Тамбовские бомжи: на обочине жизни. Часть 3

Aug 19, 2015 11:01

Оригинал взят у stancoy в Тамбовские бомжи: на обочине жизни. Часть 3
Что такое адаптационный центр, на какую помощь могут рассчитывать тамбовские бомжи в подобных учреждениях и как живут в коммунах бывшие бродяги, наркоманы, рецидивисты и рабы?


Звонок по объявлению

Пожалуй, редкому тамбовчанину не попадались на глаза объявления, в которых благотворительные организации с однотипными названиями обещали помочь бездомным, а также страдающим различными зависимостями и пороками. Подобными листовками оклеены все остановки и информационные стенды города.


Как мне удалось выяснить, почти все они являются «дочками» «Преображения России», ликвидированной по решению Верховного суда несколько лет назад. С руководителем тамбовского филиала «Линии жизни», одной из таких организаций, я намедни созвонился и напросился на встречу.


Социальная гостиница - трехэтажный дом в частном секторе. Сейчас здесь проживают 13 человек. Аккуратные ворота методично красит один из её постояльцев, одноглазый мужчина. Меня провожают на кухню, там я пару минут ожидаю своего собеседника.

«Изначально наша межрегиональная организация возникла в Новосибирске, где люди, которым небезразличны проблемы бомжей, алкозависимых и наркозависимых, организовали своё движение. В Тамбове мы работаем около двух лет. Наш филиал официально зарегистрирован, но как такового стационарно-восстановительного учреждения нет. Мы арендуем этот дом»,- рассказывает руководитель местной «Линии жизни» Дмитрий Зиновьев.

Он устраивает мне небольшую экскурсию. Показывает спальню, где двое жильцов смотрят новости. У одного из них парализована часть тела - последствие хронического пьянства.

«Мы себя позиционируем, как социальную гостиницу. Как и в доме ночного пребывания у нас есть определённые правила общежития. Не пить, курить только в строго отведённом месте. Человек должен находиться в здравом рассудке и трезвом уме. Правда, в отличие от муниципального учреждения мы находимся на полном самообеспечении», - поясняет Дмитрий. Мы поднимаемся наверх, осматриваем ванную комнату и туалет.

Чтобы содержать дом, питаться и одеваться постояльцы должны трудиться. В основном они выполняют разовую, неквалифицированную работу. Своего рода бригада разнорабочих. Те, кто себя успел хорошо зарекомендовать, за свои труды раз в неделю, по воскресеньям, получает на руки деньги.
Несмотря на уют, многие из «Линии жизни» уходят - страсть к алкоголю и бродяжничеству побеждает. Иногда, правда, ближе к зиме возвращаются.

Александр - один из старейших обитателей «дома». Седой доброжелательный мужичок. При первом взгляде производит впечатление человека сполна хлебнувшего горя. Интуиция меня не подводит. По его словам, шесть лет он провёл в рабстве в Саратовской области у корейской диаспоры, выращивал овощи, терпел побои и унижения. Удалось сбежать лишь с третьей попытки.


С руководителем другой организации под названием «Возрождение» Константином, номер телефона которого мне дал Дмитрий, я увиделся поздно вечером. В большом частном доме кроме него и его семьи живут ещё пятеро. Система та же, что и в «Линии», только правила здесь жёстче. Не курят, не пьют, живут по режиму, занимаются грузоперевозками - тем и кормятся.

«Мы обычные люди, не секта какая-то, просто в прошлом все мы оступились», - объясняет Константин. Другая особенность «Возрождения» - отправка постояльцев в другие регионы. Человек должен сменить обстановку и оторваться от пагубной среды - так считают руководители организации. Кстати, среди сотрудников центров много людей, прошедших реабилитацию. Сам Константин и его жена в прошлом героиновые наркоманы, пять лет сидели на игле. В своё время помогли им, теперь помогают они сами.

Приют евангелистов и христиане-коммунары

Моя дорога ведёт к храму. На этот раз к храму тамбовских евангелистов. Белоснежное массивное здание с зелёными башнями на севере города подкупает своим архитектурным минимализмом. Многим городским бродягам, алкоголикам и наркоманам это место знакомо.


Ещё с перестроечных времён здесь функционирует центр восстановления и адаптации. Меня радушно встречает его руководитель епископ Ассамблеи евангельских христиан «Свет Истины» Рувим Назарчук.
«Это направление - неотъемлемая часть деятельности нашей церкви. Мы помогаем всем страждущим. Помогаем восстановить документы, кормим, одеваем, делаем, всё, что в наших силах, чтобы человек мог вернуться к общественной, семейной жизни. А это тяжелейший процесс, ведь люди духовно, интеллектуально травмированы», - увлечённо рассказывает он.


