Заметки на полях.

Aug 14, 2008 00:26

С легкой руки Хвостороги я сподвиглась взять карандашик и внимательно перечитать серию. Для начала первый том. Прочитать, отметить все, на чем споткнулась, и попытаться понять. Если кому то интересно, то вот, выкладываю результаты такого прочтения.
Я вообще человек книжный, и написанное меня часто и сильно цепляет. Начиная с раннего детства, всегда книжные миры были если не более важным, то уж точно чем-то равнозначным реальной действительности.
Но так, как зацепило в этот раз, кажется, еще не было - даже в детстве, когда краски были ярче и чувства острее, все равно не было. Странно, и хочется понять, в чем дело. В особенности странно, что всегда книжные впечатления были так или иначе, но светлыми и положительными и только в этот раз не то что негатив вообще имел место, но количество негатива превзошло все мыслимые пределы. Так больно мне редко бывало даже по реальным поводам. И поэтому я хочу, да просто остро нуждаюсь в том, чтобы как следует разобраться наконец в происходящем и или примирить себя с реальностью или понять, почему случилась такая реакция и что не так.
Весной Хвосторога сформулировала идею прочтения ГП без пре-концепций. Идея мне очень понравилась, настолько, что я, помучавшись на предмет категорического нежелания перечитывать седьмую книгу, все же взяла книжку первую, карандашик, и села у компьютера. Когда еще до седьмой доберусь таким манером…
Совсем без пре-концепций конечно получится не могло, нельзя же полностью отключить голову. Да и знание фактов всех книг уже не вычеркнуть. Так что буду пользоваться.
Все написанное ниже: просто попытка разобраться. Для себя. В надежде, что станет легче, потому как время идет, а никаких перемен так и нет.
Сразу хочу сказать вот еще о чем. Читала в фандоме много разных теорий и попыток анализа. И кое о чем считаю нужным уточнить. Изначально очень понравившуюся мне БИ-теорию я, увы, уже давно не воспринимаю достаточно серьезно и не могу рассматривать иначе, как один из фанфиков. Талантливый и оригинальный, но только один из фанфиков, не более того. Объясню почему. Все стройно и логично, спору нет. Но - это всего лишь стройный и логичный подгон под желаемое.
Ну и конечно если бы я не познакомилась чуть ближе с авторами, то есть не имела бы глупость почитать дневники БИ-девушек, возможно, было бы мне счастье, и искала бы я, и может быть даже с восторгом находила бы, желаемые объяснения действий и мотивов, и были бы эти объяснения в нужном светлом оптимистичном ракурсе. Потому как мало того, что кто ищет, тот всегда получит, так еще и каждому будет по вере.
*кстати, «каждому - по вере», вот, пожалуй, единственная истина, в неоспоримости которой я уверена безоговорочно!*
Мне понятно желание части фандома объяснить огромнейшее количество нестыковок, начавшихся сразу с первой книги, и к пятой перешедшее все допустимые нормы. Потому как доверие автору и уважение к таланту это конечно очень здорово, но имеет пределы, критическая масса достиглась быстро и глаза на ляпы уже никак не закрываются. Слишком много, потому что.
Но мир - мир-то прекрасен! Но персонажи (кого-кто) а цапанули за самое сердце. И, следовательно, обязательно надо как-то себя примирить с этой реальностью. Поскольку уж отказаться никак не получается.
Значит надо найти подходящие объяснения. Причем именно объяснения, а не оправдание. Боюсь только, как бы мои объяснения не превратились для начала в перечисление претензий.
Ну да значит, так тому и быть. Перечислю претензии, дальше может, что и прояснится. Претензии - не претензии, но действительно перечислю все, за что глаз цепляется, и что так или иначе, а нуждается (на мой взгляд) в комментариях и объяснениях. И буду надеяться, что удастся в итоге действительно перечислить и претензии тоже - то есть правильно сформулировать вопросы. А там, может повезет и с ответами…
Начну по порядку, итак:
ТОМ ПЕРВЫЙ
Непонятные мне моменты начинаются с первой же главы. Причем в начале книги непоняток вообще особенно много.
На первой же странице следует описание внешности и поведения семьи Дарсли (такая хорошая английская фамилия, литературная… От Дурслей меня просто корчит. Хуже досталось, кажется, только Невиллу…)
Так вот, это ведь момент когда Гарри год. А значит, его родителям по 21 году. А, следовательно, Петунии Дарсли от силы 25. Хотя скорее всего меньше, 22-23, ведь судя по отношениям в детстве, они с Лили чуть ли не погодки… А исходя из описания у меня сложилось стойкое ощущение, что тетке хорошо за тридцатник, и она счастливая обладательница позднего первенца.
А на самом деле она обладательница ранних комплексов…

