Ирская коммуна: светлое будущее с чёрным концом

Aug 25, 2016 14:07

Оригинал взят у stancoy в Ирская коммуна: светлое будущее с чёрным концом
Писал для сайта "Твой Тамбов": http://tmb.news/exclusive/reportage/irskaya_kommuna_svetloe_budushchee_s_chyernym_kontsom_/
Субботним утром я очутился в селе Ленинском Кирсановского района. Я порядочно поездил по тамбовской деревне, атмосфера которой в основном вгоняла в депрессию и тяжёлые думы. В Ленинском - куда более радужная картина. Добротные домики, местами неплохой асфальт - в общем, не Европа, но всё же чистота и порядок. Именно здесь в первые годы советской власти находилась легендарная Ирская коммуна. Место с интересной, но в то же время трагической историей. О славном прошлом образцового хозяйства эпохи НЭПа, страшной судьбе коммунаров, Бернарде Шоу и погибающем наследии предков, читайте здесь.



В поисках «земли обетованной»
Отгремела гражданская война. Голод, бешеная инфляция, разруха - нередко и в головах, и в клозетах. Начиналась новая жизнь, уже в новой, советской реальности. В это-то непростое время сюда, в кирсановскую провинцию, и стали прибывать иностранцы.
Тогда в Штатах проживали тысячи эмигрантов, в поисках лучшей доли покинувших царскую Россию. Многие из них, проникаясь коммунистическими идеями, страстно мечтали вернуться. Советское правительство и лично Ленин дали добро.
«Свою историю Ирская коммуна ведёт с апреля 1922 года. Тогда 64 человека из Америки, не побоявшись разрухи, пройдя сельскохозяйственные курсы, собрав деньги, закупив необходимый инвентарь, оказались в здешних местах. В основном это были реэмигранты, которые до революции уехали в США. В большинстве своём русские, белорусы и украинцы. Хотя были среди них и итальянцы, и австрийцы, и поляки, и немцы. Возглавлял их Карп Богданов. Он же и стал первым председателем коммуны», - рассказывает школьный учитель и по совместительству краевед и очень увлечённый историей села человек Галина Левина.


Галина Владимировна знакомит нас с экспозицией народного музея, часть раритетов которого повествует о жизни коммуны. Бюст Ильича, сельхозтехника тех лет во дворе, чёрно-белые снимки коммунаров.


Читаю надпись на одной из них - «Джованни Фанфорони, итальянец». Об этом удивительном человеке наш экскурсовод рассказывает дольше всего. Джованни - архитектор-самоучка, колхозный зодчий. Под его руководством была воздвигнута школа, тепловая электростанция, водонапорная башня, памятник Ленину и почти все постройки тех лет.


«Буржуины приехали»
Коммунары вызвали настоящий фурор среди местного населения. Когда они пешком шли из Кирсанова в Иру, народ с открытыми ртами дивился странным пришельцам. Мужчины в костюмах, при галстуках, женщины в шляпках с сумочками. «Буржуины приехали», - подозрительно шептались в толпе, а уж когда увидели чудо-инвентарь и три диковинных трактора «Клейтон», купленных за доллары за границей, так и вовсе потеряли дар речи.


Но «буржуины» оказались трудоголиками. Несмотря на тяжелейшие условия (сначала долгое время приходилось ютиться в палатках, недоедать) они с энтузиазмом принялись строить светлое будущее в отдельно взятом селе. Закипела работа, возводилось жильё, на месте руин усадьбы княгини Оболенской, которой когда-то принадлежала эта земля, выросли столовая, мастерские, портняжный цех, мельница. Дальше - больше. Детсад, клуб, лесопилка. В общем, зажили сыто и весело, удивляя местных крестьян и вызывая у них зависть. Случалось, что некоторые аборигены, то ли из той же зависти, то ли из чувства  классовой ненависти к пришлым, работящим и успешным, воровали или портили инвентарь.
Среди коммунаров был и Пётр Пшенко. Сейчас в Ленинском проживает его правнучка Марина Волынкина.

«Пётр Васильевич жил на Украине, потом со своими товарищами решил поехать на заработки в Канаду, где он трудился на бумажной фабрике. Услышав призыв Ленина, в 1922 году они с друзьями собрались и приехали сюда. Здесь замечательная природа, это место им сразу понравилось. Конечно, такой жизни, как в Америке, тут не было. Люди жили бедно. Коммунары привезли с собой современный по тем временам инвентарь, столярные станки, которые и сейчас используются в деревне. Прадедушка всю жизнь проработал бригадиром полеводческой бригады и даже был награждён орденом Трудового Красного Знамени», - говорит Марина Алексеевна.

Некоторые искатели нового начала не выдержали суровых реалий и (как покажет будущее, на свою удачу) воротились в Америку. Но вскоре прибыла вторая группа, за ней и третья - уже из Австралии. Позже в свои ряды станут принимать и коренных жителей этих мест. А в 1924 году, после смерти Ленина, коммуна стала носить имя вождя.


