Выступления на круглом столе "Уличные акции" в Екатеринбурге 8 января 2010

Jan 08, 2010 22:22

Олег Чарыков:

Если на пикете полтора человека, раздражаются те, кто не прочь тоже кого-нибудь защитить, но не здесь, а как-нибудь в другой раз . Магницкий был бы жив, если бы пара человек, вроде Шаклеина и Ливчакаlivchak , вышли к Бутырке с плакатом о скорой помощи. Госбезопасность дала правозащитникам издевательскую хамскую кличку «городские сумасшедшие». А для кого-то они последняя надежда. Шаклеин, Эделевgleb_edelev , Башков papa_supermenov спасали Трепашкина - он очень болел. Пикеты привлекали внимание. Замучить Трепашкина (как Магницкого) не удалось. В этих пикетах участвовали молодёжь из «Обороны», пенсионеры из ОГФ, не понимающие в демократии, но способные к состраданию, если кого-то бьют - Никифорова, или Соколова, или Трепашкина. Имена некоторых, кого спасали Шаклеин, Эделевgleb_edelev , Ливчакlivchak , неизвестны никому, кроме их родных. Но и раненых в войну спасали, не спрашивая кто такой. Спасали и врагов. И лечили.

Алексей Никифоров al_nekiforov сказал: «Хватит Путина!». Дали год. Кому бы до него дело? Но более 20 человек - пенсионеры, молодёжь, КПРФ, «Оборона», «Яблоко», ОГФ, правозащитники растянули транспарант«Хватит Путина!»перед судом, где за это самое судили Никифорова. Ни протокола, ни дела не завели. Страшновато - 20 человек сила!

Абсолютно согласен с депутатом Леонидом Волковымleonwolf , что в акциях должны участвовать интеллигентные, вменяемые, приличные люди. Леонид Михайлович, зовите их больше! Вы публичный человек, у вас возможности. Буду рад, будет у кого поучиться демократии. Много свежего и неожиданного о демократии я узнал на конференциях и на заседаниях Политсовета. Доволен, узнал много ярких демократов. На конференциях был женский коллектив от Антона Баковаabakov . Вменяемые, интеллигентные, порядочные люди, демократично настроенные. Жалко, мы их не успели разглядеть - у них богатый опыт проведения акций. Готов ли Политсовет организовать с ними встречу - они бы научили нас грамотно проводить акции. Или это мечты? И увидимся мы с ними только на следующей конферции?

Михаил Орестович Борисов moborisov , сопредседатель Свердловской "Солидарности":

Я первым делом хотел бы обратиться к вопросу эффективности уличных акций. Я считаю, что сама по себе акция не является целью, а является средством для достижения какого-либо результата. Главным результатом следует считать то, прислушивается ли власть к данной акции и корректирует ли она свою политику, либо игнорирует требования акции. Приходится признать, что за предыдущие несколько лет тактика и стратегия привела к тому, что сегодняшний наш режим является более авторитарным и менее демократичным нежели то, что было лет 15 назад. Таким образом, итог всей нашей деятельности отрицательный. Можно, конечно, продолжать действовать в том же ключе, бить себя в грудь и говорить, что мы делаем всё хорошо и всё правильно. И действовать также, как и действовали до сих пор. Но я боюсь, что результат будет всё хуже и хуже. Это напоминает анекдот про интеллектуальное сравнение. Кто умнее - обезьяна или человек? Заводят обезьянку в клетку, висит банан на дереве. Она подходит, потрясла - банан не упал. Попрыгала - не достала. Достала палку, сбила банан - получила результат. Подходит человек, час трясёт, два трясёт, три трясёт. Ему говорят: «Подумайте, может быть есть какие-то другие варианты.» Он говорит: «Что думать? Трясти надо!» То, что я сегодня наблюдаю, звучит примерно так: «Трясти надо! Что думать-то? В том же ключе как и действовали всегда, так и будем дальше действовать.» Т.е. конкретно ничего не предлагается.

Второй момент. Здесь делается упор на то, что уличные акции - это цель деятельности «Солидарности». Я бы хотел отметить, что это одно из направлений деятельности. Причём не самое главное. А самое главное в деятельности «Солидарности» несколько другое - это изменить режим в нашей стране, сделать его демократическим. И уличные акции нужно рассматривать не как цель, а как средство. Я допускаю, что существует масса других всевозможных способов, чтобы решать задачу демократизации. И в этом смысле требовать от всех 100% членов «Солидарности» действовать в данном направлении я считаю неправильным. Слава Богу, что сегодня в «Солидарности» намечается несколько направлений, кроме уличных акций. Пусть люди действуют.

Евгений Легединmladovesti:

Уличные акции в любом их варианте -от одиночного пикета до милионной демонстрации - нужно рассматривать в рамках политического неповиновения. В сотый раз напомню, что такое политическое неповиновение. Итак, это намеренный вызов властям через неподчинение. Применяют этот термин, когда народ освобождает государственные институты из под контроля диктатора. Народ постоянно атакует слабые места диктатуры. Существует 198 способов политического неповиновения - эти и бойкот, и сатирические награждания (антипремия «Золотой Евсюка»), и автоколонны, и забастовки, и митинги, и одиночные пикеты. Уличные акции в списке ненасильственных методов занимают свою нишу.