«Миссис Поттер приходилась миссис Дарсли родной сестрой, но они не виделись вот уже несколько лет» Получается, что чуть ли не с Лилиного окончания школы? То есть на тот момент они уже капитально не общались… А в детстве однако производили впечатление очень дружных девочек. То есть Лилино волшебство раздружило сестер настолько, что они вообще перестали общаться. И даже более того - Петуния просто исходила ненавистью…
А ведь странно это! Волшебство, по сути, дар. Как, например, музыкальный слух. Но за редким исключением семьи с одним талантливым ребенком не распадаются, а наоборот как бы сплачиваются вокруг него. Значит проблема в том, что общество магов, вне зависимости от заскоков Волдеморта, само стремилось отделиться и максимально дистанцироваться от маглов. Если даже по словам всех «чуткая, отзывчивая и внимательная» Лили ухитрилась так разодраться с родной сестрой! А ведь родная кровь… Хотя как раз эти узы успешно (и традиционно) рвал именно Хогвартс. Правда, в данном случае, впрочем, как и всегда, не без непосредственной помощи Дамблдора, который по отношению к Петунии проявил просто чудеса педагогической некомпетентности…

«А миссис Дарсли с трудом усадив сопротивляющегося и орущего Дадли на высокий детский стульчик…» Интересно, получается, что остальные дети обычно не сопротивляются и не кричат, когда их запихивают в детский стульчик?
Большинство вообще-то орет как резаное и недорезанное. И орет, и вырывается, и роскошно сопротивляется, растопыривая конечности или бегая ногами назад - и фиг затолкаешь такого в этот стульчик! Совершенно нормальная, физиологически обоснованная и закономерная между прочим, ситуация: дети вообще редко сдаются без борьбы. Ничего злостного и криминального в ней нет… Понимаю, конечно, что автор всеми силами старается показать отрицательность семьи Дарсли, и даже младенца Дадлика, успевшего прогнить прямо в колыбельке. Просто забавно…

Далее Вернон и Кошка. Вот странно, Вернон ведь знает про волшебство. Однако при взгляде на профессора Кошку у него ничего нигде не екает, и соображалка не включается… Но это ладно, это я положим, просто цепляюсь.

«…Мистер Дарсли не переносил людей в нелепой одежде, да взять хотя бы нынешнюю молодежь…» Позвольте, а сам он тогда кто? Если Петунии около 23? Хотя конечно Вернон может быть старше. Да и скорее всего старше, конечно, он же уже фирму возглавляет, так что ему наверное около 30-и (а вообще может быть и гораздо больше…)
Но есть и еще один момент… Человеку цельному и самодостаточному обычно глубоко все равно кто во что одет, если он конечно в этом вопросе профессионально не заинтересован… Чуть позже правда выяснится, что кроме прочего Вернон еще и подкаблучник! «…он все же побаивался жену, и именно она была хозяйкой в доме…» В общем полный букет.

И вот наконец-то появляется Дамблдор. И заводит с МакГонагал длиную-предлинную светскую беседу. Ну, обо всем поговорили, разве что кроме погоды. А между тем прошлой ночью погибли их бывшие ученики, и нынешние соратники, и оставили сиротой годовалого сына…
Зато из светской беседы следует, что абсолютно весь колдовской мир уже в курсе гибели Волдеморта и самозабвенно празднует на костях… Во-первых откуда узнали? Во-вторых, почему МакГонагал так мало осведомлена, что дежурит целый день непонятно где? Или ей так приспичило повидаться с директором? И кстати, где был директор, если в Хогвартсе его не было, а за Гарри послан Хагрид?

А еще у меня от всего этого диалога осталось навязчивое ощущение того, что по ходу Дамблдор старательно кокетничал с Минервой…

И вот, наконец, доходят до Поттеров. И что же? А ноль эмоций! Дамблдор склонил голову. Макгонагал правда вздохнула, и потом даже промокнула слезинку кружевным платочком. Но это все!! Это скорбь по близким! При том, что они ведь сильно не торопятся, ждут Хагрида, и вообще кругом только свои…

А дальше Дамблдор в открытую лжет Минерве. Она спрашивает «Каким чудом Гарри удалось выжить?» и Дамблдор отвечает: «Мы можем лишь предполагать. Возможно, мы так никогда и не узнаем правды» Что это такое? Ведь в конце книги Дамблдор прекрасно знает, почему Гарри выжил… То есть Дамблдор знает ответ на этот вопрос и при этом лжет МакГонагал. Он ей настолько не доверяет, или что?

