Автоматические танки Саракша

Aug 06, 2017 00:56



"Обитаемый остров" - одна из самых моих любимых книг у Стругацких. По многим причинам. В том числе из-за необычного, но запоминающегося сеттинга - мир ядерного постапокалипсиса в антураже диктатуры 50-х с аллюзиями на советские политические памфлеты. Открыто или случайно в изображение Страны Отцов попало множество деталей из реального быта 1940-50-х - Гвардия в черных мундирах как своеобразная аллюзия на СС, мощные танки, массовая система ракет для бомбежки как у ФАУ-2, автоматы под пистолетный патрон, даже Башни Противобаллистической Защиты - реальное название зенитных укреплений вермахта.

Но еще при первом прочтении книг меня укололо упоминание автоматических танков. Из описания мира Саракша было видно, что этот мир находится максимум на уровне технологий 1950-х годов нашей цивилизации. Между тем, автоматических танков нет даже сейчас. И если автоматическая система обороны, включая автономные самонаводящиеся ракеты, в принципе нам знакомы, то насколько вообще является возможным в те времена создание безэкипажных танков? Когда я поискал информацию в сети, то с удивлением узнал, что подобные танки действительно были, правда, не автоматические - а лишь дистанционные, но зато гораздо раньше, аж в 1930-е годы. Причем разработки активно велись в СССР, где они получили наименование "телетанков". Несмотря на то, что Красная Армия 1930-х не слишком ассоциируется с развитием высоких технологий, в реальности именно в ней получили наибольшее развитие технологии телеуправления военной техники. Кроме него, серьезные разработки велись только в Германии, но они сильно уступали по масштабам Советскому Союзу. В остальных странах создание телетанков велось в эпизодических случаях и не привело к серьезным результатам.

[Обзор создания телетанков]Первый телеуправляемый танк появился у французов в 1915 году - Torpille Terrestre (с французского - "наземная торпеда"). Машина попросту подвозила взрывчатку (могла нести до 200 кг) до укрепленных позиций и подрывалась на них. Управление осуществлялось с помощью двух кабелей, которые питали электродвигатели, путём простого включения и выключения, так что танк мог идти только вперед. Впоследствии опыты были забыты и лишь в 1939-40 гг. были созданы самоподрывные танки: небольшой Engin K, несущий 60 кг взрывчатки, а также - на базе транспортера Lorraine 37L - телетанк Vehicules Pommellet, так же известный как Vehicules P. Оба управлялись по проводам.



Torpille Terrestre

Во второй половине 1920-х за создание телеуправляемого танка решили взяться в СССР. Разработка началась в 1929-1930 годах на базе трофейного французского танка «Рено», причем управление шло по кабелю. Вскоре предпочтение было отдано радио. Принцип работы этих и последующих телетанков был следующим. Команды подавались с пульта оператора. Шифратор кодировал команду, вырабатывая сигнал, уникальный для каждой команды. Передаваемые по радио команды принимались аппаратурой, установленной в телетанке. Дешифратор "выбирал" закодированный сигнал и выдавал, сигнал на подключение соответствующей исполнительной цепи. Так радиокоманды трансформировались в механические, которые с помощью сжатого воздуха (пневмоприводы) приводили в действие рычаги и педали органов управления телетанка.

В 1931-1932-м началось испытание отечественного танка МС-1, который управлялся по радио и двигался со скоростью до 4 км/ч и мог выполнять команды: вперед, вправо, влево, стоп. Следующая модель "ТТ-18" обладала более широкими возможностями: она лучше маневрировала, могла глушить двигатель, изменять скорость, взрывать перевозимую мину, выпускать дымовую завесу или отравляющие газы.



Огнеметная версия ТТ-18. Виден бак с горючим для огнемета на "хвосте" машины.