Что касается самих уличных акций, то их стратегические задачи включают в себя изменение общественного мнения, рекрутинг сторонников и создание сети, обучение активистов и наращивание протестной волны. Всё начинается с небольшого числа людей. Тактические цели уличных акций - поиск локальных проблем и выведение их публичную сферу (точечная застройка, например), создание информационных поводов (сами раскапываем проблему и выносим ее на суд общественности) и прорыв информационной блокады. Информационную блокаду можно снять тремя способами - либо нарастить протестную волну (когда на митинге 5 тысяч человек, то особенно можно ничего не изобретать для привлечения СМИ), либо радикализировать протест (скандальные акции легче «продать» журналистам), либо давление на СМИ (активисты могут бойкотировать нелояльные СМИ).

По поводу критериев эффективности уличных акций. Их три -
1)Освещение в СМИ. Если акцию СМИ не осветили, значит её не было! :)
2) Реакция властей. Если мы доставили властям какие-то неприятности, и власти пытаются запретить акцию, либо начинают прессовать активистов, значит акцию можно признать успешной.
3) Власти выполняют наши требования. Допустим мы требуем «Свободу Никифорову!»al_nekiforov , по этому критерию все проводившиеся мероприятия можно считать неэффективными, однако по освещению в СМИ и по давлению на гражданских активистов, участвовавших в «Комитете поддержки А.Никифорова», все акции можно признать эффективными.

Вячеслав Карякин slavakaryakin , сопредседатель Свердловской "Солидарности":

Ну, во-первых, на мой взгляд, уличные акции должны чётко артилировать свои цели и задачи, чтобы всем было понятно, что за акция и зачем она проводится. Я с удивлением узнал, что оказывается акция «Рыба гниёт с головы» продвигала совершенно конкретные сайты. Для меня это новость, поскольку когда нас за это агитировали и когда всё это делали, об этих сайтах никто не говорил. А на мой взгляд, это очень важно. Это выглядит как некая манипуляция. У тебя есть какая-то цель, ты о ней умалчиваешь, проводишь какую-то акцию, подтягиваешь какие-то общественные организации. Т.е. их как-то в тёмную используют. Пусть организаторы считают, что это благая цель, но это их личная оценка. И не мешало бы другим товарищам об этом знать, ради собственно чего это и затеяно. Это важный момент, это честность среди нас.

image Click to view



Теперь второй момент. При организации уличных акций надо четко отдавать себе отчёт, как это выглядит в глазах обывателей. Т.е мы все внутри можем её однозначно поддерживать, высказываться, что она правильная, что она несёт правильный месседж. И тут мы склонны отрываться от обыкновенного обывателя и сваливаться в радикализм, который обычный обыватель уже не воспринимает в положительную сторону. Пример, та же самая «Рыба гниет с головы». Сам образ «гниющей головы», в которую там червей втыкают, нам может и прикольный, а если люди из глубинки, а я с таким людьми сталкивался, увидят, то они скажут: «Что это за бред? Вы с ума сошли?». Теперь дальше. Не работает сегодня политическая повестка, т.е. под политические лозунги народ не идёт. Ровно как, к сожалению, и под правозащитные. И в то же время народ откликается на приземлённые лозунги в защиту своих конкретных прав. Например, это монетизация льгот, борьба с ЖКХ. И именно здесь надо выстраивать гражданское общество. На каких-то простых конечных темах, когда человек, выступая, видит конечный осязаемый результат. Именно на таких акциях нужно поднимать гражданское общество.

И коснусь ещё одной острой темы. Это тема «вреда» акций. Вред можно сформулировать следующим образом. Вредны малочисленные акции, когда выходит 5-10 человек. Они уже никого не трогают, это становится привычным городским антуражем. А плохо это тем, что легитимизирует власть даже не в глазах обывателя, а в глазах самой власти. Власть говорит: «Вон люди выходят, ругаются. Это и есть свобода слова! Пожалуйста! А недовольны нами вот эти 10 человек, каждый месяц митингуют. А остальные? Едут на работу, идут в магазин. Все довольны, кроме этих 10. Значит, мы, власть, делаем всё правильно, нам народ выдал вотум доверия, значит всё хорошо.»

Сама власть считает, что у нее есть обратная связь. Когда бы акций не было вообще никаких, у власти бы не было обратной связи. Власти что-то делают, а что там народ о власти думает, правители не понимают. Возникает неуверенность, реальный совок возникает. А тут этого нет. Вышли 10 человек. Всем понятно, что если бы недовольных вышла 1000 человек, то они бы встали. А тысячи нет. Значит, все всем довольны. Значит, мы делаем все правильно и народ нам доверяет. И власть постоянно тестирует этот вотум народа. Она завинчивает гайки. Пример «Стратегия-31». Каждое 31 числа свозят ОМОН, совершенный фарс с допуском на эту Триумфальную площадь, идиотские предлоги. Постоянно бьют, дубасят, закрывают. В последний раз уже Людмилу Алексееву закрыли, хотя до этого не решались её трогать.

Смотрите, что в нашей Свердловской области. Алексея Соколова закрыли. Подтянули московских правозащитников. Ничего не меняется. За Алексея Никифорова уже КПРФ федеральное вступилось, ничего не меняется. Идёт плавное закручивание гаек. Власть сверяется с активностью. Гайку завернула, смотрит - те же 10 человек стоят. Ну, и прекрасно. Дальше завернула, те же 10 человек. Зашибись! Ещё завернула. Понимаете? И этот процесс связан с тем, что активности никакой нет. И такая точка зрения, что акции вредны, имеет право на жизнь.

политзаключенные, Свердловская область, акции

Previous post Next post
Up