И снова, теперь уже устами МакГонагал подчеркивается, какой ужасный этот Дадли! «У них есть сын - я видела как мать везла его в коляске, а он пинал ее ногами и орал, требуя, чтобы ему купили конфету!» Ужас-ужас!
А ведь речь идет о годовалом ребенке!! Что, МакГонагал никогда не видела детей, младше 11 лет? Хотя может и не видела…

И вот Дамблдор посвящает МакГонагал в планы, говорит, что собирается оставить Гарри ужасному семейству Дарсли, точнее подбросить, оставив письмо. Даже Минерва в ужасе!
А я вообще не понимаю этого маневра. Не понимаю, зачем оставлять ребенка чужим людям? Причем людям, которые заведомо не положительно настроены к волшебникам. «Неужели вы не видите, насколько лучше для него самого, если он будет жить здесь, далеко от нашего мира до тех пор, пока не вырастет и будет в состоянии справиться со своей славой?»
Вот не вижу… Не понимаю аргументов, потому как аргументы на предмет «зазнается» для меня попросту подпись в педагогическом бессилии.
А МакГонагал получается без собственного мнения… Дамблдор надавил, и все, мадам вздохнула и заткнулась.
И кстати! Дамблдор опять лжет Минерве! Точнее говорит ей не всю правду. Ведь помимо целей воспитательных есть еще и главная - защита крови. И об этом ни слова! Не доверяет? А ведь позднее об этом будут знать в ордене… То есть не доверяет конкретно Минерве? Однако по раскладу она - одна из самых близких ему людей… Не понимаю.
А уж общение письмами… Вообще мне не понятно! Взять надежду магического мира и бросить в ночи на крылечке с записочкой… Можно сколько угодно говорить, что наверняка Дамблдор наложил кучу защитных заклятий и т.п. что это само собой разумеется. Но в книге об этом нет ни слова. А между тем очень подробно описано, как директор гасил и зажигал фонари (кстати - момент вообще для чего? Для того, чтобы продемонстрировать гасилку, предназначенную в наследство Рону? Смысла и цели которой я так и не поняла…) , как МакГонагал превращалась в человека и обратно в кошку, как летал на мотоцикле Хагрид. Вообще все очень детально описано, вплоть до лакомства лимонными дольками (кстати, что это директор к ним в критические моменты тянется? Курить что ли бросает?:)) А такая мелочь, как пять слов «наложил защитные чары на младенца» разумеется, не достойны упоминания! Нет уж, при данной степени детальности прописки не описанное явно просто не имело места…
И потом… Возвращаясь к письму. Какова гарантия что Дарсли вообще возьмут ребенка, а не спихнут в ближайший приют? Нетрудно предположить, что содержание письма - гарантия. И письмо адресовано именно Петунии.
Хотя… Петуния ведь хотела в тот мир… Мечтала в детстве стать волшебницей. И Дамблдор все это знал!
Ох, какой же это козырь! Ведь просто умело поговорив, нажав на важное, можно было бы по крайней мере, если уж так принципиально оставить Гарри у Дарсли, создать ему комфортные условия существования… Просто душевно поговорить с Петунией и объяснить, что у нее в руках судьба всего магического мира, нажать на тщеславие и на гордость… К тому же она все же сестра Лили! Одна кровь! Можно, можно было бы изменить отношение Дарсли к Гарри. Но видимо, было не нужно…

И вот явление Хагрида. Дамблдор, который только что заверял МакГонагал, что доверил бы Хагриду собственную жизнь, «…вздыхает с явным облегчением…»
Это был еще один педагогический эксперимент?
Опять же, почему именно Хагрид? Которому даже колдовать нельзя, и который по логике аппарировать не умеет? Чуть позже, правда, будет известно, что, когда очень надо, колдовать Хагриду разрешают. То есть запрет лично Дамблдора?
То есть того, кто знает, что Хагрид изначально не виноват? И Дамблдор годами, десятилетиями запрещал Хагриду колдовать? Странно… История с Хагридом вообще темная штука. Но об этом позже.

«Шрамы могут сослужить хорошую службу» получается, что про шрам Дамблдор знал (или догадывался) уже тогда…

«Хагрид вскочил в седло мотоцикла, резким движением завел мотор, с ревом поднялся в небо и исчез в ночи» А вот очень любопытно, где это сын волшебника и великанши, с тринадцати лет безвылазно живущий в Хогвартсе, ухитрился научиться водить мотоцикл, хоть бы и летающий? Или это ему убитый горем и сознанием собственной вины Сириус Блэк между делом объяснил?