Телеаппаратура системы «Остехбюро» образца 1932 года позволяла выполнять уже 16 команд. Летом 1932 года в Ленинградском военном округе был сформирован специальный танковый отряд № 4, целью которого стало изучение боевых возможностей телеуправляемых танков. Танки прибыли в расположение отряда только в конце 1932 года, при этом на части танков аппаратура управления не функционировала. С января в районе Красного Села начались испытания танков на местности. Всего было построено семь танков, но в серию разработка так и не пошла -, управлять телетанком можно было только на расстоянии от нескольких сотен метров до одного километра и то лишь при благоприятных условиях. Кроме того, из-за относительно небольшой массы и высокого центра тяжести даже небольшое препятствие под гусеницами разворачивало танк в сторону, затрудняя дистанционное управление.

Следующий телетанк начали разрабатывать в том же 1934 году.Тогда на базе Т-26 были выпущены телетанки "ТТ-26" и "ТТ-ТУ". Новый ТТ-26 получил кодовое название «Титан». При поддержке танков управления танки-роботы могли проложить проход сквозь проволочные заграждения, привезти к укрепленной точке противника мощную мину в бронированном ящике, сбросить ее и отъехать на безопасное расстояние, прежде чем сработает взрыватель замедленного типа. На вооружении телетанков находились также пулемет, огнемет, оборудование для установки дымовой завесы и использования химического оружия. Все это делалось для защиты танка от пехоты ввиду невозможности использовать против них пулемет. Также имелся заряд самоуничтожения - на тот случай, если секретная машина окажется под угрозой захвата противником. Экипажу танка управления также предписывалось в подобной ситуации расстрелять телетанк из орудия.



ТТ-26. Обратите внимание на два "стакана" на крыше - там расположены антенны, прикрытые от осколков.

В основе систем телемеханического управления разработки "Остехбюро" были так называемые приборы "А" и "У", настроенные на одинаковые комбинации частот и предназначавшиеся для осуществления низкочастотной селекции сигналов. С помощью приборов генерировались используемые для формирования сигналов (команд) комбинации частот. При нажатии кнопки на пульте управления замыкалась соответствующая электроцепь, питающая приборы "У". Под действием питающего тока прибор "У" возбуждался и генерировал колебания в субмодуляторе (усилителе низких частот), которые передавались на модулирующие устройства передатчика. На управляемом объекте принятая приемником команда поступала в дешифратор с приборами "А". Прибор "А", настроенный на соответствующую комбинацию частот, возбуждаясь, подавал сигнал на реле, замыкающее цепь рабочего электромагнита. Электромагнит запускал секцию устройства вторичной селекции, которое расшифровывало принятый сигнал и направляло его на соответствующее реле, которое в свою очередь включало исполнительные цепи или механизмы управляемого объекта. Те же принципы построения системы телеуправления использовались и много позже с изменениями комплектующих и схемных решений. Телетанк был выпущен малой серией, в количестве 55 экземпляров.



ТТ-26

В ходе 1930-х предпринимались активные попытки конструирования телетанковых версий танкетки "Т-27", была выпущена телетанкетка "Т-38-ТТ", велись работы по созданию плавающего телетанка на базе "Т-37А". На базе БТ-7 разрабатывался телетанк "А-7".



Телемеханическая группа танков А-7 (ТТ-БТ-7 и ТУ-БТ-7).

Созданными накануне Великой Отечественной войны советскими телетанками можно было управлять в КВ и УКВ-диапазоне в течение нескольких часов на максимальной дальности до 4000 метров. Впрочем, как показали испытания, эффективная дистанция, на которой оператор из танка управления с задраенными люками и ограниченным обзором мог отдавать команды гусеничному роботу, не превышала 1000 метров. При этом вести точный огонь по противнику посредством радиоуправляемого танка практически не представлялось возможным.

