Оригинал взят у
alexander_pavl в
РевизионерыВызывает интерес несколько энтомологического толка такой феномен, как публичные признания в ненависти к творчеству Стругацких. Подобные эксгибиционистские акты стали популярны в среде культуртрегеров современной России примерно с 2000 года, примерно с тех же пор, когда вошли в обычай поношение «совкового лузера» Жени Лукашина и превознесение замечательных качеств Ипполита из «Иронии судьбы».
Полагаю, что между этими явлениями и упорными попытками позолотить период брежневского застоя есть непосредственная связь.
Известен правдоподобный анекдот про то, как на недоумённый вопрос любителя советской фантастики, почему стараются зажимать публикации популярнейших советских фантастов братьев Стругацких - «они же коммунистические!» - литературовед в штатском задушевно ответил: «Коммунистические-то они коммунистические, но... антисоветские». Это правда. Стругацкие, при все своей коммунистической убеждённости, были антисоветскими писателями. Их книги не оправдывали советский строй. Не звали гордиться Отечеством, Партией и Правительством. Наоборот, «Трудно быть богом», «Улитка на склоне», «За миллиар лет до конца света» и другие книги настаивали на необходимости противостоять любым формам конформизма и брать на себя ответственность на свои действия. А самое унизительное для оппонентов Стругацких заключалось в том, что братья не ограничивались критикой и сарказмами в адрес «реального социализма», но давали к тому же позитивный идеал, на фоне которого свиные рыла брежневской Страны Дураков выглядели особенно мерзко. Поэтому и третирование Стругацких в позднесоветскую эпоху, и открытая ненависть к ним в сколенвстающей России, управляемой полковником КГБ, совершенно неизбежны.
Ревизия наследия Стругацких началась, впрочем, раньше, ещё до 1999 года. Первыми ласточками грядущих перемен были Михаил «Белый Хрен в Конопляном Поле» Успенский и Сергей «Межгалактическая Война» Переслегин. Успенский в «Змеином молоке» переписал «Парня из преисподней» Стругацких, превратив отвратительного фашиста Гага в положительного персонажа, патриота, умницу, бесстрашного и хладнокровного разведчика, да ещё и наследного принца Герцогства Алайского впридачу - как раз тогда в России шла волна неомонархизма, так что подобная деталька была более чем своевременна. А Переслегин в комментариях к серии томов «Миры братьев Стругацких» постарался по возможности «сорвать покровы гуманности» с людоедской сущности Мира Полдня, который упорно назвал Империей, и объяснил, зачем землянам нужны инопланетные рабы - чтобы убивать их во время съёмок исторических фильмов.
Пиком ревизионизма этого периода стало появление трёх конфузных томов фанфиков современных профессиональных литераторов к произведениям Стругацких (оговорюсь: вовсе не имею в виду, что эти три тома не надо было публиковать - они важные свидетельсва эпохи, и тем ценны). Тома выпущены под грифом «Время учеников», но, похоже, эти ученики на уроках в основном плевались жёваной бумагой и глазели в оконо, а не учителя слушали. По настоящему интересными и оригинальными были лишь работы группы «Людены» да пара текстов турбореалиста Андрея «Жестяной бор» Лазарчука. Повесть Лазарчука, хоть и противостояла гуманистической направленности «полдневного» цикла Стругацких, однако лежала в русле скептической деконструкции «утопии ХХII века», которую начали сами Стругацкие в своих поздних книгах, и не смотрелась чужеродной заплатой на элегантном платье. Впрочем, кроме автора «Штурмфогеля» из общего ряда выделился ещё и Вячеслав «Дерни за верёвочку» Рыбаков, с остервенением осыпавший Стругацких невразумительными упрёками. Из сегодняшней перспективы эти тексты выглядят первым открытым проявлением нынешней «стругацкофобии».
Примерно в те же времена на форуме страницы, посвящённой творчеству Стругацких, (позже форум был уничтожен вирусной атакой) среди писателей, читателей и издателей мелькали странные агрессивные личности, демонстративно идентифицирующиеся с самыми отвратительными фигурами из книг Стругацких. Впрочем, до известной выходки руснациста К.Крылова (или Холмогорова? я их не очень различаю), заявившего, что евреи Стругацкие в книжке про «Понедельник начинающийся в субботу» издеваются над истиннорусским учёным Амвросием Амбруазовичем Выбегалло и прославляют еврея Александра Ивановича Привалова, было ещё далеко. Нигилистическая атака на творчество братьев Стругацких, достигшая пика в нынешнем столетии, только набирала обороты.