часть критически оценивает организационную сторону HackDay. Вам, как организатору, с какими проблемами пришлось столкнуться?

- Во-первых, мы не учли особенностей помещения, в котором проводился HackDay. А это был Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, за что им большое спасибо. Большое пространство, удаленность разных аудиторий друг от друга - это было действительно не совсем удобно для участников. При этом в субботу был учебный день, поэтому возникла накладка с помещением. Но это особенности учебного заведения. Тут уж никак. Не рассчитали время на демофест. Он затянулся. У некоторых участников были проблемы с подключением к проектору. Мы несколько упростили процедуру сбора людей в группы по проектам (в прошлый раз было сложнее), но все равно оказалось сложно. Думаем над новым способом.

Мы, в общем-то, рады критическим отзывам. Это нормально. Позволяет выявить ошибки и исправить их. А если эти отзывы будут еще и предлагать способ выхода из сложившейся ситуации - будет еще лучше. Сейчас многие из этих критических отзывов и содержат полезные идеи.

- Расскажите о процессе подготовки и проведения HackDay - для тех, кто, например, захочет провести HackDay в своем городе. Небольшой мастер-класс: основные вехи, основные проблемы, чему уделять повышенное внимание, с чего начинать?

- Самое главное - помещение. Если будут проблемы с помещением, все остальное можно и не делать. Желательно, чтобы все помещения были рядом. Также желательно разделить помещения для мастер-классов и помещения для работы, чтобы одни не мешали другим. Далее. О проведении мероприятия нужно сообщать во все СМИ, куда только можно дотянуться. Если хочется привлекать спонсоров, нужно им что-то предложить (пример спонсорского пакета можно скачать с нашего сайта - http://spb.hackday.ru). При этом деньги должны идти не на новый ноутбук организатору, а на самое необходимое для мероприятия. По всем деньгам нужна отчетность - что куда потрачено. Нужны проекторы, микрофоны, звук. Всё оборудование нужно обязательно проверить. Организация питания - очень важно. Голодный программист плохо работает, а заставлять их бегать в магазин - это не очень хорошо. При этом помимо обедов должна быть возможность попить чай/кофе, погрызть печенье.

Если народу мало, то собраться в проекты им будет просто. Если много - то нужно думать, как им найти друг друга. Ещё бывают опоздавшие, которые не могут найти свой проект. Тоже проблема. Поэтому желательно, чтобы руководители проектов оставляли свои телефоны. Каждый из организаторов должен делать свою определенную работу, чтобы не получилось так, что одну работу делают два человека, а другую не делает никто, потому что все понадеялись друг на друга. Должен быть координатор, который знает всё, что происходит. Нельзя оставлять всё на последний день. Начинать решать организационные моменты можно примерно за месяц-полтора. Задействовать СМИ можно недели за три до мероприятия.

- То есть основное - это найти помещения, решить проблему с техникой, интернет, питанием, оповестить потенциальных участников, СМИ, и продумать, как люди будут организовываться в проекты. Плюс желательны мастер-классы и спонсоры. Плюс наверняка еще сотня мелких вопросов. В общем-то, задача, с которой не всякий супермен справится.

- Супермен, да, не справится. А вот супервумен - да. Евгения Овчинникова координировала всю работу, проверяла все мелочи. В общем, если бы не она, был бы большой бардак.

- Вы планируете проведение следующих HackDay?

- Да, следующие будут. Есть планы насчет проведения небольшого Кино-HackDayя в конце новогодних праздников. Будем снимать кино.

- За пару дней снять фильм?

- Видимо. Пока не придумали. Просто идея прозвучала на этих выходных. Не полный метр, конечно. Короткометражку, социалку, еще что-нибудь.

- Где-то я видел, что Вы планируете следующие HackDay делать более тематическими.

- Ну, не обязательно все тематические. Просто менять формат, чтобы не зацикливаться на какой-то одной теме. Например, разработка проектов под инвестиции, т.е. не такое разнообразие направлений, как на этот раз, а именно то, что потом может пойти на мероприятия, посвященные инвестициям. Или музыкальный HackDay. Может разработка каких-то игр. Видов деятельности много.

Николай Суровикин
декабрь 2009

Краткая версия интервью на портале Unova.ru >>>

hackday, мероприятия/конкурсы, интервью

Previous post Next post
Up