Соционически убедительные фильмы -- редкость. Обычно психотип героев либо вообще неразличим, либо выглядит не вполне отчётливо и перегружен противоречиями, либо взаимоотношения героев не соответствуют межтимным закономерностям.
Ни одним из этих недостатков не страдает фильм Юрия Павлова «
Семь вёрст до небес», не совсем новый уже (2011).
Героиня великолепной Татьяны Колгановой (Зоя) -- это настолько точная -- не карикатура даже, а реалистическая портретная зарисовка недуализированной гюгессы, что, как говорится, грустно и смешно одновременно. Её отношения с дочерью вполне могут быть деловыми: во всяком случае, ни неравенства в отношениях, ни эмоциональной близости у них нет, -- но нет и эмоционального непонимания, друг для друга они как на ладони.
Аня, правда, получилась тускловата, её социотип не очевиден, но если предположить, что она штирлиц, всё становится на свои места. Кстати, режиссёр наглядно показал, что проницательность штирлица -- миф. Обмануть его проще простого. Штирлиц -- это, как известно, такой судья, которому для вынесения вердикта не нужно выслушивать ни обвиняемого, ни свидетелей защиты, не говоря уже об адвокате. Показаний одного мимолётного свидетеля обвинения ему совершенно достаточно для смертного приговора, и даже прокурор мало что может к ним прибавить.
Паша -- типичный дон-кихот. Забавный эпизод с начальником, против которого он неумело возроптал, когда тот нарушил обещание, и который мгновенно и легко переиграл незадачливого строптивца (намекнув лишь, что без него, Паши, ах, всё дело рухнет) -- словно взят из инструкции по эксплуатации дон-кихотов. Маленькая Аня ему, взрослому Паше, ещё не ровня ни по возрасту, ни по жизненной самостоятельности, но уже вполне соцзаказчик, и это нормально. И кстати, подсознательная тяга (поверх классовых барьеров) злого и практичного штирлица к социальному исполнителю -- тоже нормально: штирлюге для полного счастья не нужен равный партнёр, ему нужен такой, которым он мог бы командовать.
Ксюша -- настолько замечательная габенка, трудно поверить, что это актёрская игра. Не исключено, что сыгравшая её Ольга Лукьянова сама СЛИ. Нет?
Её дуал Костик, том сойер, тоже во всех отношениях соответствует своему психотипу. Проверяем, кто ему Зоя (всё верно, соцзаказчик). И кто Аня (снова всё в порядке, активатор).
Лёва (Эвклид Кюрдзидис), странная фигура, неприятная своим вроде бы проитвоестественно смиренным отношением к Зое. Но если заметить, что он есь, -- тоже казывается, что всё соционически в порядке. Сколько бы она ни пыталась унизить его, это не задевает его и не обижает: она для него остаётся несчастным подревизным, о котором, может быть, можно и нужно позаботиться, но обидеться на которого невозможно никак, -- как нельзя всерьёз обижаться на глупого, злого и капризного ребёнка.
(Кино)
предыдущее