Марина ЗУЕВА: "ДО ХЕПБЕРН И ШТРАУСА НАДО БЫЛО ДОРАСТИ"
На апрельском чемпионате мира в Москве ученики Марины Зуевой и Игоря Шпильбанда заняли весь пьедестал почета в танцах на льду, а на старте нынешнего сезона выиграли три этапа "Гран-при" из четырех. Знаменитый тренер рассказала о том, как ее спортсмены подходили к сезону и какие задачи перед ними стоят.
УАЙТ РОДИЛСЯ ВО ФРАКЕ
- Старт сезона для ваших учеников получился более чем уверенным - сначала американцы Мэрил Дэвис и Чарли Уайт выиграли Skate America, затем канадцы Тесса Вирту и Скотт Моир - Skate Canada. А теперь еще одна американская пара - брат и сестра Майя и Алекс Шибутани - стали первыми на NHK Trophy.
- Спасибо. Мы очень рады такому началу. Для меня было счастьем видеть успех Мэрил и Чарли на Skate America, поскольку буквально за месяц до соревнований мы поменяли им произвольный танец. И то, как они откатали, очень обнадеживает с точки зрения видов на сезон. (Улыбается.) То же самое можно сказать и о Тессе со Скоттом, и о Майе с Алексом. У всех ребят есть хороший материал. У нас в танцах ведь как получается: произвольная программа фактически определяет сезон. Первые старты показали, что все постановки сделаны в точном соответствии с правилами ISU, специалисты их приняли. Теперь нужно только работать над качеством.
- Первоначально у Дэвис и Уайта был поставлен произвольный танец на музыку из фильма "Дорога" Федерико Феллини, и, судя по интервью в межсезонье, самим фигуристам очень нравилась эта тема. Почему в итоге его решили заменить?
- Вы знаете, у меня с самого начала были определенные сомнения. Взять музыку из La Strada было идеей Чарли. А я всегда очень уважаю подобные предложения спортсменов. Когда исполнитель чувствует музыку, программа всегда звучит особенно жизненно. У Чарли было именно так, и мы сделали программу. Получилась наша версия истории, лирико-романтическая. Но после того как были готовы постановки Шибутани, а также Вирту и Моира, у меня возник вопрос: а достаточно ли эта программа танцевальная? Достаточно ли в музыке Нино Рота, собственно, танца? Ведь ISU для того и менял правила, чтобы направить наш вид в нужное русло - чтобы на льду именно танцевали, а не просто катались под музыку. Я задавала свой вопрос американским судьям перед началом сезона. Они говорили: да, в принципе все хорошо. Та первая программа действительно была очень интересной, симпатичной, со своими находками. Но лично для меня это не было в достаточной степени танцем.
- Как возникла идея замены - "Летучая мышь" Штрауса?
- Она у меня была давно. Я четыре года спрашивала Чарли, готов ли он? (Улыбается.) И только в этом году мы решились. Эта музыка красивая, воздушная, очень им подходит. Кроме того, я всегда говорю: наш Чарли родился во фраке! Он в нем просто неотразим. Некоторые спортсмены надевают фрак и становятся похожи на официантов, водителей лимузинов, на кого угодно. А Чарли - совсем другой случай. Так что программа и ставилась легко, и исполняется также. Знаете, что меня мотивирует? Ведь на программу, которую мы с Игорем поставим, я буду потом смотреть целый год. Понимаете? А ведь мне тоже хочется иметь счастливую улыбку на лице. (Смеется.) Именно так и происходит, когда я вижу, как Мэрил и Чарли двигаются под музыку Штрауса. Как говорится, сам себя не порадуешь - никто не порадует.
- Почему для произвольного танца Вирту и Моира выбрали музыку Джорджа Гершвина из голливудской классики - фильма "Забавная мордашка" с Одри Хепберн и Фредом Астером?
- Я почитательница таланта Одри Хепберн. И Тесса тоже. Так совпало, что у нас обеих она - любимая актриса. И однажды, года четыре назад, Тесса принесла мне этот фильм, сказав: "Марина, посмотри!" Меня заинтриговал сюжет и то, что актриса может двигаться, как профессиональная балерина. И Тесса сказала, что хотела бы иметь такую программу. Но если вы послушаете музыку, то увидите: джазовая часть, самая игровая, трудно сочетается с остальной музыкой. Она четко идет вставным номером и в фильме, и, получается, в программе. Четыре года назад ребята просто не были готовы ни технически, ни актерски гармонично связать эти части в одной постановке. Ведь именно за счет этого контраста программа выглядит интересно и экстравагантно. Для этого требовался исполнитель-мастер, и сейчас их время пришло.
- В этой программе Скотт творит что-то невероятное с актерской точки зрения - с первой же секунды на льду, когда берет Тессу за подбородок. Таким его, на мой взгляд, еще не видели.
- У Скотта просто исполнительский талант. Он живет танцем, действием, музыкой. Так что это не случайно. Поэтому у меня всегда и получалось ставить им такие запоминающиеся программы, начиная с самых первых постановок на взрослом уровне.
- В интервью Вирту и Моиру часто задают вопрос о планах на Сочи, на который они отвечают кокетливо и уклончиво: дескать, не знаем еще, будем там выступать или нет. На ваш взгляд, эти сомнения действительно имеют место быть?
- Вы знаете, они сейчас спокойно тренируются, им интересно работать. Они ведь тоже молоды, и у них еще много резервов - эта пара баснословно талантлива. С каждой новой программой Тесса и Скотт открывают какие-то новые качества. Думаю, они будут кататься, пока чувствуют, что им есть куда расти. Это мое мнение. До Олимпиады осталось-то всего два года. А им еще совершенствоваться и совершенствоваться.
