"Юбилей ювелира", МХТ им.Чехова

Apr 28, 2015 21:25

"Люди в театр приходят смеяться и плакать. За одно из этих проявлений зрительских чувств я могу поручиться", - примерно так описывал Олег Павлович Табаков постановкуКонстантина Богомолова "Юбилей ювелира", где сам юбиляр Олег Павлович (а пьеса эта поставлена по случаю 80-летнего юбилея Табакова)  сыграл заглавную роль.

Ах, Мастер!.. Знали бы вы в тандеме с гениальным режиссёром, что где-то в бельэтаже это будет не просто сопереживанием и слёзами, а - чего уж! - фонтаном  слёз уже с середины спектакля,  к концу же - горло предательски сдавит комок, не позволяя крикнуть восхищённое "Браво!". Хотя, конечно, вы знаете это..

"Юбилей ювелира" -  очень тихая и совсем не праздничная постановка, в которой от юбилея нет ничего привычного, праздничного. Лишь ожидание того, как бы дожить, дождаться исполнения мечты, возраст которой 60 лет. Главный герой пьесы, разорившийся ювелир Морис Ходжер, узнаёт о том, что смертельно болен и осталось ему не больше месяца-двух. Два месяца ему необходимы не праздника ради: ровно через этот срок ему исполнится 90 лет, и на чай к нему придёт сама Королева Англии, о встрече с которой он договорился 60 лет назад, принимая участие в её коронации. Иллюзия или реальность та встреча - зритель не узнает (хотя и увидит в специально снятом видео), узнает лишь, что память Мориса хранит тот момент, как главный в жизни, подаривший влюблённость, смысл, мечту.

Эти последние месяцы Морис проводит с сиделкой в роли Дарьи Мороз и женой, так фантастически переданной Натальей Теняковой. Как играет Наталья Тенякова эту женщину! Так передаёт её любовь - зрелую, земную, безумную, не всегда прощающую, которая и после 66 лет совместной жизни ревнует, будто в бурной молодости. Ревнует и запрещает нанимать актрису, которая может сыграть роль Королевы и воплотить последнюю мечту мужа, в наступивший день юбилея. "Он Вас очень любит", - говорит сиделка Кэти. "Знаю. Любит. Но никогда не был влюблён", - отвечает она.

От начала и до конца в "Юбилее ювелира" боишься дышать и пропустить хоть слово, нарушить эту светлную печаль, боль смерти, поданную так страшно, спокойно, без истеричных криков, обычно сопутствующих уходу. "Давайте будем реалистами: вам 89 лет, Морис, вы неплохо пожили", - говорит героиня Дарьи Мороз. И от слов её холодно, ведь, как говорил, один из героев А.Чехова: "Жить хочется и в 90 лет"... Как же органична она в этой роли! Сложной, противоречивой, часто видящей смерть. Но умеющей сочувствовать там, где только это чувство может спасти.

Сказать об игре, вернее, жизни Олега Табакова в этой роли, можно одной фразой, из этого же спектакля: "По моим наблюдениям, люди с богатым воображением не стареют. Они точно светятся изнутри, у них особый блеск в глазах". Так. И никак иначе.

Актёры у Константина Богомолова  всегда, а здесь особенно, не играют - живут, без придыханий и театральных жестов, а зрители будто подсматривают жизнь. Интонации их предельно просты, как в жизни, осознанной и настоящей; интонации, с которыми не скатишься в пафос и банальность. Вся же тяжесть пьесы льётся буквами с больших экранов - узнаваемый и столь точно бьющий в цель инструмент Богомолова. "Начало", "Начало конца", "Начало конца начинается". На сцене всё спокойно, а с экранов бьются воспоминания, эмоции, чувства, память. Память, которая "всего лишь клетки мозга". Клетки. И ничего больше.

На "Юбилее" у меня щемило сердце, и я впервые не могла крикнуть "Браво!". Все 1,5 часа пьесы, где нет ни единого лишнего слова и неверной эмоции, казалось и остро чувствовалось, что Богомолов, будто переиграл самого себя, перепрыгнул все свои прошлые шедевры, сотворив фантастическую тишину, боль, любовь. Здесь такая тонкая грань между лиризмом и трагедией, что в одной истории - целый Космос, отдельная Вселенная, которую несут в себе три актёра и титан-режиссёр.

Что до королевы, то она, конечно, придёт.  Кто ею будет: нанятая актриса, переодевшаяся жена или настоящая Королева? Зритель увидит сам. И, возможно, поверит, что умереть можно, исполнив заветную мечту. Ведь "смерть приятный гость, если умирающий радушный хозяин"... (с)


Previous post Next post
Up