Оригинал взят у
anton_afanasev в
Советский самолет КБ Антонова - Ан-12Ан-12 - самолет, созданный русским конструктором Олегом Константиновичем Антоновым. Простой в освоении и неприхотливый в эксплуатации, он по праву заслужил признание и мировую известность, самолет использовался и до сих пор используется в народном хозяйстве и военных целях.
Ходят легенды, что разработка самолёта Ан-12 была инициирована Хрущёвым во время визита в ОКБ. Он спросил во время осмотра Ан-8, какие есть аналоги за рубежом. После того как узнал, что там есть аналогичные самолёты с четырьмя двигателями, предположил, что в СССР тоже должны делать самолёты с четырьмя двигателями. После чего Олег Константинович Антонов и задумал будущий Ан-12.
Немногие наверно знают, что ОКБ Антонова возникло по инициативе Никиты Хрущева, именно он смог уговорить Антонова перебраться из Сибири на (в) Украину. В 1947 году Никита Хрущев лично уговаривал Олега Константиновича перебраться из Новосибирска в Киев и обещал поддержку в организации ОКБ на новом месте. Антонов не без колебаний принял это предложение. Вот так по инициативе Хрущева на территории Украинской ССР было создано КБ которое вошло в историю мирового самолетостроения. Но стоит помнить, что у истоков стоял обычной русский парень.
В 1955 году Совет Министров СССР санкционировал проектирование и воплощение самолета Ан-12. К работам по созданию Ан-12, Антонов приступил с большим оптимизмом, кроме интереса в самом создании самолета с нуля, он хотел нарушить монополию Туполева и Ильюшина на пассажирские машины, сделать свое имя на фюзеляже крылатой машины известным всем авиапассажирам СССР.
К моменту проектирования самолета ОКБ насчитывала около 1500 сотрудников, из них 250 конструкторов, вчерашние выпускники вузов. В качестве практики и набора опыта молодые специалисты небольшими группами постоянно направлялись на авиазаводы в Казань и Москву. Где они с ведома и разрешения Туполева и Ильюшина знакомились с техдокументацией по Тушкам и Илам. Скорее всего поэтому многие элементы конструкции Ан-12 так похожи на разработки московских ОКБ, а в СССР сложилась единая конструкторская школа.
16 декабря 1957 года на Иркутском авиазаводе Ан-12 впервые поднялся в небо, самолет находился в воздухе 9 минут, достигнул высоты 880 м и набрал скорость 340 км/ч. В 1959 году самолет стали поступать в войска МО СССР. По мере освоения самолета летчиками, Ан-12 стали привлекались к транспортным перевозкам не только в интересах армии, но и народного хозяйства.
В то время полезная нагрузка самолета ограничивалась 12 тоннами, но в результате инициативы подполковника Шарафутдинова разрешенная нагрузка Ан-12 была увеличена до 16 тонн. Полковник приказал загрузить на борт груза на 4 тонны больше положенного и как не странно полет прошел в штатном порядке.
Этот случай показывает, что с самого начала эксплуатации Ан-12 завоевал доверие экипажей. Надежность, способность работать в сложных климатических условиях и неприхотливость в обслуживании на долгие годы стали визитной карточкой самолета.
По мере удовлетворения потребностей ВВС МО СССР, самолет стал поступать в Аэрофлот. Четырнадцать управлений ГА с успехом использовали его для перевозки самых различных грузов: строительной техники, животных, продовольствия, драгоценностей, гуманитарной помощи. Первые в стране контейнерные перевозки (октябрь 1977 года) также начались на Ан-12. Их себестоимость была рекордно низкой - 10 коп/км. В 1965 году Ан-12 вместе с Ан-22 демонстрировался на XXVI Международном авиакосмическом салоне в Ле Бурже. В 1966 году на Ан-12 открыли первую международную грузовую линию Аэрофлота Москва-Рига-Париж, преодолевая этот путь за 5 ч 30 мин. полетного времени. В июле 1969 г. открыта вторая линия: Владивосток-Амстердам.
Вариант Ан-12 под названием Y-8 производился также в Китае. Самолет создан путем копирования имевшихся в КНР Ан-12БК без консультаций с советской стороной. Первый полет Y-8 совершил в1974 году, выпускался в модификациях: гражданский транспортный, военно-транспортный, морской патрульный, носитель беспилотных ЛА, перевозка вертолетов, животных, с герметичным фюзеляжем. Всего, по китайским данным, их было построено около 667 экземпляров. Вот видите, уже в те годы китайцы копировали с успехом не только тряпки но и сложную технику )).
