По опыту хождения на защиты курсовых и дипломных работ по психологии подметил ряд распространённых и коварных ошибок в работах. Задумал черкнуть текст, предостерегающий от таких ошибок. Буду благодарен, если специалисты по статистике проверят.
Чтобы не вываливать сразу много, пока первые пять пунктов.
(
Read more... )
Reply
Обычно это выглядит так. Студент наслышан, что для чего-то там в данных нужна нормальность. Он берёт и закидывает всю выборку своего исследования в тест Колмогорова-Смирнова. Получает p-значение, допустим 0,200 (предположим, что это достаточно большая выборка, чтобы сюда не относился случай 1). Торжествующе пишет, что данные имеют нормальное распределение и идёт делать любые параметрические методы. То есть принцип, где именно должно быть нормальное распределения для применения параметрической статистики, он не понимает. Более того, я встречал работы, где студент проверял на нормальность, а находя её - говорил, что идёт делать, скажем, Манна-Уитни. То есть делал проверку на нормальность просто потому, что так типа надо.
Вот об этой ситуации речь.
Reply
Reply
Reply
5. Выявляя взаимосвязь, корреляционный анализ позволяет доказать, что две переменные взаимно действуют друг на друга. Слово «взаимосвязь» регулярно появляется в работах, организация которых не позволяет найти причин и следствий. Студенты обычно в курсе, что корреляция не означает «влияния», это слово они предусмотрительно и заменяют «взаимосвязью ( ... )
Reply
Где-то согласен, но мне не нравится "лишь как вычислительный приём". Регрессия моделирует воздействие X->Y. Если она подтверждает это воздействие (статистически), то это довод в пользу вашей теории, что в реальности имеет место X->Y. Но это не довод против теории, что в реальности воздействие обратное X<-Y. Только ваша методология, а также здравый смысл, дают уверенность, что направленность в реальности именно X->Y, а не наоборот. Регрессия моделировала эту направленность и именно ее, но не опровергала обратную направленность.
--> Что касается корреляции как взаимосвязи...
Если теория / здравый смысл утверждает, что именно X->Y, а не X<-Y или Z->X,Y возможно в реальности, то использование симметричной корреляции (вроде r Пирсона), устанавливающей связь X~Y, достаточно для вывода о присутствии X->Y в реальности. И не требуется регрессия. Поэтому то, что "говорят студенты", не всегда некорректно. Другое дело, если (1) теория / здравый смысл шире допускает, что возможно в реальности и X<-Y или Z->X,Y; или если ( ( ... )
Reply
Leave a comment