.
Пётр Горбань
.
К сожалению у меня нет фотоизображений произведений художника. Некоторые видны на этих фотографиях в мастерской художника. На первой - П.Горбань с картиной "Фашизм".
.
.
.
.
.
"Рядом с залом, где у отца была выставка <Ленинград, Белый зал ЛОСХа, 1986 г.>, проходила выставка художницы из Дюссельдорфа. На выставку приехала немецкая делегация и зашла к нам в зал. Выставка их заинтересовала, а немецкий чиновник, проходя по экспозиции, отмечал жестами и звуками понравившиеся работы. Особенно привлекла внимание небольшая работа «Бокс» и через переводчика он обратился с предложением о продаже, спросил цену.
- Тысяча марок! - ответил отец.
А денег у нас совсем не было. В столовой ели одни каши. Я тихонько толкаю локтем, говорю, чтобы он взял хотя бы сто рублей…
- Фашисты! Пусть платят! - прошипел отец".
<П. Горбань . Из беседы. 18 октября 1986 г.>
"Как я пишу свои портреты… На первых порах я писал многосеансные работы, иногда 5-10 сеансов. А получалось, что начинаешь работу, то натуры нет - ей некогда, то мне некогда зачастую. Работа начата, а завершить не могу по каким-то причинам и большинство работ этого периода остались незавершены. И это натолкнуло на мысль, чтобы писать в один сеанс. Работы, которые перед вами, они в основном написаны с 74 года в один сеанс. Но, чтобы не утомлять натуру, приходилось ускорять, и эти портреты сделаны в течение полутора-двух часов.
Шли поиски и по композиции. Раньше я делал, как обычно: предварительный этюд, эскиз делал, где-то в цвете искал, линии искал - предварительную схему находил. Но эта схема сдерживала, а, наблюдая жизнь, я заметил, что жизнь предлагает любую композицию, причем, непосредственную, интересную. Дело в том, что сейчас человек так сидит, потом он устал, начинает иначе сидеть; группировки людей самые различные. Я стал наблюдать и показалось, что интереснее, если будет компоноваться непосредственно с ходу. То есть пятна или линии непосредственно воплотятся в канву произведения, они диктуют следующие. И я пошел по такой схеме. Все, за исключением «Фашизма», который я делал по схеме, но, конечно, в ходе работы она несколько изменялась, остальные работы делал непосредственно с натуры в холст и по мере необходимости уже компоновал по ходу.
Портреты мне так интересно было делать. Обычно, когда начинаю писать, то идет непринужденный разговор и обстановка в мастерской. Мы обмениваемся мнениями, разговорами, шутками, но это до тех пор, пока не дохожу до завершающей стадии. Когда начинаю заканчивать (и мое окружение привыкло), в это время замолкаем, стараемся, чтобы натура была изолирована и осталась наедине со своим мыслями. И здесь уже идет процесс завершения. А когда идет разговор между двумя, то получается наигранность. И поэтому тот момент, когда натура остается наедине со своими мыслями, для меня всегда был очень дорог. Часто делают упрек или пожелание высказывают, почему нет улыбающихся, смеющихся на моих работах, а такое настроение. Я думаю, что эти замечания могут быть. Но, в то же время, оснований для таких замечаний не вижу. Если посмотреть портретное искусство, там у Ге есть улыбающиеся особы, у Репина, а так мало примеров, где изображаемые люди смеются. И потом, если человек здоровый, он, оставшись наедине, наверное, редко улыбается. Может быть, игривая мысль мелькнет, а так он серьезный. Меня такие замечания не особенно беспокоят. Они в естественном состоянии".
Из стенографического отчета обсуждения выставки произведений художника П.С. Горбаня 31 июля 1986 г. в Ленинграде
Публикации:
http://www.stapravda.ru/2003/08/08/2003-08-08-07.shtmlhttp://www.guberniya.ru/print.php?fun=1&raz=409&id=4690