"Люди в театр приходят смеяться и плакать. За одно из этих проявлений зрительских чувств я могу поручиться", - примерно так описывал Олег Павлович Табаков постановкуКонстантина Богомолова "Юбилей ювелира", где сам юбиляр Олег Павлович (а пьеса эта поставлена по случаю 80-летнего юбилея Табакова) сыграл заглавную роль.
Ах, Мастер!.. Знали бы вы в тандеме с гениальным режиссёром, что где-то в бельэтаже это будет не просто сопереживанием и слёзами, а - чего уж! - фонтаном слёз уже с середины спектакля, к концу же - горло предательски сдавит комок, не позволяя крикнуть восхищённое "Браво!". Хотя, конечно, вы знаете это..
"Юбилей ювелира" - очень тихая и совсем не праздничная постановка, в которой от юбилея нет ничего привычного, праздничного. Лишь ожидание того, как бы дожить, дождаться исполнения мечты, возраст которой 60 лет. Главный герой пьесы, разорившийся ювелир Морис Ходжер, узнаёт о том, что смертельно болен и осталось ему не больше месяца-двух. Два месяца ему необходимы не праздника ради: ровно через этот срок ему исполнится 90 лет, и на чай к нему придёт сама Королева Англии,
о встрече с которой он договорился 60 лет назад, принимая участие в её коронации. Иллюзия или реальность та встреча - зритель не узнает (хотя и увидит в специально снятом видео), узнает лишь, что память Мориса хранит тот момент, как главный в жизни, подаривший влюблённость, смысл, мечту.
Эти последние месяцы Морис проводит с сиделкой в роли Дарьи Мороз и женой, так фантастически переданной Натальей Теняковой. Как играет Наталья Тенякова эту женщину! Так передаёт её любовь - зрелую, земную, безумную, не всегда прощающую, которая и после 66 лет совместной жизни ревнует, будто в бурной молодости. Ревнует и запрещает нанимать актрису, которая может сыграть роль Королевы и воплотить последнюю мечту мужа, в наступивший день юбилея. "Он Вас очень любит", - говорит сиделка Кэти. "Знаю. Любит. Но никогда не был влюблён", - отвечает она.
От начала и до конца в "Юбилее ювелира" боишься дышать и пропустить хоть слово, нарушить эту светлную печаль, боль смерти, поданную так страшно, спокойно, без истеричных криков, обычно сопутствующих уходу. "Давайте будем реалистами: вам 89 лет, Морис, вы неплохо пожили", - говорит героиня Дарьи Мороз. И от слов её холодно, ведь, как говорил, один из героев А.Чехова: "Жить хочется и в 90 лет"... Как же органична она в этой роли! Сложной, противоречивой, часто видящей смерть. Но умеющей сочувствовать там, где только это чувство может спасти.
Сказать об игре, вернее, жизни Олега Табакова в этой роли, можно одной фразой, из этого же спектакля: "По моим наблюдениям, люди с богатым воображением не стареют. Они точно светятся изнутри, у них особый блеск в глазах". Так. И никак иначе.
Актёры у Константина Богомолова всегда, а здесь особенно, не играют - живут, без придыханий и театральных жестов, а зрители будто подсматривают жизнь. Интонации их предельно просты, как в жизни, осознанной и настоящей; интонации, с которыми не скатишься в пафос и банальность. Вся же тяжесть пьесы льётся буквами с больших экранов - узнаваемый и столь точно бьющий в цель инструмент Богомолова. "Начало", "Начало конца", "Начало конца начинается". На сцене всё спокойно, а с экранов бьются воспоминания, эмоции, чувства, память. Память, которая "всего лишь клетки мозга". Клетки. И ничего больше.
На "Юбилее" у меня щемило сердце, и я впервые не могла крикнуть "Браво!". Все 1,5 часа пьесы, где нет ни единого лишнего слова и неверной эмоции, казалось и остро чувствовалось, что Богомолов, будто переиграл самого себя, перепрыгнул все свои прошлые шедевры, сотворив фантастическую тишину, боль, любовь. Здесь такая тонкая грань между лиризмом и трагедией, что в одной истории - целый Космос, отдельная Вселенная, которую несут в себе три актёра и титан-режиссёр.
Что до королевы, то она, конечно, придёт. Кто ею будет: нанятая актриса, переодевшаяся жена или настоящая Королева? Зритель увидит сам. И, возможно, поверит, что умереть можно, исполнив заветную мечту. Ведь "смерть приятный гость, если умирающий радушный хозяин"... (с)