В краю снежных барсов. Казахстан, Чимбулак

Mar 18, 2015 12:16

В прошлом году все новости о санкциях, переворотах, и беспорядках мы встречали на склонах армянского Цахкадзора. В этом решили ответить на все санкции и росты курса доллара самостоятельно - отправившись покорять склоны Казахстана. Да, как это не удивительно слышать, но в Казахстане есть не только бескрайняя степь, но и потрясающая горная гряда именуемая Заилийский Алатау, а это, на минуточку, северо-западная часть Тань-Шаня. Так что катание на высоте более 3000м над уровнем моря и несколько десятков километров трасс не должны оставить равнодушными тех, кому холод снега ближе, чем жарево раскаленного асфальта. Кто не пугается обилия букв и картинок смело может следовать под кат.




Для начала, почему именно Казахстан. Во-первых, в Алмату из Самары прямой перелет (можно было бы и на Красную Поляну, но это надо с пересадками, а не хотелось этого делать). За 250 евро и 3 часа полета самолетом первоклассной авиакомпании AirAstana без заморочек с визой вы попадаете прямиком к месту назначения. Ещё 20 минут на машине - и вы на горнолыжке. Удобно, беспроблемно, и относительно недорого даже по нынешнему курсу.

Во-вторых, Чимбулак (или в казахской интерпретации русского - Шымбулак, именно через "Ы") - это горнолыжка с протяженностью трасс более 30 км, 7 подъемниками (креселка + кабинки), перепадом высот в почти в 1000 м и немаленькой зоной внетрассового катания (если повезет со снегом). Так что скучно не будет.

В-третьих, инфраструктура комплекса близка к идеальной: кафешки, сувенирка, развлечения, туалеты, переодевалки, сервис, прокат, камеры хранения - все о чем можно пожелать - все есть. Алмата является кандидатом на проведение олимпиады 2022 года и конкурирует в этом плане с Пекином, да и на Чимбулаке регулярно проводятся соревнования под эгидой FIS, так что уровень достаточно высок. Так что комплекс не даром в 2013 году не зря вошел в десятку лучших горнолыжных курортов, куда россияне могут попасть без виз, по версии российского Forbes.

Добраться до Чимбулака из Алматы занимает порядка 25 минут на автобусе №12 и стоит порядка 25 рублей. В обмен на деньги вам выдадут клочок бумаги без опознавательных знаков, который выдает водитель и считается билетом. Я не шучу - реально клочок белой ленты и есть билет. Такси из города до горнолыжки стоит порядка 1500 тенге, что по нынешнему курсу около 500р. Мы не мажорили и катались автобусом. Остановка автобуса прямо у конечной станции канатки, так что берете билет и вперед, точнее, вверх. В нескольких сотнях метров от канатки знаменитый открытый высокогорный каток Медео, который в свое время был гордостью СССР. Сейчас каток действует, после реконструкции вмещает 8500 зрителей против более чем 12 000 при СССР и по выходным открыт для всех желающих. Мы на него полюбовались только с высоты канатной дороги, снег трасс Чимбулака манил нас сильнее гладкого льда самого высокогорного в мире катка.





С ценами на канатку можно ознакомиться на официальном сайте. Следует помнить, что цены там указаны в тенге и по состоянию на март 2015 цены надо делить на 3, чтобы получить цену в рублях (рубль по отношению к тенге также просел, но постепенно, выравнивается). Кстати, насчет денег: мы приехали с рублями и меняли в обменнике по курсу, существенно более выгодному чем тот, что предлагали официальные банки. Если сравнить, то цены сопоставимы с тем, что на Красной Поляне в Сочи или не дай Бог в Аджигардаке. А, как я писал, инфраструктура на Чимбулаке такая, что за неё не жалко платить.











