Оригинал взят у
babs71 в
Москва. Студенческий дом-коммуна.На вторые майские праздники я съездил в Москву и в Тулу. А потому настало время очередных
путевых заметок. Свой рассказ о виденных в поездке достопримечательностях я начну со студенческого дома-коммуны в Москве, который я уже давно собирался посмотреть и, наконец, исполнил свое желание. Вот две его фотографии: вскоре после постройки и наших дней:
В конце 1920-х годов началось активное строительство студенческих городков и общежитий.
В это же время в студенческой среде активно пропагандировалось создание бытовых коммун.
Так, в ноябре 1929 г. Московское бюро Пролетстуда провело собрание представителей студенческих коммун и коллективов, которое высказалось за то, чтобы в Москве строились для студентов только дома-коммуны, а не общежития.
В 1929-м году Текстильстрою было поручено строительство четырех комплексов студенческих общежитий на 10 тысяч мест.
По согласованию со студенческими общественными организациями один из этих комплексов было решено превратить в опытно-показательное строительство студенческого дома-коммуны на 2000 студентов.
Внутри Текстильстроя был проведен конкурс проектов, по результатам которого право на разработку окончательного проекта получил архитектор И. С. Николаев.
Дом-коммуна был построен в 1929-1931 годах.
Разрабатывая свой проект, Николаев должен был уложиться в ту же стоимость, что и "обычное" общежитие.
Соответственно, чтобы получить кубатуру на размещение общественных помещений, следовало сэкономить ее на спальных помещениях. Однако кубатура в жилых помещениях нормировалась из гигиенических соображений.
Однако Николаев резонно заметил, что для человека, находящегося в замкнутом помещении, важен не объем помещения, а количество свежего воздуха. А значит, усилив воздухообмен в помещениях, можно снизить норму кубатуры.
Незадолго до этого Николаев проектировал и строил текстильную фабрику "Красная Талка" в Иваново-Вознесенске, где была создана система быстрой многократной смены воздуха в цехах с использованием специальной вентиляционной камеры.
В доме-коммуне архитектор запроектировал такие вентиляционные камеры над лестничными клетками. Такое решение позволило максимально уменьшить спальные кабины.
В первом варианте проекта кабины должны были иметь малую площадь (2x2 м), но большую высоту (3,2 м). Окон кабины не имели вовсе (они размещались в центральной части здания, а вдоль стен шли коридоры), а спальные места должны были размещаться в два яруса.
Окончательный вариант, впрочем, был менее радикальным. Размеры спальной кабины были увеличены (2,7 х 2,3 м), обе кровати размещены в одном уровне, а сами кабины разместились вдоль наружных стен и имели окна, а коридор размещался между ними.
Поскольку спальные кабины предназначались исключительно для сна (даже одежда хранилась в гардеробе), в них не было никакой мебели кроме кроватей.
Даже двери для экономии места были сделаны раздвижными.
За счет экономии на спальных кабинах, Николаев получил резерв объема, который пошел на общественные помещения.
В трехэтажном корпусе разместились спортивный зал на 1000 мест, столовая (питание в четыре смены), читальный зал на 150 человек (с книгохранилищем), зал для занятий на 300 человек, кабины для индивидуальных занятий.
Также были запроектированы прачечная, починочная, детские ясли на 100 мест, медпункт, комнаты для кружков, душевые и т. д.
Сам автор описывал распорядок дня в коммуне следующим образом:
"После пробуждающего всех звонка студент, одетый в простую холщевую пижаму (трусики или иной простой костюм), спускается для принятия гимнастической зарядки в зал физкультуры или поднимается на плоскую кровлю для упражнений на воздухе, в зависимости от сезона. Закрытая ночная кабина подвергается, начиная с этого времени, энергичному продуванию в течение всего дня. Вход в нее до наступления ночи запрещен.