ПЕРВАЯ ПАРА НА CD
- После блестящего выступления Дэвис и Уайта на Skate America любители фигурного катания начали широко обсуждать возможную рокировку в вашей с Игорем Шпильбандом группе и выход американцев на первые позиции. Вы или сами фигуристы обращаете на это внимание?
- (Смеется.) Могу сказать, на что они точно обращают внимание. Если ты выигрываешь чемпионат мира - то, конечно, ты первый номер. Если получаешь серебро - то второй. А музыка для тренировок всех наших дуэтов записана на одном CD. И треки идут там в следующем порядке: сначала короткий и произвольный танец чемпионов мира, потом, под третьим и четвертым номерами соответственно - музыка серебряных призеров. И так далее. И у всех задача - повыше оказаться на этом CD. Причем все может немножечко поменяться после очередных соревнований. Но перед стартом сезона у нас с Игорем возник вопрос: что делать с этой системой? Все-таки чемпионат мира выиграли Мэрил и Чарли, но Тесса и Скотт - олимпийские чемпионы. И я нашла выход: мы сделали два CD. Но когда Скотт увидел, как я меняю эти диски, спросил: "Что это тут такое?" Я ему объяснила. И он тогда сказал: "Марина, знаешь что! Я буду весь год работать, чтобы по-честному быть первым на CD".
- Так вот как работает у вас система мотивации!
- (Смеется.) Такая постановка задачи разряжает обстановку - борьба за то, чтобы в нашей деревне, в Кэнтоне, первым стоять на CD. Вот и посмотрим в конце сезона, чьи треки будут первыми на будущий год. Мне и самой интересно, потому что сейчас в танцах действительно есть настоящее соревнование. Мой принцип - дать всем равную возможность победить. А уже выигрывает чемпион.
- Что касается Майи и Алекса Шибутани, прошлый сезон сложился для них очень успешно…
- Ну это закончился он успешно, а начался-то нормально. Они поехали на турнир в Оберсдорф, где были четвертыми, потом поехали на "Гран-при", стали третьими, в финал не попали. Все было логично: они прогрессировали, прогрессировали и заняли третье место на чемпионате мира. Вот до чего допрогрессировались (улыбается). Так что это не было каким-то неожиданным сюрпризом. Ребята работают, улучшают свое катание. Вот и на этапе "Гран-при" в Китае были ошибки. Теперь знаем, над чем работать и куда двигаться.
- Задача Шибутани на нынешний сезон - закрепить позиции?
- А что значит "закрепить позиции"? Они же еще очень молодые. Они должны расти технически, работать над своим актерским мастерством. Должны развивать себя. И дело, наверно, даже не в месте, которое они должны занять. Задача каждого человека - развиваться. И Майя с Алексом должны совершенствоваться на поприще фигурного катания, раз уж они его выбрали. Думаю, что их основная задача - это прогресс.
- В нынешнем сезоне три ваших ведущих дуэта могли воспользоваться новым правилом и поехать на три этапа "Гран-при", но не сделали этого. Почему?
- Я с самого начала понимала, что это будет чересчур большим напряжением, поскольку прошлый сезон закончился на месяц позже обычного. И новые программы, соответственно, начали делать поздно. Так что мне было сразу очевидно, что ни для кого из нашей группы вариант с тремя этапами в этом году не подходит. Это ведь еще и ответственность. Если ты подписался на что-то, должен это сделать. Зачем заявляться куда-то, а потом сниматься? Считаю, что это неспортивно. У нас ведь три лидера, и сняться - значит, подвести ISU. Зрители ведь идут в первую очередь на чемпионов. Но посмотрим, может быть на следующий год у нас будет другой план.
ДЛЯ ХОХЛОВОЙ ВОЗМОЖНО ВСЕ
- Не могу не спросить вас про дуэт Яны Хохловой и Федора Андреева, которого, увы, больше нет.
- Да, это очень обидно. Такая красивая была пара: и внешне, и внутренне. И мы сделали им такую классную программу, которая могла бы быть и олимпийской. Нынешний сезон был для них ключевым - ведь эта пара создавалась, чтобы взять медали на Играх. Однако вмешалась травма. Жалко, но тут ничего не сделаешь. Значит, так было надо. Мы консультировались ни с одним врачом, сделали все возможное. Все-таки Федор - мой сын (улыбается). Но доктора не давали гарантии полного восстановления колена после операции.
- Яна рассказывала, что вы с Игорем готовы взять ее к себе в группу и с новым партнером. Вы верите в то, что в сложившейся ситуации возможно найти подходящего человека?
- Конечно! Я вообще верю в возможности. Любые. Если чувствуешь, что можешь, то получится все. Многое зависит от Яны, от ее самочувствия. Если она верит, что сможет, все получится. Если сомневается - то нет. Знаете, на прошлом чемпионате мира меня спрашивали в интервью: могут ли Шибутани быть третьими? Я сказала: конечно, могут. На меня тогда все смотрели с недоумением: как же так, все тренеры боятся сглазить, а тут такое заявление. Но они ведь и стали третьими, значит, я была права, и все возможно. Все зависит от желания и настойчивой его реализации.
- Но ведь здесь речь идет не только о Яне и ее желании…
- Ну да. Еще и от того, будет ли партнер. Но мы с Игорем готовы и дальше сотрудничать с ней и российской федерацией.
- У вас не появилось за это время каких-то вариантов?
- Для Яны? Откуда же им появиться, если она в России, а мы в Америке и видим только тех фигуристов, которые приезжают на соревнования? А это уже сложившиеся дуэты.
Екатерина КУЛИНИЧЕВА
Спорт-Экспресс