Некоторое время назад в журнале "Социологическое обозрение" вышлая очень любопытная, обширная и глубокая статья доцента ВШЭ Натальи Самутиной
Великие читательницы: фанфикшн как форма литературного опыта, посвященная русскому ГП-фанфикшену, а также сравнительному анализу русского и англофандома. Приятно, что статья написана человеком, очень хорошо разбирающимся в теме, наблюдающим фандом изнутри, но при этом настоящим исследователем.
Чуть позже вышел англоязычный вариант статьи, несколько отличающйся, он вот здесь
«“The Care of the Self” in the 21st century: sex, love and family in Russian Harry Potter fan fiction». Наталья продолжает исследование нашего фандома, теперь её заинтересовала тема кроссоверов и немагических АУ. Мне приятно, что поводом послужило моё детище, наш очередной фест на Polyjuice Potion -
"Другие вселенные" (среди участников Svengaly, Sillygame, Трегги Ди и т.д.)
(Внимание! Сейчас все разделы Полиджуса, кроме орграздела, закрыты под 18+, поэтому, чтобы читать, надо зарегистрироваться с указанием возраста. Это делается одним комментом
к вот этой записи, надо в комменте указать дату рождения, а под ним обязательно написать желаемые логин и пароль, и поставить галочку "зарегистрировать", подробности по ссылке! Если вы зарегистрированы, но у вас нет доступа, надо проставить возраст в профиль и обязательно
сообщить об этом здесь)
Итак, Наталья Самутина просит вас ответить на вопросы её новой анкеты - ответы послужат материалами к новой статье. Анкет две - для авторов и читателей. Отвечать можно здесь в комментах, или у себя в журнале - но тогда просьба дать сюда ссылку, или прислать ответы
nsamutina собачка джимейл точка ком
Собственно, АНКЕТЫ Немагические АУ и кроссоверы ("Гарри Поттер" и другие миры) (ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Дальше везде просто «кроссоверы» для краткости - но ИМЕЮТСЯ В ВИДУ как кроссоверы, так и немагические АУ )
Авторы
Общая информация
-Ваш ник (особенно если будете отвечать по почте, не забудьте пожалуйста)
-В каком виде можно цитировать ваши ответы в исследовательских текстах: а) полный ник б) первая буква ника в) анонимно
-Сколько кроссоверов вы написали? Какое место они занимают в вашем фанфикшн-письме, с точки зрения количества и с точки зрения значимости для вас как автора? (можно ответить так, как вам удобно - в процентах или описательно, сколь угодно развернуто)
-Назовите, пожалуйста, один-два ваших фика, которые особенно показательны для вашей работы в этом направлении или особенно вам удались - я предполагаю, что в дальнейшем вы будете говорить именно о них. Если их больше, назовите больше!
Вопросы
- Охарактеризуйте, пожалуйста, вашу основную мотивацию/ источник драйва при написании кроссовера. Почему просто мира ГП оказалось недостаточно, чтобы написать то, что вы написали? Можно ли говорить о каких-то задачах, которые трудно/невозможно было решить по-другому?
- Можно ли было воплотить эти задачи, вовсе отказавшись от мира ГП и написав оридж? Какова была основная мотивация при выборе оридж или кроссовер? (можно указывать любые мотивации, и содержательные, и формальные - например, кроссовер писался на конкурс кроссоверов)
- Как идея данного кроссовера пришла вам в голову, что стало основной зацепкой?
- Чего в итоге в кроссовере оказалось больше - «Гарри Поттера» или того мира, с которым он соединен? Попробуйте, пожалуйста, отметить это по каждой группе элементов фика, а именно:
Устройство вселенной
Трактовка персонажей
Сюжет (история)
жанр
Стиль письма и модальность письма (например, ирония)
- Насколько в кроссовере важны связность, логичность, непротиворечивость соединения двух и более составляющих? Если не важны, или важны не везде, объясните, где и почему. Если важны, отметьте по каждой группе элементов фика, что наиболее важно с точки зрения связности, логичности, непротиворечивости:
Устройство вселенной
Трактовка персонажей
Сюжет (история)
жанр
Стиль письма и модальность письма
- От чего пришлось отказаться при письме, именно в силу того, что вы писали кроссовер? Что, как вам кажется, не получилось (если такое есть) - не вообще, а с точки зрения соединения миров, которые, например, не соединились - или героев, которые «повели себя по-другому»), и т.д.?
- Как читатели приняли ваш фик, хвалили ли они именно элементы кроссовера?
- Что для вас признак удачного кроссовера? Приведите примеры любимых/удачных кроссоверов, не вашего авторства.
- Что для вас признак неудачного кроссовера?
- Что, по-вашему, ускользнуло от моего внимания в вопросах, но важно для понимания феномена кроссоверов и вашего к нему интереса?
- Вы еще планируете писать кроссоверы?
Читатели
Общая информация
Ваш ник (особенно если будете отвечать по почте, не забудьте пожалуйста)
В каком виде можно цитировать ваши ответы в исследовательских текстах: а) полный ник б) первая буква ника в) анонимно
Любите ли вы в целом читать кроссоверы? Какое место они занимают в вашем чтении, с точки зрения общего количества и с точки зрения предпочтительности выбора (можно ответить так, как вам удобно - в процентах или описательно, сколь угодно развернуто)
Назовите, пожалуйста, четыре-пять кроссоверов, которые вам особенно понравились
Вопросы
- Интереснее ли вам читать кроссоверы, чем просто фики по миру ГП? Интереснее ли читать кроссоверы (и немагические АУ), чем ориджи?
- Можете ли вы попробовать кратко охарактеризовать свой основной интерес при чтении кроссовера - в чем он?
- Какие кроссоверы вы особенно любите (как для себя определяете этот тип)?
- Отличается ли чтение кроссовера от чтения фиков по миру ГП с точки зрения 1) погруженности в чтение и увлеченности процессом и 2) того, на что вы обращаете внимание? (от вопросов качества в данном случае просьба отвлечься: сравним два условных «качественных фанфика»)
-Насколько в кроссовере, который вы читаете, важны связность, логичность, непротиворечивость соединения двух и более составляющих?
Если не важны, или важны не везде, объясните, где и почему. Если важны, прокомментируйте по каждой группе элементов фика, что и каким образом важно с точки зрения связности, логичности, непротиворечивости кроссовера:
Устройство вселенной
Трактовка персонажей
Сюжет (история)
жанр
Стиль письма и модальность письма (например, наличие иронии)
- Если мы вспомним удачные, с вашей точки зрения, кроссоверы - что в них скорее принадлежит «Гарри Поттеру», а что другим, дополнительным источникам? Попробуйте, пожалуйста, прокомментировать это по каждой группе элементов фика, а именно:
Устройство вселенной
Трактовка персонажей
Сюжет (история)
жанр
Стиль письма и модальность письма
- Какие кроссоверы вам неприятны/не интересны/вы не станете читать? В каких случаях вы бросаете читать кроссовер?
- Помните ли вы случаи, когда кроссовер хотелось бросить, но вы все-таки дочитали его, несмотря на неоднозначное впечатление от того, как кроссовер устроен/недовольство его отдельными элементами? Из-за чего хотелось бросить, и почему все-таки дочитали?
- Что, по-вашему, ускользнуло от моего внимания в вопросах, но для понимания феномена кроссоверов и вашего к ним отношения важно?
Дорогие авторы, не стесняйтесь пожалуйста отвечать и на читательскую анкету, ведь многие из вас любят читать кроссоверы и немагические АУ. А в читательской анкетке вопросы другие!