Оригинал взят у
stancoy в
Кладбищенские истории: кто же покоится на «Петропавлово»?Писал для сайта "Твой Тамбов":
https://tmb.news/exclusive/intervyu/kladbishchenskie_istorii_kto_zhe_pokoitsya_na_petropavlovo_/Как и все старинные некрополи, Петропавловское кладбище хранит немало загадок, став последним приютом для многих известных и неизвестных горожан и иногородцев. О могилах некоторых из них мы и расскажем в этом материале.
Кладбищенское братство
Тамбовские некрополи местами запущены и неухожены. Немало заброшенных могил и покорёженных крестов и на старинном Петропавловском кладбище. Но так было не всегда. До революции, в 1910 году, было организовано Петропавловское кладбищенское братство, которое занималось благоустройством погоста. Его возглавил тогда Иван Потапов, будущий городской голова. Правда, эта организация просуществовала недолго. В настоящее время по инициативе тамбовского писателя Владимира Середы создаётся оргкомитет по возрождению Петропавловского кладбищенского братства. К участию в его работе приглашаются все желающие.
Стрельбы на кладбище и захоронения жертв террора
Петропавловское кладбище появилось на карте Тамбова в 70-е годы XVIII века во время эпидемии чумы. Тогда погост находился далеко за городской чертой. Это уже потом рядом с ним выросли жилые массивы и железнодорожные пути.
Нашего экскурсовода зовут Пётр Дмитриевич. Себя он в шутку именует «ветераном Петропавловского кладбища». Он работал здесь с 1977 года по 1992, потом трудился уже на Воздвиженском. В общем, большая часть его жизни связана с покойниками, крестами и тишиной.
Бывший смотритель встречает у входа, в трёх шагах от знака жертвам политических репрессий.
Этот монумент здесь неслучайно. По свидетельствам, карательные органы под покровом ночи хоронили в братских могилах расстрелянных в годы «Большого террора» и других репрессивных кампаний.
«Слышал об этом, конечно. А вот на Воздвиженском кладбище строили троллейбусное депо, оно как раз с восточной стороны находится. Там потом начали приращивать территорию, делать пробу грунта, вот значит и копнули. А там вся траншея в могилах. Я сам разглядывал эти косточки. А кого за оградой хоронили? Убиенных, сумасшедших, пациентов психбольницы там закапывали. Так-то», - отвечает наш гид по «городу мёртвых». После паузы почему-то продолжает стихами: «глаза мутнеют от боли, на зубах скрипит песок, кажется, не выдержу боли, сыграю в ящик из сосновых досок».
В годы Второй мировой на Петропавловском предавали земле и умерших от ран в госпиталях красноармейцев, о чём свидетельствует памятный обелиск.
Я проваливаюсь в снег. Воет ветер. Злобно орут вороны. У кладбищенской церкви вросла в ограду фигура одинокого нищего, просящего подаяние. Внезапно вернувшаяся зима похоронила под снегом памятники, кресты и надежды нищего на бутылку.
«А в 19 году белые захватили Тамбов, войска генерала Мамантова. Вот рядом с церковью колокольня была. С колокольни вернувшихся красных и поливал пулемёт. А они туда гранату кинули. Бои тут были. Это мне человек рассказывал, который жил рядом и ещё пацаном всё видел», - говорит, размахивая руками, Пётр Дмитриевич.
Около деревянной церкви в основном могилы священников. «Вот это старец Рафаил, наш знаменитый прорицатель тамбовский. Михаил Чуб, архиепископ, я ему могилу копал. Протоиереи, настоятели. А это отец Николай со своей матушкой. Ехали они по трассе, а навстречу машина с военными, колесо отвалилось и в лобовое стекло. Ему голову оторвало, и матушку наповал», - рассказывает старый смотритель.
Связь времён и еврейский участок
Рядом с церковью покоятся и другие известные горожане. То самый Иван Потапов, с 1911 года по 1917 - городской голова. За время своего управления городом Иван Михайлович сделал немало. Была проведена электрификация Тамбова, расширен городской водопровод, заасфальтированы многие улицы, появились новые скверы, бульвары и школы. После своей отставки и до самой смерти Потапов работал врачом, сделав многое и на этом поприще.