В 1937 г. в НИИ-20 под руководством Свирщевского был создан усовершенствованный образец телемеханической аппаратуры TOC-VI для Т-26. В 1938 г. изготовили 28 телемеханических групп (56 танков) с этой аппаратурой. Эти машины поступили на вооружение двух специально сформированных батальонов - 217-го и 152-го, входивших в состав 30-й и 36-й танковых бригад соответственно. Вооружение телетанков состояло из огнемета и пулемета ДТ. Внешним отличием их от химического танка XT-130 было наличие на башне двух антенн. Всего перед войной было сформировано два отдельных танковых батальона и одна отдельная танковая рота. 217-й отб расположили в г. Ярославле, другой батальон (152-й отб. - Прим. авт.) - в г. Ровно, Западная Украина. Отдельную танковую роту - в г. Мытищи под Москвой. Каждый отдельный танковый батальон состоял из трех танковых рот, в каждой роте - по пять телетанковых групп. Телетанковая группа состояла из двух танков: танка управления и телетанка (на базе танка Т-26). Батальоны имели необходимые службы по обеспечению боевой работы танковых рот. Таким образом, Красная Армия в этот период имела на вооружении 35 телетанковых групп.

ТТ-26 участвовали в боевых действиях советско-финской войны на Карельском перешейке в составе 217 отдельной танковой бригады. Однако дистанционно управляемые машины застревали в воронках и рытвинах во время атаки и быстро были уничтожены вражеской артиллерией. Попытки использовать эти машины для подрыва финских ДОТов не увенчались успехом: из-за слабой броневой защиты танков Т-26 противотанковые орудия противника расстреливали их еще до подхода к цели. Срочно были развернуты работы по созданию образцов, способных выполнить задачи по подрыву препятствий и ДОТов. В феврале 1940 г. из ворот Ленинградского завода им. Кирова № 185 вышла телемеханическая группа "Подрывник", разработанная по проекту военинженера 2 ранга А.Ф. Кравцова.
В качестве базы использовались Т-26 с аппаратурой TOC-VI, с которых демонтировали башни и вооружение (только на танке управления оставили пулемет ДТ в шаровой установке в лобовом листе рубки). Машины получили дополнительные 50-мм броневые экраны и ходовую часть усиленного типа. На танках смонтировали приспособления для перевозки, сбрасывания и подрыва специальных броневых ящиков с зарядом взрывчатки в 300-700 кг. При этом масса машин составила 13-14 т.

28 февраля 1940 г. группа "Подрывник" убыла на Карельский перешеек, однако в боевых действиях принять участие не успела. Испытания группы, проведенные 217-м отб 12 марта 1940 г. в районе Сума, показали хороший результат. Например, заряд в 300 кг, сброшенный на линию из пяти рядов надолбов, полностью их уничтожил, проделав проход шириной 8 м. Заряд в 700 кг, доставленный к передней стенке ДОТа, при подрыве разрушал ее полностью. Испытания продолжились летом 1940 г. на полигоне в Кубинке.

В конечном итоге было принято решение о нецелесообразности применения этих машин. В начале войны с Германией 217 ОТБ переименовали в 51 ОТБ МВО. Осенью 1941 года машины батальона воевали как обычные линейные и огнементные танки. В октябре 1941 - январе 1942 г. 51-й отб принимал участие в боевых действиях в ходе московского наступления в составе 10-й армии Западного фронта. Освобождал города Михайлов, Епифань и другие населенные пункты в полосе действий 10-й армии. В боях были задействованы только пушечные танки - танки управления, а телетанки эвакуировали в тыл под Ульяновск. Позже батальон перевели в тыл, в него свели все телемеханические машины. Летом 1943 года 51 ОТБ находился под Рязанью. По состоянию на октябрь 1943 года, в составе 51 ОТБ находилось 28 телемеханических групп. К тому моменту все танки батальона перевели на аппаратуру ТОС-8. Батальон был расформирован в ноябре 1943 г. Материальную часть направили на Кубинский полигон с частью личного состава. Специалисты-телемеханики, которые окончили Ульяновскую военную школу особой техники, попали в военные приемки ГБТУ танковых заводов. В 1945 году часть машин отправилось на НИИБТ Полигон.