И вот прошло 10 лет.
День рождения Дадли. Юный Дарсли считает подарки и закатывает истерику. Минутку, а ведь мальчику исполнилось одиннадцать! А ведет он себя максимум на шесть, ну семь лет… При том что Дадли Дарсли хоть и совершенно избалованный, недобрый мальчик, но никак не дурак…

Скоро на страницах появляется миссис Фигг. Про которую перечитывающие серию уже знают, что она сквиб, и приглядывает за Гарри. Причем неплохая дама, смелая и честная. И она тоже ходит у Гарри в нелюбимых! То есть либо мальчик неконтактный, либо старушке дано задание дистанцироваться…
Кстати, оказывается, видится он с миссис Фигг обычно раз в году, на Дадлин день рождения. Если конечно обстоятельства не вмешиваются…

Далее описывается горькая судьба Гарри. Просто типичная золушка!!! Все у него не так, и даже друзей нет вообще. Что кстати довольно странно. Потому как отмаза из серии «Все знали Дадли и не хотели связываться», или «Над ним издевались из-за мешковатой одежды и заклеенных скотчем очков» как-то мало убедительна. К этим аргументам сам изгой должен приложить руку. Потому что ничего не берется из ниоткуда. А вот «Этот странный Гарри Поттер» звучит гораздо убедительнее.
Кстати Гарри. Мальчик всю дорогу неплохо огрызается. Метко, зубастенько и даже с иронией. То есть смел, умен, решителен и сообразителен. И не трус. А друзей все равно нет.

«А мне на днях приснился мотоцикл. Он летел по небу» Гарри упоминает летающий мотоцикл. И вызывает совершенно неадекватную реакцию Вернона. Мужик заводится с пол-оборота и орет как потерпевший на пожаре. Интересно, почему? Уж не видел ли он случайно летающие мотоциклы?

«Он даже не был записан в библиотеку, из которой ему могло бы прийти по почте грубое послание с требованием немедленно вернуть книги» Вот интересно, к чему эта фраза? Чтобы показать, как плохи магловские библиотеки или для демонстрации неорганизованности Гарри (мол, если бы он был записан в библиотеку, то непременно не возвращал бы книги вовремя?)

И вот началась эпопея с письмами. Ночь в хижине. Гарри дождался 12-и часов. «Может, имеет смысл разбудить Дадли, просто для того, чтобы его позлить?» Ай да Гарри! Он и сам, оказывается, Дадли задирает.

Очередное явление Хагрида. И что делает неотесанный лесничий? Ведет себя на редкость грамотно, причем именно педагогически грамотно. Как по нотам разыгрывает завоевание доверия ребенка.
Извлечение из бездонных карманцев то торта, то письма, то совы, то сосисок (кстати, отличная мысль - покормить ребенка - известный у психологов способ быстро войти в ближний круг доверия)
И как финальный аккорд - наказание Дадлика. Кстати. Ругался Хагрид с Верноном, а досталось (и неслабо ведь досталось, операцию потом делали!) мальчику Дадли.

«Когда мы взяли его в свой дом, мы поклялись, что положим конец этой ерунде. Что вытравим и выбьем из него эту чушь!» А ведь похоже, что подкаблучник Вернон убежден, что делал доброе дело, спасал племянничка!
А вот Петуния… Тут зависть, зависть, и такой невероятной силы детская обида… Как она говорит о сестре!!
Кстати интересно и что она говорит. «Ее карманы были полны лягушачьей икры, а сама она все время превращала чайные чашки в крыс!» А между тем этого не могло быть! Не могла Лили ничего превращать на каникулах, поскольку колдовать вне стен школы детям запрещено. Или ее то и дело на разбирательства таскали? Не похоже что-то…

Хагрид: «А твои мама и папа… Лучшими учениками школы были, первыми в выпуске…» Надо же! Интересная какая деталь.

Хагрид вообще наговорил очень много интересного, покуда объяснял Гарри про волшебный мир. Вот, например, о Волдеморте: «Думаю, в нем ничего человеческого не осталось уже… а ведь только человек может умереть» Ну, с одной стороны радует и удивляет прозорливость Хагрида, догадался, что Волдеморт сгинул не окончательною. И именно что догадался, потому как Дамблдор в свои тайны даже МакГонагал не посвящал, не то что Хагрида.
А с другой стороны по Хагридовой логике получается, что все, кто (и что) не человек - бессмертно? Вот Волдеморт-то не знал!
Но дальше еще любопытнее. Хагрид о дезиторах. Ну, или как их там перевели? Упивающиеся смертью, УПСы, Пожиратели смерти, смертоеды…. Так вот: «Те, кто с ним был, - они на нашу сторону перешли. Раньше ведь они как заколдованные были, а тут проснулись!» А-фи-геть! То есть сторонники Волдеморта на самом деле ни в чем не виноваты! Как все оказывается просто…

Потом о магии и детских неконтролируемых выбросах: «И никогда с тобой ничего такого не было, когда ты злился или огорчался?» Гарри собирается с мыслями и вспоминает. Было. Но вот что мне непонятно. Почему выбросы магии у детей случаются только на негатив? На положительные эмоциональные всплески магия получается, не реагирует? Это что, как-то с ее природой связано?
И дело тут не в Гарри и не в том, что у него в жизни возможно не было светлых событий такой силы, чтобы спровоцировать выброс. Невилла тоже именно пугали всей родней.
Хотя Лили как раз шалила и проявляла себя на веселых и радостных моментах - на качелях качалась, листики в цветочки превращала...
Не понимаю, запуталась я.