Почти по-соседству могила Василия Вакара, депутата Государственной думы Российской империи, умершего в далёком 1914.
Не так давно общественники привели в порядок и захоронение известного тамбовского художника Николая Шевченко.
Неведомыми тропами Пётр Дмитриевич ведёт нас дальше, по дороге показывая могилы поляков, захоронения молокан без крестов, увлечённо произнося страшные, но, увы, житейские монологи. «Вон старый склеп. Кто там покоится? Кто же теперь знает. А их уже почти не осталось. Всё потихонечку разграбили. А вот этот попробуй тронь - такой монолит. Заброшенных могил сколько! Вот могила воина со звёздочкой, покосилась, некрашеная, таблички нет. Кому он нужен, солдат, который родину защищал? Кто он, как его звали? А эту девушку убили вместе с любовником. Я ей памятник ставил. А эта пара в машине угорела от газа. Вот видите, написано «бабушка Феня». Ни фамилии, ни дат. Внучата, поди, одно имя только и помнят. Связь времён оборвалась», - вздыхает экскурсовод.
«Барк Еел Шмулевич. 1871-1919. Убит бандитами Мамантова», - читаю на одном надгробии со звездой Давида. Мы на еврейском участке. «Вот здесь стояла обмывальня ихняя. Маленькая, вроде церквушки. Тут потом жили люди, которые при кладбище работали. А потом пьянка. По пьянке тут всё и сожгли. Затем и доломали», - Пётр Дмитриевич указывает рукой на кучу мусора.
Сейчас, кстати, на кладбище почти не хоронят, а подхоранивают в семейные могилы. Площадь старого погоста невелика - 17 с половиной гектар.
Военнопленные и цыгане
На Петропавловском погребали и военнопленных - немцев, люксембуржцев, японцев. Небольшой ухоженный участок - примерное место этих захоронений. Их регулярно посещают иностранные делегации. На одной из плит лежат пасхальные яйца.
«Пленных везли со Сталинграда. Многие из них померли по пути. Там рельсы, видите, ров глубокий, сюда их и поскидали. Вот в том доме одна жила, уже покойница, рассказывала, что жрать было нечего, а они долго тут лежали замёрзшие, немцы-то. Они им ноги ножовкой отпиливали, отрубали и на плиту ставили, чтобы сапоги с них снять. А сапоги хорошие, немецкие. На базаре их можно было на еду обменять», - вспоминает Пётр Дмитриевич. - «Сколько здесь народу закопано. Шли до нашей земельки и нашли себе тут могилу».
На мусульманском участке погоста в основном покоятся татары и цыгане. С цыганскими могилами у моего гида, пожалуй, связаны самые сильные воспоминания: «С братом рыли. У них не могила, а целый погреб, они туда даже ковры персидские кладут. И всю стену ими обшили. Гроб не лезет. Родственники на нас злятся - «ах, уроды, уроем сейчас вас». Но потом гроб вошёл, как надо. Они нас выгнали и начали туда деньги кидать, потом коврами накрыли, чтобы покойник земли не касался. Приехала машина, привезла два куба бетона и арматуру железную. И всё тут залили. Ох, и намучился я с этой работой. Вот как мне дураку доставалось».
Какими-то узкими тропами, за разговорами о вандалах, сатанистах и тщетности бытия, мы снова возвращаемся к маленькой кладбищенской церкви.
«Сколько тут народу, вот бы их поднять. Будет труба трубить архангельская, и все станут, пойдут», - восклицает Пётр Дмитриевич. Но взмывают в небо только вороны, которых мы ненароком вспугнули. Правда, тут же снова садятся на другое надгробие. Старый смотритель на прощанье читает стихи.
Александр Смолеев.
Оригинал:
https://tmb.news/exclusive/intervyu/kladbishchenskie_istorii_kto_zhe_pokoitsya_na_petropavlovo_/