Также в конце 1941 г. небольшая партия телеуправляемых Т-27 была отправлена в Севастополь. На этом настоял генерал-майор А.Ф. Хренов, будущий заместитель командующего Севастопольского оборонного района по инженерной обороне. С танкеток сняли устаревшее вооружение и оснастили мощными зарядами тротила. Первый бой ТТ-27 начался в 6:30 27 февраля 1942 года. Всего было шесть телеуправляемых танкеток. Две машины незаметно подобрались к огневым точкам немцев и взорвались, нанеся большие потери противнику. Сработал эффект внезапности. По некоторым сведениям, немецкие солдаты успели вплотную приблизиться к ТТ-27 и какое-то время бежали рядом с ними, пытаясь понять, что это за устройство. Вторая пара танкеток повторила участь «финских» ТТ-26 и застряла по дороге - их подорвали без вреда для противника. К последним двум ТТ-27 немцы отнеслись с меньшим любопытством и расстреляли их до подхода к целям. После этих событий Гитлер приказал раздобыть «секретное оружие», но других ТТ-27 в Крыму не было.

https://www.popmech.ru/weapon/8025-tanki-kiborgi-i-radioterror-teleupravlyaemyy-bezekipazhnyy-tank/
Эти опыты, а также использование вермахтом радиоуправляемых танкеток в 1942-1945 годах показали, что создание танка-киборга вполне реально, но при этом телетанк на несколько порядков проигрывает штатному танку по критерию эффективность/стоимость. Так что использование танков-киборгов возможно лишь в особых случаях: для проведения диверсий, разминирования, радиационной разведки на сильно зараженных участках местности и т. п.

По поводу управления телетанков можно почитать здесь: https://profilib.com/chtenie/138513/tekhnika-i-vooruzhenie-2009-02-lib-15.php

Интересно, что одновременно в середине 30-х велись вполне реальные исследования по созданию радиоуправляемых дотов и даже поездов - с управляемыми пулеметами, огнеметами и выпуском химических веществ. Правда, успеха достигла только операция по закладке в ряде городов в западной части страны стратегических фугасов, взрываемых радиошифровкой - в итоге они причинили германской армии в 1941 г. немало проблем. Достаточно перечитать главу о пребывании на каторге Макса Каммерера, в которой он разминирует автоматическую линию укреплений, чтобы убедиться, что она полностью повторяет эти проекты.

Данные разработки были секретными, но все же технологии дистанционного и автоматического управления были известны определенному кругу интересующихся наукой и техникой. "Радиотелеуправление - уже не мечта, а вполне проверенная реальная действительность", - говорилось в книге В.П. Внукова "Физика и оборона страны", выпущенной в 1936 г. Именно телеуправляемые самолеты фигурируют в знаменитом фантастическом романе 1930-х за авторством Александра Казанцева "Пылающий остров":

Министр улыбнулся.
- Это радиоистребители, - сказал он.
- Что такое?
- Это истребители без людей. Человек сидит в своей кабине на земле, но видит и управляет истребителем, словно находится в воздухе.

В Германии разработка телетанков началась лишь в конце 30-х, они мыслились исключительно как средство подрыва и управление шло в основном по кабелю. В 1939 году немецкая фирма "Боргвард" выпустила под кодовым обозначением B-IV (Sd.Kfz.301) первый германский дистанционно управляемый робот-танк. Всего, по некоторым данным, за время Второй мировой на немецких заводах было собрано около тысячи B-IV. Использовать их предполагалось для прокладывания проходов в минных полях и уничтожения укреплений противника. Его вес превышал пять тонн. Управление осуществлялось по трехжильному кабелю (по некоторым данным, использовалось также и радиоуправление в УКВ-диапазоне). Машина должна была доставлять к цели полутонные бомбы и, сбросив их возле мишени, возвращаться на позиции. Но впоследствии основной задачей гусеничных машин без экипажа стала борьба с танками противника. В конце концов, немцы стали переоборудовать B-IV. Вместо аппаратуры дистанционного управления на них ставилась пушка с расчетом из двух человек.