Вообще немало странного в волшебном мироустройстве. Например, Хагрид говорит Гарри про банк и тот удивляется: «У волшебников есть свои банки?» И получает ответ: «Только один. «Гринготтс». Там гоблины всем заправляют»
А не странно ли что во всем магическом мире всего один банк? Как у них вообще экономическая система устроена? С единственным банком - как сберкасса в советские времена…
Да и правила в этом банке весьма любопытные. Счета и сейфы держат для кого угодно. Работают с несовершеннолетними, только по предъявлению ключа. Позднее выяснится, что держат вклады государственных преступников, и работают с беглыми преступниками… В общем - нет пределов!
А деньги! Вот почему у них деньги не целыми числами считаются? Какой в этом глубокий смысл, кроме желания отличаться от маглов и выпендриться?

Хагрид продолжает посвящать Гарри в тонкости волшебного мироустройства, и доходит до министерства магии и у них с Гарри вот такой вот восхитительный диалог происходит:
- Ну вот, Министерство магии опять дров наломало, - пробормотал Хагрид, переворачивая страницу.
- А есть такое министерство? - спросил Гарри, позабыв, что мешать читающему газету не следует.
- Есть-есть, ответил Хагрид, - Сначала хотели чтоб Дамблдор министром стал, но он никогда Хогвартс не оставит, во как! Так что в министры старый Корнелиус Фадж пошел. А хуже его не найдешь. Он теперь каждое утро к Дамблдору сов посылает за советами.
У меня от этого диалога осталось немало противоречивых ощущений. Первое, это что в Англии министерство магии появилось сравнительно недавно и Фадж его первый министр. Второе, что выбирать особенно не приходилось (видимо не из кого) или Дамблдор или никудышный Фадж. И третье - фактически власть все же у Дамблдора, если Фадж действительно ежеутренне ему сов шлет. А Хагрид ведь, скорее всего наверняка знает, о чем говорит…
Странная какая-то ситуация. По всем трем пунктам.
Но продолжение диалога еще более восхитительно!
- А чем занимается Министерство магии?
- Ну, их главная работа, чтоб люди не догадались, что в стране на каждом углу волшебники живут.
- Почему?
- Почему? Да ты что, Гарри! Все ж сразу захотят волшебством свои проблемы решить, это точно!
Великолепно! Маги, значит, могут сколько угодно пользоваться магловскими достижениями, а наоборот ни в коме случае! Странная какая-то избирательность. Да и причина вызывает как минимум недоумение…

Вот и добрались до Дырявого котла. Кстати, как заранее повезли Гарри за школьными принадлежностями! Большинство ведь, как станет понятно из следующих книг, ездит за всем необходимым в последнюю неделю. Как и у нас:)
Дырявый котел, выход в магический Лондон, между прочим. Описание места меня удивляет «Для известного местечка бар был слишком темным и обшарпанным»
Понятно, почему Дырявый котел выглядит невзрачно снаружи. А для непривлечения внимания лишних глаз. Наверняка еще и заклинаниями всякими для отвода глаз облеплен, как именинный торт свечками. Однако совершенно непонятно, внутри-то он почему такой?

В Дырявом котле Гарри выдерживает первый приступ собственной знаменитости. Кстати, ой нечисто дело с этой знаменитостью!
Во-первых, народ в баре как-то уж чересчур экзальтированно и экстатично реагирует на Гарри. Просто чрезмерно. Как будто перед ними не 11-летний мальчик, случайный победитель злодея, а солист Ласкового мая! А сами они, все как один, соответственно, подростки женского полу…
Ведь все в курсе подробностей произошедшего с Гарри. Причем в курсе детально. Потому как каждый встречный поперечный не просто знает, что есть такой Гарри Поттер, он еще и в курсе внешности мальчика, знает, что у него есть шрам, где именно этот шрам находится и какой он формы….
И при этот такая неадекватная реакция…
Либо все магическое сообщество действительно крайне инфантильно (не без этого, конечно, но не до такой же степени!) либо известность Гарри намеренно поддерживали и стимулировали…