Студент, получив зарядку, направляется в гардеробную к шкафу, где размещена его одежда. Здесь же поблизости имеется ряд душевых кабин, где можно принять душ и переодеться. В парикмахерской он доканчивает свой туалет. Приведя себя в порядок, студент идет в столовую, где за стойкой принимает короткий завтрак или пьет чай; после чего ему предоставляется право распорядиться временем по своему усмотрению: он может уйти на занятия в вуз, или идти в общую комнату для учебы, или, если он готовится к зачету, взять отдельную кабину для занятий. Кроме того, в его распоряжении находятся общая читальня, библиотека, чертежная, аудитория, студия и пр.
Для некоторых, кому будет предписано врачом, будет установлен дополнительный срок принятия пищи - второй завтрак. Обед в столовой является дежурным в обычное время, к которому предполагается возвращение студентов из вуза.
После обеда и промежутка после него возобновляются краткие вечерние занятия с неуспевающими, ведется общественная работа и т. д. В выборе способа использовать свой вечер студент совершенно свободен. Коллективное слушание радио, музыки, игры, танцы и др. разносторонние способы самодеятельности создает сам студент, используя инвентарь коммуны.
Вечерний звонок, собирающий всех на прогулку, заканчивает день. По возвращении с прогулки студент идет в гардеробную, берет из шкафа ночной костюм, умывается, переодевается в ночной костюм, оставляет свое платье вместе с нижним бельем в шкафу и направляется в свою ночную кабину. Спальная кабина в течение ночи вентилируется при помощи центральной системы. Применяется озонирование воздуха и не исключена возможность усыпляющих добавок".
А так описывали дом-коммуну в газете "Вечерняя Москва":
"Этот дом-коммуна не только жилье - это комбинат учебы и отдыха. Большой освещенный мягким светом зал для занятий. Кабинки для бригадной проработки заданий. Столовая, коридоры для гимнастики, комнаты для кружков. Студент хранит книги, лекции, готовальни в своем шкафчике, возле зала занятий. Обувь, мыло, белье - весь этот скарб лежит в личном ящике туалетной. Человек спит в комнате, по своей рациональной разгруженности, чистоте воздуха напоминающей стеклянную террасу. Жилец такой комнаты встает с проветренной и веселой головой. Анатомия дома радует своей разумностью. Спальный корпус стоит отдельно от общих комнат, сну никто и ничто не мешает. Спальная кабина очищена от бытовых потрохов".
Запрет на использование спальных кабин в дневное время продержался очень недолго.
В итоге, в 1969-м году была проведена реконструкция здания, в ходе которой площадь спальных кабин увеличили за счет коридоров.
Сравнительно недавно здание было реконструировано.
К сожалению, реконструкция обернулась частичным сносом старых стен, а также искажением деталей. Однако даже сейчас здание производит сильное впечатление.
P.S. 13 мая, в субботу, состоится экскурсия "От «Ломоносовской» до «Пролетарской»"
На экскурсии мы увидим памятники архитектуры самых разных эпох, начиная с конца 18-го века (
Троицкая церковь, известная как «Кулич и пасха», архитектор Н. Львов, 1785 г.) и кончая 60-ми годами прошлого столетия (
Школа №345, архитектор С. Евдокимов, 1968 год). Но основной темой этой экскурсии станет советская архитектура жилых домов. Дело в том, что в районе экскурсии находятся замечательные образцы жилых домов, построенные выдающимися советскими архитекторами - Г. Симоновым, И. Фоминым, Е. Левинсоном, Б. Сперанским, причем дома эти отражают все основные фазы эволюции советского жилищного строительства, включая конструктивистские жилмассивы 20-х - начала 30-х годов, помпезные сталинские дома 30-х и 50-х годов, малоэтажное строительство конца 40-х и первый панельный квартал нашего города, построенный в 60-е.
Узнать подробности и записаться на экскурсию можно здесь:
http://babs71.livejournal.com/997984.html