Тяжелый носитель зарядов B-IV (Sd.Kfz.301)

Заменить танк должен был "средний носитель зарядов" Sd. Kfz. 304 Springer, созданный на основе гусеничного мотоцикла Kleines Kettenkraftrad SdKfz 2. При весе около 2,5 тонн "Прыгун" перевозил заряд массой 330 кг и мог развивать скорость до 40 км/ч. Кстати, в некоторых источниках есть сведения о том, что в Springer немцы пытались использовать телекамеры, позволявшие управлять машиной без визуального контакта с ней. Но это было слишком дорогим удовольствием. До конца войны было выпущено не более полусотни "Прыгунов", которые практически никак не заявили о себе на полях сражений. "Легкий носитель зарядов" Sd.Kfz.302 Goliath оказался более популярной моделью боевого робота. Вероятно потому, что обходился гораздо дешевле в производстве. По разным данным, за время войны в войска Германии поступили от 5 000 до 7 564 "Голиафов". Для управления ими использовался простенький пульт с тремя кнопками. При весе менее 400 килограммов такая танкетка могла нести на себе от 75 до 100 килограммов взрывчатки. Она управлялась по кабелю, намотанному на катушку в корме. Длины кабеля хватало на 600-700 метров нехитрых маневров. Для транспортировки "Голиафов" к месту боевого применения использовалась специальная тележка, которую катили два человека.

В бою эти мины-самоходки оказались неэффективными машинами. Они передвигались с небольшой - менее 10 км/ч скоростью, а легкое бронирование не спасало "Голиафов" от плотного огня даже без применения серьезных противотанковых средств. Его останавливали даже пулеметные очереди. При этом внутренний заряд мог сдетонировать от обстрела. К тому же уязвимой частью танкетки был тянущийся за ней кабель управления, который перебивали не только пули и осколки, но даже саперная лопатка или нож. Попытки перейти на радиоуправление тоже не смогли превратить малютку - "Голиафа" в грозное оружие.

Весь данный текст представляет собой честную копипасту информации из интернета. Источники каждый может прочесть сам:
http://5koleso.ru/articles/obzory/teletanki-boevye-roboty-sssr
https://www.popmech.ru/weapon/8025-tanki-kiborgi-i-radioterror-teleupravlyaemyy-bezekipazhnyy-tank/
http://world-of-kwg.livejournal.com/233444.html
https://rg.ru/2015/03/24/robot-site.html


О послевоенных проектах говорить не будем, стоит упомянуть только, что принципиально из задачи и подход к телетанкам не изменились - танки предполагается создавать для специальных задач, в основном разведывательных, диверсионных и исследовательских в случае заражения местности или бесконтактной борьбы с противником. Как средство прорыва и подрыва они уже не рассматриваются и, конечно, у них принципиально иное управление.

Итак, практика показывает, что создать дистанционно управляемые танки было вполне возможно уже в 1930-х гг. Однако распространения этот тип вооружения в реальной жизни не получил из-за а) трудности системы управления б) слабой проходимости танков в) неэффективной защиты танков при решении поставленных задач прорыва укрепленных линий. В связи с тем, что телетанк был оружием позиционной, а не маневренной войны, в ходе начавшейся Второй мировой войны разработки были свернуты.

Посмотрим, что у нас происходит на Саракше. В общем-то, автоматические танки там упоминаются лишь несколько раз, причем видно, что это совсем не танки - а просто самоходные машины с ракетным вооружением, из-за чего в варианте 1972 г. они логично называются "баллистами". Но для чистоты эксперимента - цитаты далее по восстановленному изданию:

