Мир Зари
"Трудно быть богом" братьев Стругацких, или Ещё два слова о детском воспитании (2)
А мы продолжаем (часть 1 тут). И, с вашего позволения, сразу с места в карьер:
«Она замолчала. Было удивительно хорошо идти с нею по лесу плечом к плечу вдвоём, касаясь голыми локтями, и поглядывать на неё - какая она красивая, ловкая и необычно доброжелательная и какие у неё большие серые глаза с черными ресницами…
- Тебя тоже когда-нибудь будут таскать на руках. Тебе приятно будет, если начнут об этом болтать?
- Откуда ты взял, что я собираюсь болтать? - рассеянно сказала Анка. - Я вообще не люблю болтунов.
- Слушай, что ты задумала?
- Ничего особенного. - Анка пожала плечами. Немного погодя она доверительно сообщила: - Знаешь, мне ужасно надоело каждый божий вечер дважды мыть ноги.
Бедная Дева Катя, подумал Антон. Это тебе не сайва».
Да-да, добрая, добрая Анка. Мы-то помним, как эта доброжелательная девочка заставляла ребёнка вытаскивать стрелу из дерева зубами. Нет, оно конечно, дедовщина при Стругацких была, но ведь они пишут про будущее. Неужели в светлом будущем, которое они описывают, есть место таким уродским явлениям, как унижение слабых просто потому, что ты сильнее и взрослее? И почему снова Лёва Абалкин вспоминается? В статьях по «Жуку в муравейнике» мы предположили, что над ним ставили эксперимент. Выходит, нет? Выходит, это в порядке вещей?
«- Давай я всажу в него стрелу? - предложила Анка.
- Я совершенно забыл, - поспешно сказал Пашка. - В действительности меня послал Арата Красивый. Он обещал мне сто золотых за ваши головы.
Антон хлопнул себя по коленям.
- Вот брехун! - вскричал он. - Да разве станет Арата связываться с таким негодяем, как ты!
- Можно, я всё-таки всажу в него стрелу? - кровожадно спросила Анка.
Антон демонически захохотал.
- Между прочим, - сказал Пашка, - у тебя отстрелена правая пятка. Пора бы тебе истечь кровью.
- Дудки! - возразил Антон. - Во-первых, я всё время жую кору белого дерева, а во-вторых, две прекрасные варварки уже перевязали мне раны»…
А вот это очень и очень интересно. Детишки знают Арату Красивого? Одна из «заклёпок», величиной с Александрийский столб. Для того, чтобы Арата Красивый вошёл в программу обучения или стал им известен как некий литературный или киноперсонаж (на что больше похоже), он должен стать звездой у себя на Арканаре. То есть ему как минимум лет 25. Сколько лет ребятам в прологе? Лет по 15. Дону Румате на момент встречи с Аратой было 35. То есть Арате - минимум 45, а скорее - сильно за полтинник. XVII век, Европа. Средняя продолжительность жизни 30-35 лет. А с таким образом жизни, как у Араты, он и до этого мог не дотянуть. Какой вывод тут можно сделать? А простой: «Арата Красивый» - это переходящее имя местных Робин Гудов. Только так и никак иначе. Или есть другие версии?
«- Вы что, всегда так палите друг в друга? - спросила она с завистью.
- А как же! - удивился Пашка. - Что, нам кричать: «Кх-кх! Пу-пу!» - что ли? В игре нужен элемент риска!»
Да, да. У Хайнлайна тоже был элемент риска в обучении, каждый десятый патрон боевой, но то было в армии, чтобы курсанты знали: высунулся из укрытия - можешь пулю получить. И там всегда - ВСЕГДА! - рядом врач. Если мы допускаем, что воспитатели всё знают, то значит, они этот элемент риска (смертельного риска!) в детскую игру сознательно вводят? У Антона-то с Анкой - все болты боевые...
«Антон небрежно сказал:
- Например, мы часто играем в Вильгельма Телля.
- По очереди, - подхватил Пашка. - Сегодня я стою с яблоком, а завтра он.
Анка оглядела их.
- Вот как? - медленно сказала она. - Интересно было бы посмотреть.