Катная дорога от Медео до Чимбулака порядка 4,5 км и поднимает на гору минут за 15-20. По пути начинают открываться потрясающие виды, впечатлявшие меня, коренного жителя волжских равнин. От окрестных высот в первые разы ты мечешься по кабинке, как ужаленный и только и тычешь пальцем в стекло, показывая своим более спокойным и адекватным друзьям очередное деревце, тропинку, след горного козла и прочие вполне себе обыденные для кого-то вещи. Для меня подъем уже был началом приключения, и мне не надоедало рассматривать следы в снегу, извилистый серпантин, поваленные прошлогодним ураганом вековые сосны и прочие ништяки. Катаная дорога Медео-Чимбулак одна из самых протяженных в Европе и Азии, но у Назарбаева есть планы построить ещё очередь и сделать эту канатную дорогу самой большой в мире.





Катантая дорога проходит над невнятной по нашим меркам рекой Малая Алматинка. По рассказам местных в середине ХХ века случилось мощнейшее наводнение: озеро, питающее реку, переполнилось, в результате чего река превратилась в мощнейший поток из волы, грязи и камней. Пятиметровая волна принесла мощнейшие разрушения, затопив один из районов Алматы. После чего были предприняты меры, построены дамбы, которые должны не позволить повториться трагедии. Очень сложно поверить, как этот "ручей" бурлит и сносит все на своем пути. В самой Алмате река невзрачно протекает под дорогой, скорее напоминая канал сточных вод, нежели горную реку.











По приезду попадаешь на нижнюю станцию, где располагаются презентабельные кафешки, ресторанчики, закусочные и базовый комплекс, с раздевалками, туалетами, прокатом и сервисом. Для тех, кто не катается или для деток есть здоровенный веревочный городок, тьюбинг и масса иных развлечений. Нам повезло с погодой - на Чимбулаке было солнечно, в один из дней +11, так что можно было почувствовать себя как на знаменитых альпийских картинках: нежиться на солнышке с бокалом глинтвейна, в солнцезащитных очках и полностью распахнутой куртке. Прямо у подножия горы существует гостиница и коттеджи, но ценник там очень бодрый. Кстати, насчет проживания. Мы сняли трехкомнатную квартиру со всем необходимым для комфортной жизни за 3000р в сутки недалеко от остановки рейсового автобуса Алматы-Медео, так что ориентируйтесь.



















Остается на катанке преодолеть ещё немного, и вы на вершине, на высоте 3200м над уровнем моря. Оглядитесь, вокруг вас - пик Шымбулачка, пик Школьник, Талгарский перевал, пик Чкалов, пик Век, пик Нурсултан. Где-то там внизу - Алмата, которую нам ни разу не удалось увидеть с вершины из-за постоянного смога над городом (Алматы расположена в низине и смог над городом - явление привычное и постоянное).









Отсюда и следует начинать спуск. Трассы на Чимбулаке хорошо подготовленные, широкие и скоростные. Мне показалось, что они заточены больше под лыжников, нежели сноубордистов, да и рельеф не слишком сложен, но получить удовольствие от катки можно без проблем. При наличии свежего снега на Чимбулаке неплохая зона внетрассового катания в пределах горнолыжки. Перед нашим приездом снег последний раз шел дней за 10, так что все, что могло быть раскатано, было раскатано без малейших шансов на пухляк. Безусловно, можно было соваться за ограждения и пробовать рисовать линии там, но без проводника или опытного райдера, знакомого с теми местами мы не решились на такую авантюру, так что довольствовались тем, что было. Я на своем Janes Flagship нашел кусочки леса, где можно было с удовольствием погонять. И могу только мечтательно представлять, какой кайф там можно получить после свежего снегопада!







Что любопытно, на трассы непрерывно подсыпают искусственный снег, так что можно с уверенностью говорить, что если приехать в марте, там будет ещё снег и сезон будет если не в разгаре, то по крайней мере по земле кататься не придется.