Через минуту оно появилось - бессмысленно огромное, горячее, смрадное, все из клепанного металла, попирающее дорогу чудовищными гусеницами, облепленными грязью, - не мчалось, не катилось - перло, горбатое, неопрятное, дребезжа отставшими листами железа, начиненное сырым плутонием пополам с лантанидами, беспомощное, угрожающее, без людей, тупое и опасное - перевалилось через перекресток и поперло дальше, хрустя и визжа раздавливаемым бетоном, оставив за собой хвост раскаленной духоты, скрылось в лесу и все рычало, ворочалось, взревывало, постепенно затихая в отдалении.
...
Первым выстрелом ему раздробило гусеницу, и оно впервые за двадцать с лишним лет покинуло разъезженную колею, выворачивая обломки бетона, вломилось в чащу и начало медленно поворачиваться на месте, с хрустом наваливаясь широким лбом на кустарник, отталкивая от себя содрогающиеся деревья, и когда оно показало необъятную грязную корму с болтающимся на ржавых заклепках листом железа, Зеф аккуратно и точно, так, чтобы, упаси бог, не задеть котла, всадил ему фугасный заряд в двигатель - в мускулы, в сухожилия, в нервные сплетения, - и оно ахнуло железным голосом, выбросило из сочленений клуб раскаленного дыма и остановилось навсегда, но что-то еще жило в его нечистых бронированных недрах, какие-то уцелевшие нервы еще продолжали посылать бессмысленные сигналы, еще включались и тут же выключались аварийные системы, шипели, плевались пеной, и оно еще дрябло трепетало, еле-еле скребя уцелевшей гусеницей, и грозно и бессмысленно, как брюхо раздавленной осы, поднималась и опускалась над издыхающим драконом облезлая решетчатая труба ракетной установки. Несколько секунд Зеф смотрел на эту агонию, а потом повернулся и пошел в лес, волоча гранатомет за ремень.
...
Под утро Максим вывел танк на шоссе и развернул носом на юг. Можно было ехать, но он вылез из отсека управления, спрыгнул на изломанный бетон и присел на краю кювета, вытирая травой запачканные руки. Ржавая громадина мирно клокотала рядом, уставив в мутное небо острую верхушку ракеты.
Он проработал всю ночь, но усталости не чувствовал. Аборигены строили прочно, машина оказалась в неплохом состоянии. Никаких мин, конечно, не обнаружилось, а ручное управление, напротив, было. Если кто-нибудь и подрывался на таких машинах, то это могло произойти только из-за изношенности котла, либо от полного технического невежества. Котел, правда, давал не больше двадцати процентов нормальной мощности, и была порядком потрепана ходовая часть, но Максим был доволен - вчера он не надеялся и на это.

Как можно понять из всех описаний, вопрос с проходимостью танков был полностью решен в этом мире и явно задолго до войны, так как даже устаревшие модели танков - очень хорошо преодолевают препятствия:

Вести машину было неудобно. Сидения для водителя не было, а груда веток и травы, которую Максим набросал ночью, очень быстро расползлась. Обзор был отвратительный, разогнаться как следует не удавалось - на скорости тридцать километров в двигателе начинало что-то греметь и захлебываться, поднималась вонь. Правда, проходимость у этого атомного одра все еще была прекрасная. Дорога или не дорога - ему было все равно, кустов и неглубоких рытвин он не замечал вовсе, поваленные деревья давил в крошку. Молодые деревца, проросшие сквозь рассевшийся бетон, он с легкостью подминал под себя, а через глубокие ямы, наполненные тухлой водой, переползал, словно бы даже фыркая от удовольствия. И курс он держал прекрасно, повернуть его было весьма нелегко.

Сложнее понять, как решался вопрос с ресурсом службы танка - трудно сказать, как и зачем вообще можно создать танк, рассчитанный на десятилетия работы. Единственное, что можно предположить - максимальное внесение ресурса износа в ходовую часть и двигатель, так как остальные механизмы в спящем режиме работе почти не участвуют. Ядерный реактор, даже примитивный, полностью решает вопрос энергии для двигателя. Другое дело, что даже самый простой ядерный реактор требует колоссального объема - что перечеркнуло попытки создания атомного танка на Земле. На Саракше это решается, по-видимому, крайне сильной радиоактивностью веществ, постоянно упоминаемой в тексте, из-за чего теоретически возможно наличие урановых месторождений, гораздо более радиоактивных, чем на Земле - такая теория давно известна фанатам и развита в книге "Черная пешка". Но даже такой реактор нельзя сделать очень компактным - судя по описанию танков, там он должен занимать не менее 3-5 земных тонн, вес хорошего грузовика - многовато для танкетки. И это логично требует очень больших размеров машины - не только для реактора, но и для несения тех же максимально прочных ходовых узлов. С другой стороны, так же растет и масса танка, а следовательно, и износ. Решение этой проблемы, соответственно, лежит в сложной конструктивной области, однако танки как-то не производят впечатления тщательности разработки.

