Речь пойдет о любопытных постройках поры конструктивизма в исторической части Киева, в начале улицы Юрия Коцюбинского от угла улицы Обсерваторной, вблизи обсерватории университета.
В конце позапрошлого века здесь еще был один из киевских «яров» (оврагов) у подножия холма с университетской обсерваторией, известный как Обсерваторный яр. Об этом месте в свое время буквально писали, что «до начала 1880-х годов овраг служил для свалки сколотого льда и снега, а затем для мусора и навоза». Но затем яр засыпали, и в 1903 году был подготовлен проект прокладки новой улицы для соединения Гоголевской и Обсерваторной (она стала продолжением ул. Павловской и получила поначалу название Ново-Павловская). Городу было выгодно не только освоить запущенный уголок вблизи центральной части, но и распродать участки под застройку. Впрочем, желающих было не густо. Вплоть до самой революции на новой улице появились лишь единичные постройки.
С начала 1920-х годов приблизительно в километре от этого места, близ Софийской площади, по адресу «Рыльский переулок, 10» действовал польский педагогический техникум. Его задачей было воспроизводство в советском духе учителей для польского населения в глубинке Киевщины, Подолья, Волыни. Техникуму присвоили имя польского коммуниста Феликса Кона (еще при его жизни). В педтехникуме имени Ф. Кона по данным на 1928 год было 174 ученика.
К началу 1934 года, когда Киев собрались сделать столицей УССР вместо Харькова, польский техникум тоже повысил свой статус и стал институтом. Решено было его расширить и разместить в новых зданиях. Киевский филиал Укргражданпроектстроя разработал проект комплекса помещений Польского педагогического института.
Основной автор проекта - 35-летний Владимир Заболотный, будущий автор здания Верховной Рады и президент Академии архитектуры УССР, а в то время приверженец конструктивистских идей.
Его соавторами были Василий Дюмин, Борис Ведерников и О. Недопака.
В состав комплекса вошли обширный учебный корпус (на переднем плане) и два общежития в общей сложности на 500 мест (слева). Поскольку улица Ново-Павловская пролегала в бывшем яру, ее стороны имели заметный уклон к проезжей части.
Учебный корпус намеревались поднять на возвышение, с отступом от фронта улицы, а общежития поставить несколько ниже, по фронту. Между ними проект предусматривал вставку, в которой должен был находиться закрытый студенческий магазин-распределитель (дань времени!)
Строительство было намечено на 1934-1935 годы (на дальнейшую перспективу могла быть достроена вторая очередь общежитий). Собственно корпуса общежитий появились в срок. Может быть, они даже короткое время послужили студентам-полякам, учившимся еще в Рыльском переулке.
Архитектура лаконичная, формы крупно и уверенно прорисованы (с небольшим отклонением от проекта в части доведения лоджий до торцевого фасада). Заслуживают интереса и отдельные детали.
Обратите внимание на водосточную трубу, лихо пропущенную через все лоджии!
Возведение учебного корпуса тоже было начато.
(слева - второе общежитие).
Но… не окончено. Из всего проектированного обширного, Ш-образного в плане здания была сооружена только левая «ножка».
А оборвалось строительство, очевидно, потому, что Польский педагогический институт был упразднен. По свидетельству мемуариста Людвига Войславского, сына преподавательницы института Теофилии Войславской (ставшей жертвой репрессий), это случилось осенью 1935-го.
Закрыли польский педагогический институт. Принимая такое решение, высокие инстанции хорошо все просчитали. В светлом будущем учителя для польских школ скорее всего не понадобятся. Созданный в 1925 году на Житомирщине Мархлевский польский национальный район был ликвидирован. Готовилось массовое насильственное переселение поляков из приграничных районов Украины в Казахстан и другие области…
(Войславский Л. К. Воспоминания из ушедшего столетия. - Харьков, 2002. - С.14).
Можно, пожалуй, добавить, что после убийства Кирова в декабре 1934-го и сопутствующей вспышки шпиономании на поляков сразу начали коситься как на потенциальных «агентов империализма». Уже тогда вызревала трагедия Катыни и Быковни.
Что же касается вновь построенных общежитий, то они не остались невостребованными. Вскоре их вместе со зданием по Рыльскому переулку, 10 передали в распоряжение Высшей партийной школы. А начатый учебный корпус кое-как доделали в готовом объеме и поселили в нем издательство «Радянська школа» (тепер «Освіта»). Достраивать до проектного вида его не стали. Уже после войны на месте, куда должен был продолжаться его фасад, появилось новое «сталинское» жилое здание, к которому ведет эффектная лестница.
Пока действовала ВПШ, общежития были до некоторой степени элитными. Но сегодня они заметно демократизировались.
В их помещениях, кроме жильцов, сейчас обитают разные общественные организации типа «Союз Чернобыль» или «Українське народне посольство». И едва ли на сотню обитателей этого колоритного комплекса в начале нынешней улицы Юрия Коцюбинского найдется хотя бы один знающий, откуда он взялся и для чего строился…
(с) Михаил Кальницкий