Летно-технические характеристики: размах крыла - 38 метров, длина самолёта - 33 метра, высота - 10 метров, пассажировместимость - 90 солдат или 60 парашютистов, взлётная масса - 61 тонна, максимальная коммерческая нагрузка - 21 тонна, максимальная скорость - 660 км/ч, крейсерская скорость - 570 км/ч, потолок - 7200-8600, макс. 10000 метров, дальность полёта - 5530 км.
Самолёты Ан-12 принимали активное участие в военных действах на разных континентах. Первой в боях, их использовала Индия. Её самолёты снабжали войска во время приграничных конфликтов с Китаем и Пакистаном. В индо-пакистанской войне 1971 года самолёты Ан-12 применялись и как бомбардировщики, нанося удары по складам вблизи границы в Кашмире. 12 января 1982 года Ан-12 высадили батальон десантников для окружения столицы Бангладеш.
Эфиопия стала закупать советское вооружение после наложения в 1977 году американского эмбарго на поставки оружия в эту страну. В числе первых были поставлены Ан-12 действовавшие против эритрейских повстанцев. Ирак также применял свои Ан-12 в ирано-иракской войне. Иракские машины использовались для морской разведки, целеуказания и для дозаправки в воздухе. Во время войны в Персидском заливе 1991 года по крайней мере два из них были уничтожены на взлётно-посадочной полосе английскими штурмовиками.
Советские транспортники так же потрудились немало. Они сыграли главную роль во время ввода войск в Чехословакию 1968 года. Во время долгой и трудной афганской войны самолёты Ан-12 постоянно снабжали по воздуху контингент советских войск, летая из СССР в Баграм и Кабул. За всё время войны от зенитного огня было потеряно по меньшей мере пять Ан-12. «Чёрный тюльпан» - неофициальное название самолёта Ан-12, увозившего тела погибших советских военнослужащих (Груз 200) с территории Афганистана в ходе Афганской войны 1979-1989 годов.
Теперь немного подробно пройдемся по борту, что попал в мой объектив. Самолет КБ Антонова, Ан-12 в модификации Ан-12БК, во времена службы в ВВС МО СССР имел другую модификацию, но об этом дальше. Предназначен для гражданской авиации, отличался отсутствием оборонительного вооружения. Выпускался примерно с 1967 года, проем грузового люка увеличен по порогу на 105 мм, по бортам установлены обтекатели грузового люка. Турбогенератор ТГ-16 заменен на ТГ-16М, обеспечивающий запуск двигателей до высоты 3000 м. Установлены лебедки ГЛ-1500ДП с дистанционным управлением, кран-балки грузоподъемностью 2300 кг и грузовые трапы - сиденья.
Обратили внимание как он завалился на правую сторону, я если честно так и не понял почему это произошло. У меня две версии: 1 самолет перегружен или неправильно проведена отцентровка груза. Тем более в 2007 году этот самолет в Магадане уже ловили работники Ространснадзора с перегрузом почти на 8 тонн.
2 версия не имеет никакого отношения к пресловутому человеческому фактору, а является конструктивной особенностью самолета. Ввиду мощного реактивного момента четырех воздушных винтов левого вращения правая стойка шасси нагружается больше левой, и самолет на разбеге проявляет тенденцию к развороту вправо. Парировать этот эффект тормозами раньше было невозможно из-за узкой колеи шасси. Справиться с недостатком удалось, только оснастив переднюю стойку последующих машин механизмом поворота с управлением от педалей.
Специалисты, что Вы скажите?
С 1970 по 2000 год летал в ВВС МО СССР, а затем Российской Федерации имел модификацию Ан-12 БК-ПП. Вариант Ан-12БК ПП - постановщик помех групповой защиты. Был оснащен автоматическими станциями прицельных и прицельно-заградительных активных и пассивных помех радиотехническим средствам наведения ракет противника, также был оборудован специальными радиопоглощающими устройствами биологической защиты экипажа от излучений. Всего было построено таких 27 машин.
Самолет имеет бортовой номер RA-11371, первый полет совершил в 1970 году, получается в строю борт находится уже 45 лет. С 2001 по 2015 год летал в КнААПО им. Гагарина (Комсомольск-на-Амуре), в настоящее время эксплуатантом является компания Русская Арктика (с 19 января 2015 года).
По кодификации НАТО самолет Ан-12 это Cub, что означает - «Юнец».
По неофициальным отечественным и зарубежным данным, потеряно не менее 225 самолётов типа Ан-12.
Коптит он знатно, такое впечатление, что соляркой заправлен ))).
Вот такой фоторассказ у меня получился. Делитесь своими впечатлениями об этой машине, думаю, широкому кругу читателей будет интересно почитать Ваши комментарии.
Мои фоторассказы о авиации можно посмотреть тут "
Авиация".
Спасибо за организацию и проведение съемок ОАО «Аэропорт Магадан» и общественной организации FEST - Far East Spotting Team.