Также нелегко понять, как производилось управление танком. Это явно не радио и не кабель. Единственное допущение - танки оснащены автоматическими системами управлениями, чей принцип нам неизвестен, но он наверняка схож с принципом автоматического укрепрайона на каторге и автоматических зенитных ракет, которыми нашпигованы окраины. Видимо, в их основе используются вычислительные машины - благо, как показывает практика, уже ЭВМ 50-х годов в принципе без особого труда решали вопрос управления космическими ракетами. Думается, прокладка постоянного курса, занесенная в автоматическую систему, была бы вполне по плечу технике Саракша, которая находится примерно на том уровне 50-х и - неисключено - могла использовать передовые тогда для нее транзисторы. Хотя это вызывает вопрос о живучести этого блока управления. Другое дело, что ничто не говорит нам, что Страна Отцов хоть как-то использует ЭВМ. Даже обычная электротехника здесь крайне примитивная - даже бытовые радиоприемники, как упоминается в тексте, работает на двух частотах, а сам Центр излучения даже не имеет изоляции. Нет упоминаний о вычислительной техники у правительства и даже Института Странника. Единственное объяснение - эта технология применялась в ходе войны только в военной сфере и была безвозвратно утеряна после ее окончания в результате уничтожения центра страны.

Но самый сложный вопрос - это вопрос о предназначении этих танков. Из единичных описаний вооружения видно, что они оснащены только ракетными установками - про пулеметы или другое иное вооружение не говорится, и они не используют его даже когда их атакуют. Если основная их цель патрулирование района для охраны - зачем тогда вооружение тактическими ракетами? Если они используются как ракетные самоходки - зачем патрулировать местность? Это довольно нелегко объяснить.

Давайте еще раз посмотрим, что мы о них знаем. Танки на Саракше: большие; примитивного изготовления, как в конструкции бронезащиты, так и использования ядерного топлива; обладают большой проходимостью; оснащены одной ракетой; передвигаются по постоянному короткому маршруту со скоростью 5-20 км/ч; явно переделаны из обычных боевых машин, на что указывает сохранившееся ручное управление; патрулируют район у Крепости, нигде больше не упоминаясь.

Пойдем от обратного. Очевидно, что самоходные автоматические ракетные установки оперативного значения пришлось спешно делать для нужд патрулирования в районе Крепости. При этом срок службы им был поставлен весьма значительный. Следовательно, с угрозой столкнулись неожиданно и буквально в ходе войны или перед ее началом. Против авиации они малоэффективны, к тому же известно о слабости авиации на Саракше. Для поражения укреплений противника однозначно не применяются.

А значит, если поразмыслить, то единственный вариант, который приходит в голову - местные танки использовались как средство тактической ПРО, в первый период войны против, возможно, мощных - но немногочисленных ракет, что вызвало возможность загородиться от них патрулирующими машинами. Правда, это не объясняет бронированности установок. Возможно, их попытались по максимуму забронировать на случай возникновения диверсионных отрядов, так как оснастить аппараты средствами автоматической защиты в короткий срок было невозможно. Не исключено, что автоматические танки были разработаны еще до войны или в их ходе - с большим ресурсом износа в расчете на войну в радиоактивных условиях; поэтому их просто приспособили для несения ракет, решив не снимать броню на всякий случай. Вообще, в тексте обращает внимание, что самые передовые достижения появились исключительно в военной сфере и явно незадолго до, если не в ходе самой войны.

При этом я понимаю, что такие предположения все равно натянуты и оставляют слишком много вопросов. Это обычное дело в попытках дорисовывания вселенной книг. Но все же я не исключаю, что какой-то изначальный смысл авторами закладывался. Так что если у кого-то будут идеи по поводу того, зачем оснащать укрепрайон бронированной ракетной установкой в контексте развития ядерной войны, я был бы рад услышать мысли по этому поводу.

Миры братьев Стругацких, Прообразы, Обитаемый остров

Previous post Next post
Up