Вчера был день рождения Владимира Львовича Гопмана (1947.05.31 - 2015.07.27).
Российский критик и литературовед, публицист и переводчик, составитель антологий и сборников. Родился и живет в г. Москве. Окончил романо-германское отделение филологического факультета МГУ. Кандидат филологических наук (1981, диссертация посвящена творчеству английского фантаста Дж. Г. Балларда), доцент (2003). Член общества Г. Дж. Уэллса (Великобритания).
Во время учебы организовал секцию по изучению фантастики при научном студенческом обществе. 1970-1980-е гг. - активный участник движения клубов любителей фантастики. Член Московского КЛФ. В 1988-1991 годах - член Всесоюзного Совета КЛФ. 1979-1991-е гг. - член Московского семинара молодых писателей-фантастов и участник Всесоюзных совещаний молодых писателей-фантастов в Малеевке и Дубултах. В 1986-1993 гг. - неоднократный участник фестивалей фантастики «Аэлита», а также семинаров и конференций КЛФ в Ново-Михайловском и Николаеве («Соцкон»). В 1988 году участвовал в ежегодной конференции писателей-фантастов в Будапеште, а в 1995-м - в семинаре, посвященном столетию романа Г. Дж. Уэллса «Машина времени» в Лондоне. В 2007 году участвовал в семинаре, который проходил в Лондоне и был посвящен исследованию научных и философских взглядов Г. Дж. Уэллса.
Работал в отраслевом НИИ Министерства нефтяной и хим. промышленности.
1989-1994-е гг. - ответственный редактор издательства «Текст». С 1995 г. на преподавательской работе. Заведовал кафедрой истории зарубежной литературы факультета журналистики Нового гуманитарного университета Натальи Нестеровой. Читал курсы истории зарубежной журналистики, истории литератур Африки, Германии, стран Дальнего Востока, Испании, Португалии, стран Латинской Америки, Италии и стран Северной Европы. Профессор кафедры литературной критики факультета журналистики Российского Государственного Гуманитарного Университета (РГГУ). Читал курсы истории русской литературы и журналистики ХIХ века, истории зарубежной журналистики.
Член общества Г.Дж. Уэллса (Великобритания).
Печатался с 1973 года. В 1973-1979 гг. некоторые работы писал и публиковал в соавторстве с М. Ковальчуком под общим псевдонимом Вл. Гаков. Автор свыше 350 публикаций (литературно-критические работы, посвященные различным проблемам зарубежной литературы, зарубежной и отечественной фантастики, переводы, публицистика). Некоторые работы выходили в Англии, Болгарии, Венгрии, Германии, Израиле, Индии, Канаде, Польше, Румынии, США, Чехословакии и Швеции.
Автор небольшой книжки «Zoo, или Письма не о любви» (1991), в которой представил свою переписку 1986-1987 годов с различным инстанциями по поводу печального состояния советской фантастики.
В. Гопман был очень общительным и открытым человеком, его любили и уважали студенты и коллеги. Имея множество знакомств в своей стране и за рубежом, как с классиками фантастической литературы, так и с обычными любителями жанра, старался поддерживать контакты со всеми. Кроме литературы имел одно трогательное хобби. Его друг Николай Блохин вспоминает: «Он собирал всевозможные изображения львов. У него их сотни. И фотографии, и маленькие фигурки, и паззлы со львами. Возможно, потому, что отчество у него Львович? В любом случае, он весьма уважал этих царственных зверей».
(По материалам:
https://www.rsuh.ru/who_is_who/detail.php?ID=4512 ,
http://archivsf.narod.ru/1947/vladimir_gopman/index.htm ,
https://www.fantlab.ru/autor1555 ).
Никогда не умела писать воспоминания. Да и плохо у меня с цельными воспоминаниями. Так, обрывки. Как он мне давал почитать фэнзин "Двести" (был такой когда-то), как рассказал про магазин "Стожары" (и такой тоже был, специализировался на фантастике, фэны там собирались...). Как преподавал у нас страноведение, как я там делал доклад про образ короля Артура в литературе (все-таки В.Л. - человек потрясающей выдержки. Он сумел не только не захихикать, но и не сказать, что это - недопустимый уровень). Как писал мне отзыв на диплом и диссертацию, как успокаивал меня после некоего скандала (хотя я все чаще думаю, что в том случае был прав научрук, да и первому моему побуждению куда правильней было бы последовать еще тогда). Правда, ощущается явная несправедливость: он-то мне дал многое (а мог бы дать гораздо больше, если бы я была умнее), а вот я ему - ничего. И даже результаты мои - не те, которым можно было бы порадоваться. Но спасибо ему за доброту!..
P.S. Мне тут сказали, что похоронен он на Новом Донском кладбище, колумбарий, секция, кажется, 83.