На Диагон аллее Гарри повстречался с первым ровесником - с Малфоем. Получил массу информации к размышлению. Стал жаловаться Хагриду:
- …И еще он сказал, что детей из семей маглов не следует принимать в школу, и…
- Но ты же не из маглов! - горячо возрази Хагрид..
А вот этот момент вообще особенно любопытен! Простодушный и прямолинейный, но всегда тактичный и неглупый Хагрид, тут вдруг ведет себя весьма категорично.
По мне ожидаемо было бы сказать, что не переживай мальчик, все не совсем так. Волшебники рождаются в любых семьях, и твоя мама, например, была из магловской семьи. Их брали, берут, и будут брать в школу. И тебя, как и любого другого ученика будут оценивать не по происхождению, а по достижениям.
Но что говорит Хагрид - ты же не магл!!! И все! Более никаких аргументов. Далее вообще идет полная чушь. «Знай этот мальчишка, кто ты есть… Он твое имя с детства знает, если он один из наших…» То есть у Гарри нет других достоинств, кроме как поступок совершенный неосознанно в младенчестве?? Про «наших» вообще трудно что-то прибавить…
Пропасть, между мирами, пропасть. И пропасть намеренно культивируемая. Волдемортовы призывы пали на благодатную почву…

Дальше вообще начинается открытая пропаганда. Слизерин - это плохо! Что угодно, только не Слизерин!

А потом Гарри попадает в книжный магазин. «…где было столько книг, сколько Гарри ни разу в жизни не видел…» интересно, что Гарри ни разу не был в книжном магазине? Хотя да, вполне мог и не быть… Могли запросто Дарсли не брать Гарри по магазинам, тем более по книжным. Если вообще сами ходили… Но вообще-то в Лондоне есть очень крупные книжные магазины. Многоэтажные…

Тут же, в книжном магазине, Гарри хватается за сборник бытовых проклятий - очень уж захотелось мальчику посчитаться с двоюродным братцем Дадликом за все! Хагрид его отговаривает. Но как!
- Я пытался узнать, как наслать проклятие на Дадли.
- Не скажу, что идея плоха, но ты пойми, нельзя… э-э-э… пользоваться магией в мире маглов. Хотя , если по правде, иногда можно… н-ну… от ситуации зависит. (это Хагрид о себе подумал?)
И ни слова о том, что вообще такое поведение не есть хорошо. Что не стоит намеренно причинять зло другим людям, и все такое…
Дальше вообще феерия: «Но ты все равно так не сможешь пока - этому не сразу учат. Тебе сначала многое другое надо будет узнать» Вот оказывается в чем дело! Надо просто научиться как следует. А уж там - держись Дадли!
Добрый Хагрид какой…

Хагрид дарит Гарри сову. Интересна логическая цепочка выбора совы. Жабы вышли из моды - кошек я не люблю, чихаю от них - сова еще и полезная. Купим сову.
Интересно, а на МакГонагал у Хагрида тоже аллергия?
В общем, дарит Хагрид подарок. И прерывает поток гарриных благодарностей еще одной роскошной фразой «Дарсли тебя не очень подарками баловали… А ты не с ними теперь, ты с нами!» О многом говорящая фраза…

И вот он, самый напряженный момент - покупка палочки. Тут слово берет мастер по изготовлению артефактов, Оливандер. И тут же выдает, говоря про Волдеморта и его палочку: «Если бы я знал, что натворит эта палочка, я бы…» Ты бы - что??? Не продал?
Кстати Оливандер. Фактически ведь торговец оружием… И торговец единоличный. В Англии ведь только он делает палочки…
Вообще неувязка какая-то. С одной стороны Хагрид говорит, что волшебники живут на каждом углу, а с другой промышленности в этом обществе явно нет, да и торговой конкуренции. Единственный на всю страну продавец палочек видимо легко обслуживает всех…
Вот еще что интересно - Оливандер такие развернутые лекции всем читает представления опять же всем устраивает, или только для Гарри расщедрился?

И вот все куплено, Гарри, не смотря на все слова, едет обратно к родственникам. Мальчик конечно счастлив, но думает и переживает, что окажется хуже всех, что не оправдает ожиданий (почувствовал ожидания уже!) «Да, я знаменит… но я даже не могу вспомнить, как произошло то, из-за чего я стал знаменитостью» А с другой стороны как легко и быстро Гарри свыкся и известностью! Но все равно мальчик совестливый!
Хагрид же пытается успокоить и утешить Гарри. В общем правильно все делает. Но по ходу утешительного монолога говорит: «…Таким, как ты, всегда непросто…» Ага, Хагрид конечно повидал десятки таких, как Гарри!

И вот пришел долгожданный день отъезда. Гарри просит Вернона отвезти его на вокзал и показывает билет на котором указана платформа девять и три четверти. «Тетя и дядя посмотрели на него как на ненормального» А странно. Потому как самого маглистого магла Вернона я еще понимаю, а вот Петунию… Она-то не только в курсе странной нумерации платформ у волшебников, она и вовсе на этой платформе была - сестру в свое время провожала. Или память такая короткая? Интересно только у кого, у Петунии или у автора?