Ленинское гремело на весь мир, став эталоном социалистического хозяйства, образцово-показательным объектом. Коммунары собирали невиданные урожаи, в гости к ним то и дело приезжали многочисленные экскурсии, иностранные делегации журналистов, писателей и политиков. А в 1931 году в этих местах ступала нога самого Бернарда Шоу. Знаменитый драматург в компании первой женщины-парламентария Великобритании леди Астор, её мужа и английских аристократов гостил в Ире день и уехал в прекрасном расположении духа. Особенно заграничная знаменитость восторгалась детским садиком и отношением к детям.


Целая группа коммунаров за ударный труд получила награды. Ордена Ленина удостоились Карп Богданов и доярка Марта Кригер, которая на съезде советов даже лично общалась со Сталиным. Ничего не предвещало беды.

Кровавый конец
Наступали чёрные времена. Сталинская машина террора не давала сбоев, добравшись и до коммунаров. В 1937 году с Карпа Богданова в Москве сняли орден Ленина. Вернувшись обратно и предчувствуя скорый конец, он попрощался со своими соратниками и просил во чтобы то ни стало сохранить коммуну, которой он отдал столько сил.  В эту же ночь Карп Григорьевич в последний раз смотрел чрез мутное стекло увозившего его «воронка» на организованное им хозяйство.


Светлое будущее для многих коммунаров обернулось пулей в затылок. По классическим по тем временам и совершенно абсурдным обвинениям в шпионаже на различные вражеские разведки, диверсиях и вредительстве были арестованы и позже расстреляны или сгинули в лагерях 24 из 42 коммунаров «первой волны». А в 1938 году коммуну преобразуют в колхоз, тоже имени Ленина.

Правда, и колхоз был далеко не рядовой. «По-прежнему это место оставалось маяком Тамбовщины, всё развивалось, работало, светилось», - комментирует Галина Левина. Созданное коммунарами ещё долгие годы служило и продолжает служить людям. А в колхоз продолжали время от времени наведываться представительные делегации.

Коммуна - наши дни
Тот самый коммунарский городок. Заколоченные окна, битые стёкла, вокруг - ни души. А вот и двухэтажный дом, в котором бывал Шоу. Деревянное здание площадью свыше 1000 квадратных метров и пять остальных необитаемы.


Совсем недавно здесь кое-где жили люди, которых переселили из аварийного жилья. Опустевшие коммунарские постройки ветшают и буквально разваливаются на глазах. Одна из них недавно горела, другую сейчас растаскивают на брёвна какие-то люди.




Брожу по заброшенным комнатам и чувствую себя археологом. Паутина, забытые в пылу переезда вещи, фотографии, газеты хрущёвских времён. Старые полы угрожающе скрипят, в потолке зияют дыры.




«Мы бы очень хотели сохранить хотя бы один дом коммунаров. Дом можно реконструировать, парк расчистить. Парк уникальный, тут ещё реликтовые деревья сохранились. Площадь дома большая, можно открыть и музей, и гостиничные номера, в общем, создать полноценный туристический объект. Мы размещали инвестиционное предложение, чтобы кто-нибудь из представителей бизнеса выкупил его и реконструировал. Но желающих не нашлось, это же громадные деньги. Может быть, кто-то заинтересуется…», - вздыхает Галина Владимировна. - «Так хочется на это надеяться. Но надежд мало».




Лишь один из домов - тот самый, что помнит Шоу, и сохранившийся лучше других (наверное, потому, что местные власти заколотили все окна и двери, тем самым законсервировав его от вандалов), с недавнего времени был признан памятником регионального значения.




По мнению искусствоведа Марины Климковой, если будет принято решение сохранить лишь это одно здание, а все другие разобрать, ценность объекта будет утрачена навсегда. «Убери один или несколько домов - и разрушится не только архитектурно-пространственный комплекс, но исчезнет заложенная в нём идея коммуны. Лучшего места для музея советской истории в области не найти. После революции столичные эмиссары пытались сохранить комплексы дворянских усадеб, прежде всего как примеры экономических хозяйств дореволюционной России. Сегодня логично было бы попытаться сберечь память об интереснейших образцах социалистического хозяйства, каким являлась Ирская коммуна», - считает Марина Климкова.


Так или иначе, одряхлевший коммунарский городок осыпается на глазах. И одного желания местных жителей и краеведов сохранить то, что ещё может быть сохранено, увы, недостаточно. Так что весь этот парк советского периода, вероятно, ждёт судьба самого СССР.


Ну а мы уезжаем в город. Гипсовый Ленин грустно маячит в зеркале заднего вида…
Александр СМОЛЕЕВ.
Отригинал: http://tmb.news/exclusive/reportage/irskaya_kommuna_svetloe_budushchee_s_chyernym_kontsom_/

Previous post Next post
Up