- Мы бы с удовольствием, - ехидно сказал Антон. - Яблока вот нет.
Пашка широко ухмылялся. Тогда Анка сорвала у него с головы пиратскую повязку и быстро свернула из неё длинный кулёк.
- Яблоко - это условность, - сказала она. - Вот отличная мишень. Сыграем в Вильгельма Телля».
Добрая, добрая Анка, она бы тоже с удовольствием постреляла в друзей?А вообще странно, вы заметили? Судя по истории - они закадычные друзья, Антон вообще едва не влюблён в Анку, а она первый раз узнала, как они играют. Как так? Они живут в одном интернате, у них одни учителя, воспитатели и э… «пионервожатые», но она не знала, что парни любят пострелять? Они ведь все не раз прыгали на эту клумбы с несминаемыми цветами! Почему она впервые слышит о привычках друзей?
«Пашка больше не ухмылялся. А Анка медленно-медленно поднимала руку с растопыренными пальцами, и лицо у неё было напряжённое и очень взрослое. Тогда Антон поднял арбалет ещё выше и нажал на спусковой крючок. Он не видел, куда ушла стрела».
Добрая, добрая Анка! Подбила друзей на сверхопасную игру, так ещё и командует! Только что она всадила на 20 метрах вторую стрелу чуть ниже первой. Она не может не понимать, что арбалет Антона не такой точный, как её, что дистанция большая, что стрела может влететь Пашке равнёхонько между глаз. 30 шагов для подростка в 15 лет. Мы в это время расстояние отмеряли метровыми шагами. Ну, пусть не 30, пусть 25 метров. Чтобы понимать - кучность ТТ на такой дистанции составляет 7,5 см, то есть пули с 25 метров попадают в круг 15 см. Куда хотят.
Лирическое отступление. Спусковой механизм подобного арбалета сделан так, что арбалет всегда немного «клюёт» вниз. Стрелять из него можно или от бедра, или зажав приклад под мышкой, или положив приклад на плечо, как РПГ. В последнем случае Антон не видел бы Пашки, если бы старался выстрелить выше него. То есть он направил заряженный арбалет в сторону Анки и Пашки и произвел неприцельный выстрел в их сторону из первых двух положений. В комментариях кто-то говорил, что они умеют обращаться с оружием? Нет. Ни их, ни их наставников, учителей, нельзя на пушечный выстрел к оружию подпускать.
Все кто имеет дело в боевым оружием, знают правила обращения с ним. Иногда их очень много, и их приходится зубрить наизусть, но нам очень нравятся правила одной из американских стрелковых ассоциаций. Их всего два:
1. Любое оружие считается заряженным.
2. Не направляй оружие на то, что ты не хочешь разрушить, и не важно, человек это или телевизор.
А дедушка одного из нас говорил: «НИКОГДА не направляй оружие в человека, вдруг выстрелит». Могли ни Стругацкие не знать правил безопасного обращения с оружием? 1963 год, военная подготовка на высоте... Аркадий-то уж точно знал. То что тогда происходит?
«Ну Пашка ладно, он испугался. Только ещё неизвестно, кто больше трусил - Вильгельм-папа или Телль-сын. Но Анка-то чего? Надо думать, перепугалась за Пашку…
Тогда Антон тщательно прицелился и выстрелил. Было бы здорово, если бы стрела перебила проволоку и знак упал бы прямо к ногам Анки. Но стрела попала в верхнюю часть знака, пробила ржавую жесть, и вниз посыпалась только высохшая краска.
- Дурак, - сказала Анка, не оборачиваясь.
Это было первое слово, с которым она обратилась к Антону после игры в Вильгельма Телля».
Ладно бы она стала говорить ребятам - «мальчики, хватит, я уже не хочу смотреть, как вы играете в этого Телля, хватит дурачиться…», а они, всё равно, пошли стреляться. Нет. Она встала и хладнокровно, с серьёзным лицом подавала сигнал готовности, то есть командовала стрельбой. Так на что злиться Анка?
На самом деле можно предположить, на что - вернее, на кого она злилась. На себя. Скорее всего, у неё случилось запоздалое понимание того, на что она подбила друзей, и чем всё могло закончится. Это логично и более чем обосновано психологически. Но так ли это? Мы можем только предполагать.