На вокзале, когда Гарри попал на платформу «Над головами собравшихся на платформе людей плыли извергаемые паровозом клубы дыма, а под ногами шмыгали разноцветные кошки» А собственно, что с кошками? Или это обычное дело в волшебном мире - разноцветные кошки? Хотя МакГонагал вон превращается во вполне обыкновенную полосатую кошку… Или это только анимаги превращаются в обычных кошек? Хотя у Гермионы кот, даже книзл, (я правильно написала? Ни разу в английском варианте не видела написания…) все равно выглядел как вполне обычный кот. То есть получается, что этих кошек специально выкрасили на радость детям?

Перси со значком. Близнецы его дразнят. «Он кажется что-то говорил нам… Как то раз. Или два. Или три. Или все лето» Получается, что Перси сообщили, что он будет старостой в начале лета? А Рону и Гермионе - в конце, вместе с письмом со списком литературы… Казалось, это так всегда делается. Ну да ладно, действительно мелочь. Мало ли, в один год так разослали письма, в другой эдак…

Гарри рассказывает Рону про маглов.
- Какие они вообще?
- Ужасные… хотя наверное не все.
Первая реакция примечательна. Хорошо правда, что Гарри еще понимает, что не все. Но будет и тенденция…

Это уже так, чистой воды придирка. Но забавно. Рон про крысу: «Вчера я пытался ее заколдовать, чтобы она стала желтого цвета - я подумал, что так она будет выглядеть поинтереснее, - но ничего не получилось. Я тебе сейчас покажу, смотри…»
Рон, дорогуша, что покажешь? Как не получилось?
Хотя вот это как раз возможно вина переводчиков. Но получилось забавно.

Дальше Рон рассказывает Гарри про свою семью. И Гарри слушает и спрашивает, потому что «Гарри было любопытно, ведь он плохо представлял себе, что делают волшебники, закончив школу» Мы тоже! Я вот до сих пор довольно плохо представляю.
Хотя подумаем. Есть банк, школа, уход и контроль за волшебными животными, полиция (аврорат) вообще министерство, есть обслуга, то есть магазины, гостиницы, транспорт (точно известны два - Хогвартс-экспресс и Ночной Рыцарь). Есть ремесленники, производители волшебных палочек, мантий, еды, и т.п. Ах да, есть еще больница. В общем, довольно много всего. Но все какое-то средневековое… В книге вообще, мне кажется, структура общества как-то слабо прописана… А ведь покопаться было бы так вкусно…

Интересная деталь во время разговора про ограбление банка. Рон говорит: «Конечно, все боятся, что за этим стоит Ты-Знаешь-Кто» А ведь очень правильно боятся!!! Он и стоит.

Рон о Малфоях, со слов отца: «Они одни из первых перешли обратно на нашу сторону, когда Ты-Знаешь-Кто исчез. Они сказали, что он их околдовал. А мой отец в это не верит, он сказал, что отцу Малфоя не нужно было даже повода для того, чтобы перейти на темную сторону»
Так кто же все-таки прав? Артур или Хагрид?

И вот добрались до Хогвартса. И встречает деток на пороге Минерва «в изумрудно зеленых одеждах» Интересно, почему это МакГонагал постоянно одевается в цвета Слизерина? Не иначе, как назло Снейпу:)

Гарри страшно переживает. Ничего удивительного, любой на его месте трясся бы в панике. Но вот что Рон-то дрожит, да и все остальные? Они же у Дарсли не жили…
- А как будет проходить этот отбор? - спросил он Рона.
-Наверное нам придется пройти через какие-то испытания, - ответил тот. - Фред сказал, что это очень больно, но я думаю, он как всегда шутил.
И Гарри окончательно запаниковал. Мальчика аж затошнило! Но мне тут интересно другое, а не особенности метаболизма маленького Гарри. Почему Рон и все остальные дети волшебников не знали, как проходит распределение? Им что, родители и братья с сестрами не рассказывали? Это что, тайна? Какой-то всеобщий заговор старших против первачков!

По поводу песни шляпы. Сей артефакт перечисляет характеристики, по которым сортирует на факультеты. Так вот, технические детали: перечисленные качества обязательны только на этом факультете, или могут иметь место и на другом? И нужно иметь в наличии все названные качества, или достаточно одного?
И таки при всем пафосе шляпа ошибается и подвержена влиянию. По ходу ведь выяснится, что Гермиона должна была попасть а Равенкло, а Невилл в Хафлпафф. Не говоря уже о том, что Гарри шляпу и вовсе уговорил. И неизвестно чем там занимались остальные, на чьих головах шляпа задерживалась.
Снейпа по этому вопросу трогать не будем…
Но между тем Петтигрю учился в Гриффиндоре, да и Перси там же…
При таком количества предателей в Гриффиндоре, Шляпе явно пора сочинять новый стишок.
/Ой, это уже так, к слову. Одна моя приятельница, читавшая ГП, нашла волшебный способ усмирения меня, когда я становлюсь в излюбленный борцовский мостик и готовлюсь упереться рогом в очередную ветряную мельницу. Она делает сочувственное лицо, и тихо вздыхает, диагностируя: «Гри-иффи-индо-о-ор…» Действует безотказно!/