Рувим Аполлосович демонстрирует бланк анкеты, который заполняет каждый обратившийся за помощью. Потом эти данные отправляют в местный РОВД на проверку - вдруг пришедший не просто бомж, а бегающий от меча Фемиды опасный рецидивист. В анкете указаны и правила общежития. Они будут построже, чем в «Линии жизни»  - всё-таки центр при церкви. Не пить, не курить, не сквернословить, не покидать храм без разрешения служителей. В общем, придерживаться ЗОЖа, молиться и по мере сил трудиться.


Некоторые постояльцы работают при храме. Что-то красят, белят, ремонтируют на моих глазах.


Живут тут же в довольно опрятных помещениях, по виду напоминающих комнаты питерского хостела средней руки. На сегодняшний день здесь обитают человек десять. Другие в церковных подсобных хозяйствах. Текучка, как и во многих аналогичных учреждениях большая - не сидится на месте свободолюбивому бомжу, привыкшему к уличной воле и чарующему аромату боярышниковой настойки. Правда, под зиму обычно случается аншлаг. В ноябре-феврале перед бродягой стоит самая главная цель - дожить до весны.




Хотя были случаи (и, по словам священников их немало) когда человек возвращался к нормальной жизни, заводил семью.
«Сколько людей мы спасли от холодной смерти. Без преувеличения это сотни душ, которые могли околеть под забором», - говорит епископ на прощанье. Ему пора готовиться к службе. В компании его верного помощника пастора Евгения, с которым мы весь путь ведём разговоры о религии, науке и странностях человеческой натуры, мчу по убитому тамбовскому тракту в сторону села Селезни.


Здесь у евангелистов небольшое хозяйство. Овцы, огороды, солома. Руководители церкви уверяют, что оно натуральное, то бишь прибыли не приносит.


Что-то вроде мини христианской коммуны. Алексей Иванович и Анатолий - её постоянные жильцы. Время от времени число коммунаров возрастает. 


«До того, как я попал сюда, в основном я воровал и пил. На зоне я услышал проповедь и обратился к Иисусу. С тех пор я читаю Библию, познаю Иисуса и стараюсь исполнять все заповеди», - Алексей Иванович - серьёзный мужчина предпенсионного возраста. За его плечами - не одна ходка.


«Я здесь уже три года. А раньше пил, гулял, сидел в тюрьме», - зычно отвечает Алексей, похожий  в своей белой робе  на дореволюционного землепашца. - «В общем, был очень злым человеком. И, слава Богу, что меня здесь приютили».

Продолжение следует

Комментарии:
Елена Ревякина, студентка
«Я считаю, что следует создавать такие государственные учреждения как "дом ночного пребывания", которые должны быть в каждом городе. Необходимо оказывать этим людям психологическую помощь, лечить от алкоголизма. Мне жаль, что у большинства людей бездомные вызывают отвращение, что они становятся объектами презрения. Как говорил великий русский классик Чехов "Берегите в себе человека!" и не будьте безразличны к чужой беде.

Леонид Терехов, безработный
«Бездомные и бродяги существовали всегда, и искоренить их, как класс, пожалуй, вряд ли когда получится. Ведь зачастую это выбор самого человека - некоторые из-за пристрастия к бутылке просто не могут работать на постоянной основе и оплачивать жилье, кто-то просто любит бродяжничать, а кто-то всю жизнь мечется между тюрьмой и улицей. Да и форс-мажорные события, влекущие тяжелые жизненные ситуации, никуда не денутся. Но перед государством и обществом стоят задачи помочь выбраться из подобной ситуации тому, кто действительно этого хочет и не дать загубить себя и окружающих, тем, кто не хочет ничего менять. Механизмы социальной поддержки бездомных стары, как мир и, так или иначе, давно и повсеместно применяются: это различные реабилитационные программы по трудоустройству, предоставление ночлега, еды и одежды, помощь в лечении от зависимостей, борьба с попрошайничеством. Но всё в конце концов упирается в деньги, в бюджеты организаций, занимающихся этими проблемами, в общую экономическую ситуацию в стране».

Цифра: От 1,5 до 4,2 миллионов - по разным оценкам число бездомных в России. То есть до 3 процентов россиян не имеют крыши над головой. Наибольшая концентрация бомжей наблюдается в крупных городах, в первую очередь, в столице.

Оригинал: http://www.top68.ru/society/tambovskie-bomzhi-na-obochine-zhizni-54446

Первая часть: http://stancoy.livejournal.com/147081.html
Вторая часть: http://stancoy.livejournal.com/147276.html

Тамбов, Бомжи

Previous post Next post
Up