Итак, друзья не первый раз сбегают из интерната с оружием. Про то, что оно у Пашки и Антона есть - не могли не знать. Они никому не говорят, чем занимаются, у них боевые (на то есть прямое указание в тексте) стрелы. Даже лучшая подруга не знает, что они делают. И их учителю - плевать. Психологу - плевать, врачу - плевать, всем на всё плевать. Где они взяли лодку? Большую лодку, надо сказать. Такую большую, что втроём затаскивали на берег и запыхались, такую большую что у неё рулевое управление есть. Почему никто и ухом не повёл, что дети-куда то поплыли?
Маленькое «лирическое отступление». В обсуждении первой части статьи было много комментариев на тему того, что нельзя детей беречь от опасностей, что нельзя их воспитывать в тепличных условиях и т.д. Это всё, безусловно, верно. Но есть разница между ситуацией, когда я не подхватываю свою маленькую дочь каждый раз, когда она спотыкается и падает - чтобы научилась правильно падать, и ситуацией, описанной в прологе. Поборники «нетепличного воспитания», ответьте честно на простой вопрос: отпустили бы вы своего ребёнка гулять с боевым оружием при условии, что никто точно не знает, куда он пойдёт, что будет делать, и успеет ли медицинская помощь, если вдруг что-то случится?
Ну, и что мы имеем по итогу пролога? А имеем мы кое-что из жизни подростков мира Полудня. И то, что мы узнаем, нас не радует. В советском пионерском лагере «самоволка» была ЧП. А здесь? Ребят не было весь день, они ушли рано утром, и вернулись в темноте. Ушли они по воде, где-то взяв для этого лодку. Они ушли с оружием, о нем тоже не могли не знать. Это что? Обучение по «бразильской системе»? Где-то мы это говорили уже, ах да, в статьях по ЖвМ. Ещё мы узнали, что в интернатах процветает дедовщина, и старшие унижают младших…
Тут нельзя не вспомнить эпизод из другого произведения АБС, где Учитель, чтобы оттянуть побег учеников, буквально натравливает их на воспитанника своего коллеги. Видимо, это считается чем-то вполне этичным, раз данный учитель больше переживает по поводу того, что у него голова заболит от гипнообучения, чем о том, что подложил «свинью» коллеге и спровоцировав конфликт между подростками...
Но вернёмся к Прологу. Мы узнали, что детей не учат любить живую природу, зато учат специфической истории Арканара... Или это некий специнтернат для будущих историков-экспериментаторов (прогрессоров тогда не было)?
И становится понятно, почему в книге «Обитаемый остров» Максим грубо нарушает все возможные правила. Его просто не научили их соблюдать. Он не знает, что такое дисциплина.
Всех нас с детства учат соблюдать некие нормы - бить девочек нехорошо, младшим надо помогать, слабых надо защищать, надо мыть руки перед едой, здороваться, уважать старших и т.д. Но всего этого, похоже, просто нет в программе обучения детей мира Полудня. И вот вместо того, чтобы провести орбитальные наблюдения и немедленно покинуть квадрат поиска, сообщив в соответствующие структуры - Максим ломится вниз, терпит крушение и попадает в неслабый замес...
Хороший пролог объясняет многое, а не только описывает героя книги и протягивает ниточку к финалу. Кстати, мы уже говорили, вроде, пролог к ТББ сделан превосходно - герои раскрываются в деталях, их характеры, их тонкости натуры, взаимоотношения. Несколькими штрихами авторы описывают интернат так ярко, что он встаёт перед глазами во всей красе. Собственно нам потому и интересно разбирать их книги, потому что АБС - мастера. Нет, они Мастера. И разбирая их книги, можно вынести много полезного для себя. И мы это делам.
С прологом всё, дальше пойдём по книге, останавливаясь на интересных и показательных моментах.
(Кстати, удивительно, сколько всего интересного и странного можно увидеть, читая книгу «с лупой» в руках…)
Отсюда:
https://dzen.ru/a/Ym5ZhVHlkEeiqVh9