Ещё пара любопытных сведений. На Чимбулаке периодически проходят масштабные события спортивного и околоспортивного характера. Так в даты нашего визита на склонах проходили FISовские соревнования по горнолыжному спорту и национальные соревнования по скитуру, а в конце марта Red Bull организует на склонах веселое мероприятие под названием Jump and Freeze. Единственное, для меня было странно, что на Чимбулаке отсутствует полноценный сноупарк - одна перилка и все. Возможно, парк не стационарный и строится под конкретную дату, но все равно. А ещё на комплексе были замечены парни с охренительно дорогим съемочным оборудованием, стедикамами, кранами, камерами, которые снимали профессиональное видео в стиле легендарных The Art of Flight и Higher. Я поболтал со съемочной группой, они планируют в этом году смонтировать фильм и выпустить его в прокат. Посмотрим, возможно нас ожидает крутой фильм, снятый на просторах бывшего СССР.

















На Чимбулаке есть возможность выбрать катку по своим силам и уровню. Если хочется, можно не напрягаясь катать в зоне Талгарского перевала: солнышко, тишина, народа почти нет. Едешь себе, думаешь о чем-то приятном, не напрягая мускулы на попе. Если орехи крепки - режешь дуги по разбитому снегу под подъемником: ноги по разбитому снегу забиваются моментально, доску бросает из стороны в сторону, зато ты крут и на тебя смотрят из проплывающих сверху кабинок (смотрят, правда, как на идиота, но это не важно). А так можно махнуть без остановок с самого верха до нижней станции: там трасса порядка 7 км, скорость такая, что уши закладывает и икры ноют, но в этом есть особый кайф!





















После подвигов на трассе очень тянет расслабиться. Для этого как нельзя к стати весьма атмосферное место на вершине - "Бар 3200". Как написано мелками на их рекламном стенде - это не цена, это высота. Место крутейшее в своей простоте. Вайфая нет, туалет на улице, меню скуднейшее (картошка фри, теплые бутеры, ягермайстер, горный травяной чай с бадьяном и корицей), бесформенные кресла и деревянные чурки вместо столиков, но так классно! И чувствуешь себя в такой обстановке очень комфортно: сидишь, подставив обгорающий нос солнышку, жмуришься, как дворовый пес, с наслаждением отмечая, что мыслей в голове - ноль, и никого в мире нет удовлетвореннее тебя. Кстати, горный чай попробовать просто обязательно - очень вкусно и аромтано!





Внутри все не менее просто, чем снаружи, никаких излишеств, но именно в этом аскетизме и есть прелесть. Кстати, что в этом баре, что на подъемнике можно запросто встретить гостей из всех уголков мира. Нам за время отдыха повстречались индийцы, англичане, немцы, валийцы, шотландцы, норвежцы, французы, ирландцы. Так что Чимбулак популярен, не думайте, что там вас примут за иностранца, скорее напротив, примут за казаха, поскольку казахов с европейскими четрами там лишь немногим меньше, чем с азиатскими :)











А кто-то вон вообще, напившись молока сладко спит на крыше мира :)





Из бара открывается классный вид на соседние пики и висячие ледники, которым, наверное, несколько десятков тысяч лет. Ледники постепенно подтаивают, но это нисколько не умоляет их величия. Лично я подобные ледники видео впервые в жизни и был очень впечатлен.







Есть на верхней станции ещё одна достопримечательность. Пес-спасатель, по кличке Чимба. Ему в те дни не пришлось по-настоящему работать, на склонах все было спокойно, поэтому могучий пес блаженно грелся в лучах весеннего солнышка. Временами очень хотелось к нему присоединиться ;)



















Если грустные мысли, что доллар растет, пармезан пропал и рейсы в Альпы из Самары отменили, то вот вам альтернатива - склоны Чимбулака. Цивильно, снежно, просторно и живописно. Нашей катухой в Казахстане я остался полностью удовлетворен, так что советую вам открыть и для себя эти места.



Казахстан, Фото

Previous post Next post
Up