И вот распределение в разгаре. Гарри смотрит на стол Слизерина: «Возможно дело было в игре воображения, но после того, что Гарри услышал о Слизерине, все кто попадал туда и кто сидел за их столом, казались ему неприятными личностями» а возможно, дело было в уже сформировавшемся предубеждении - окружающие очень старались, чтобы так и произошло…
Далее: «Гарри посмотрел в сторону стола Слизерина и увидел жуткого вида приведение с выпученными глазами…» Даже приведения у Слизерина не как у всех! Страшные и ужасные! Вот она, сила убеждения! А между тем история Кровавого Барона действительно ужасна - и совершенно не Слизеринская…
У Гарри всю дорогу формируется определенное мнение по поводу Слизерина. Вместе с Гарри мнение формируется и у читателя. Что должен делать читатель? Доверять автору и позволять вести себя туда же, куда и Гарри? Или как в пословице, доверять, но проверять и делать собственные выводы? Особенно если читатель взрослый… Чувствую, что всем этим автор имел что-то ввиду. Но никак не могу понять, что именно…

«А в центре стола стоял большой золотой стул, напоминавший трон, на котором восседал Альбус Дамблдор» Что хотите делайте со мной, но Дамблдор всю дорогу красуется т перед студентами и перед учителями. И делает это куда более пафосно и умело, нежели бедный жадный Локхард… И с таким явным наслаждением!
Красуется и играет. И делает это с удовольствием и с пониманием происходящего…
А уж когда дело доходит до гимна школы… О, я просто узнала сценку! Сменив 4 частные школы (в качестве препода) я подобное хозяйское самодурство за версту чую! Могу продемонстрировать улыбку остального педсостава.

Первое явление Снейпа вообще отдельная тема. Какое несчастное совпадение… Однако Гарри демонстрирует редкостное упрямство и последовательность в предубеждениях. Да, разумеется, не без активного участия и поддержки Снейпа…
Вот еще что любопытно: «…Все знают, что он хочет занять место профессора Квиррелла. Он большой специалист по темным искусствам…» А он действительно хочет? Я вот совершенно убеждена, что ни разу ничего подобного не хотел… И версия, выданная в шестой книге Беллатрикс, абсолютно верна, хоть и с точностью до наоборот. Не говоря уже о том, что и по законам игры с читателем должно быть именно так. В этой сцене ведь речь идет о подмене понятий и ролей. Первая ключевая сцена подмены, кстати. То есть все наоборот, и все посылки и предположения верны в перевернутом виде. Так что нет, не хотел Снейп, никогда не хотел, не желал и не стремился на место Квиррелла, и должность эта ему и даром была не нужна. Но надо было создавать легенду, вот и создавал. И бес с ней с репутацией. Какая право, репутация, у смертника?
По поводу Снейпа я не раз читала комментарии снейпоманов в духе того, что «я полюбила его за то, что он такой ублюдок». Не буду пускаться в бессмысленные объяснения тяги к запретному и отрицательному, не о том речь.
Но ведь по прочтении седьмой книги все получилось иначе. Куда проще и страшнее.
Все его ублюдочное поведение на поверку оказалось не выплескивающейся фонтаном вредностью характера вкупе с нелюбовью к людям вообще и к некоторым представителям человечества в особенности, а всего лишь жуткой публичной агонией загнанной в угол раненой и ослепленной болью души. И в этом ракурсе, с этим пониманием перечитывать серию невыносимо… Это уже не сказка, хоть бы и для взрослых, это коррида. И ты вроде как сидишь себе зрителем, дружно махаешь, как и положено, беленьким платочком на особенно удачный выпад, и смотришь, как мечется и корчится от боли, сатанея и сходя с ума от безысходности, живое существо… Обреченное живое существо…
Потому что вся полусотня погибших в седьмой книге - жертвы, и до последнего мига у них был шанс и надежда. А у этого - не было, оказывается, с самого начала. Между прочим, нигде никак не фигурировало, что Дамблдор хоть как-то предусмотрел оправдание для Снейпа. Подозревать директора в рассеянности по таким вопросам было бы глупо (или слишком уж страшно), и это значит, что просто не предполагалось, что Снейп выживет. То есть он был обречен с самого начала. И знал это!!! Просто потому, что не мог не знать.
И это - чудовищно….
Но я сильно отвлеклась…

Роулинг, вечные вопросы, канон

Previous post Next post
Up