Сравнительно недавно наш нацлид утвердил программу приватизации госсобственности. Как говорится, к гадалке не ходи - ясно, кому она достанется.
На следующий год планируется провести приватизацию порядка 250 ФГУПов, продаже будут подлежать порты, аэропорты, пакеты акций наиболее инвестиционно привлекательных компаний, находящихся в федеральной собственности. Всего планируется выручить ок. 18 млрд. руб.
http://www.rosbalt.ru/2009/12/09/695660.html Не буду спорить, в самой приватизации ничего плохо нет. За счет нее можно покрыть бюджетный дефицит, который уже стал реальностью и с которым, судя по всему, нам еще предстоит жить ближайшие годы, благодаря стараниям нашего кормчего. Конечно, хотелось бы, чтобы вырученные средства направлялись на неотъемлемые функции государства, но никак не на "гуманитарную помощь" хедлайнерам путинского госкорпоративизма.
Также хорошо известно, что частный собственник лучше государственного: в условиях честной конкурентной игры частный бизнес эффективней и конкурентоспособней государства. Частный бизнес рискует собственными заработанными или заемными денежными средствами, а не деньгами, упавшими с неба в виде налогов или природной ренты. Частному бизнесу несвойственно жить по формуле "приватизация прибыли - национализация убытков". Это характерно для госкомпаний, когда за убытки всегда отвечает государство, значит, налогоплательщики, а вот прибыль почему-то часто идет мимо бюджета и достается держателям корпоративных вотчин.
Наконец, с помощью приватизации можно было бы сократить госсектор, обновить менеджмент, провести столь необходимые для нашей экономики структурные реформы. За тучные годы роста, при самой выгодной внешнеэкономической конъюнктуре, так и не было проведено ни одной структурной реформы. Путин и весь правящий класс пребывали в собственных иллюзиях энергетической супердержавы, тихой гавани и островка стабильности. Им казалось, что у них поперло, и "переть" будет всегда. Но ничто не вечно под Луной, и цунами кризиса накрыло нашу экономику, обнажив ее старые проблемы, которые, как оказалось, все эти годы в отсутствие реформ не решались, а заливались нефтедолларами.
Казалось бы, иллюзии развеялись, и должно было бы настать протрезвление: правящий класс, засучив рукава, примется сокращать госсектор, укреплять права собственности, проводить структурные реформы.
В это можно было бы проверить, если не одно НО.
Нужно иметь в виду политическую среду, в которой будет проходить приватизация. Силовая клептократия не дремлет: аппетит приходит во время еды. А в наличии у них этих аппетитов не приходится сомневаться после всех этих историй с компаниями ЮКОС, Евросеть, Сахалин-2 и т.п.
За годы «развитого путинизма» силовики стали профессиональными рейдерами, крышевателями и расхитителями государственной и чужой частной собственности.
Вполне вероятно, что сами инициаторы приватизации могут преследовать национальные интересы и исходить из сугубо экономических соображений, но силовики с их опытом переделов и захватов, бесспорно, воспользуются представившимся шансом по полной программе и при покровительстве того, что всегда "над схваткой". А это значит, что нас в ближайшее время ждут клановые войны - ведь ряды силовой клептократии не такие стройные и ровные, как это может показаться с первого взгляда.
Вынужден констатировать, что до тех пор, пока не изменится политическая система, характер правящего режима, любая приватизация будет проходить не в интересах страны, а в интересах правящей элиты - силовой клептократии.