Завершился чемпионат мира по фигурному катанию. О результатах пусть в этот раз другие рассказывают, ну а мы поговорим о судействе.
Все для человека
Чемпионат посрамил злопыхателей, которые на протяжении многих лет утверждали, что российские фигуристы выигрывают благодаря судейской поддержке и что у господина Писеева все схвачено. Россияне действительно долгое время штамповали победы, и, чтобы опровергнуть злопыхателей, пришлось ждать мирового первенства 2007 года. На нем всему миру было наглядно продемонстрировано, что наши фигуристы выигрывают, только будучи выше своих соперников на три головы, а в случае равенства или небольшого превосходства над конкурентами вынуждены наблюдать, как эти самые конкуренты оказываются в итоговой таблице впереди них. В общем, чтоб у злопыхателей все было так схвачено, как схвачено у господина Писеева... Уж извините за такое жестокое пожелание.
Скажем прямо, инициатором перехода на новую судейскую систему выступила не Антарктида и даже не Африка. Международной федерации захотелось, чтобы у нее все было для человека. Ну а мы даже знаем этого человека, точнее - те несколько стран, громче всех кричавших, как русские украли у них золотую олимпийскую медаль руками почему-то французского судьи (англо-саксонская ненависть к французам, вероятно, с веками лишь крепнет), которую вместе со всей ее национальной федерацией записали в слабоумные, ибо только чрезвычайно сильное и резкое расстройство ума могло заставить француженку ни с того ни с сего «разоблачить» свою собственную страну, которая «доверила и послала» ее судить на Олимпиаду. И только чрезвычайно сильное и резкое расстройство ума могло заставить французскую федерацию поверить, что российский судья, по совместительству жена господина Писеева, в счет погашения долга своими собственными руками поставит французский танцевальный дуэт выше Лобачевой с Авербухом. Вероятно, у российского судьи в момент выставления оценок опять-таки должно было случиться сильное и резкое расстройство ума.
Управа на «восточную угрозу»
Ну и, конечно, Бережная с Сихарулидзе никак бы не справились со своими соперниками из Канады без помощи французского судьи. Еще бы, канадцы даже успели до Олимпиады один раз стать чемпионами мира. Правда, у себя на родине. Причем в зале после их проката таинственно вырубился свет, чтобы судьи, которые предпочли не увидеть их ошибок вживую, не смогли бы сделать этого в записи. В общем, факт сговора русских с французами против «добра и света» был совершенно очевиден и логичен. И нужно было что-то делать.
Из загашника извлекли новую судейскую систему.
Когда-то похожую систему оценок придумал великий советский тренер Жук, но в те времена, вероятно, с «восточной угрозой» можно было справиться и менее радикальными средствами, и предложение отклонили. Любое оружие не разбирает, кто свой, кто чужой, а потому систему предстояло правильно откалибровать. Если судьи с Запада судят непредвзято (а если за своих, так только потому, что те лучше), а «гниль» идет с Востока, где, как всем известно, давление и тирания, то нужно судей сделать анонимными и давить на них станет тяжелее. То, что за своих любой судья и сам проголосует, а чтобы он проголосовал еще и за чужих, пряником стимулировать гораздо проще и надежнее, чем кнутом, калибровщикам в голову не пришло. А может, и пришло - науке неизвестно. «Беспредела» в судействе в любом случае меньше не стало, а некоторые злые языки даже утверждают, что его стало больше - ведь призвать к ответу теперь некого.
Но пряников на всех не напасешься, с пряниками поэкономнее надо. И появились технические специалисты, определяющие уровень сложности элементов, выполненных фигуристами в своей программе. Там, где раньше требовалось подкупить пять человек, оказалось достаточным подкупить одного. В начале сезона тренер российских танцоров Горшков посмел открыто выразить свое недоумение действиями заокеанского технического специалиста Анджея Достатны, который умудрялся за одни и те же элементы выставлять «своим» спортсменам четвертый, наивысший уровень сложности, а «несвоим», скажем, второй. За свою «неприкрытую наглость» Горшков схлопотал вызов на международный ковер и писал объяснительную. Объекту же «нападок», очевидно в виде моральной компенсации, выпало судить на чемпионате мира, да не одну программу танцоров, а все три. Как сказали по этому поводу все те же злые языки, договориться с одним всегда проще, чем с тремя.
Кто с кем договаривался, мы не знаем. Знаем лишь, что в оригинальном танце американская пара получила наивысшие баллы за технику. Вероятно, за то, что партнерша въехала в борт. Всего же в пятерке лучших (по оценкам за технику) оказались две американские и две канадские пары, разбавленные для приличия болгарами. После произвольного танца российская пара стараниями вышеупомянутого технического специалиста окончательно рассталась с надеждами попасть на пьедестал. Кстати, российская безмедальность легко просчитывалась заранее - господин Писеев даже сделал соответствующее заявление - в судейской бригаде на произвольный танец не оказалось российского судьи.
Заинтересованные компьютеры
Анонимностью и техническим специалистом система не ограничилась. Для придания оценкам большей объективности решили выбирать судей, чьи оценки идут в зачет, беспристрастным компьютером. Компьютер, призванный действовать в отборе случайным образом, на отдельным соревнованиях, однако, действовал на удивление логично и направленно. Иногда из-за такой компьютерной прыти возникали скандалы, после которых машина удивительным образом опять приходила в норму.
Появившись на свет, новая система покончила со смыслом и значением короткой программы. Раньше в ней, по ее сути, невозможно было что-либо выиграть, но можно было все проиграть. Теперь, когда уже не занятые места, а одни лишь баллы стали играть роль в определении победителя, короткая программа превратилась в мини-произвольную, а возможностей двигать спортсменов вверх и вниз по турнирной таблице прибавилось.
В том, что один человек может творить все что угодно, оценивая технику, мы уже разобрались. С оценками за артистизм все еще хуже - простор для вкусовщины (с чем можно смириться) и махинаций (с чем мириться не хочется) просто огромен. Оценка за артистизм складывается из пяти оценок (по десятибалльной шкале)за отдельные компоненты программы, в том числе за представление, хореографию, технику катания, интерпретацию и т. д.
Если раньше оценки ставились плотно и возможности сильно опустить или поднять какого-либо участника соревнований относительно другого не было, то теперь в руках у судей пять раз по десять баллов: на 20 спортсменов - гуляй не хочу. Можно ведь, к примеру, поставить троим соревнующимся 3, 4 и 5 баллов. А можно - 3, 4 и 8. Очевидно, что итоговая сумма, такая важная в новой системе, изменится значительно.
Непонятно, как калибровать оценки за технику и артистизм. Раньше обе начислялись по общему принципу и весили примерно одинаково. Как же и теперь сделать так, чтобы ни одна оценка не являлась решающей, не «отменяла» другую, как уравновесить "сумму надцати элементов" и "пять раз по числу от одного до десяти"? Задача, по сложности своей стремящаяся к решению «квадратуры круга».
Новая система судейства, если подумать, уже не так и нова. Но довести до ума ее все еще никак не могут. Рассмотрим работу системы на примере казуса с российской парой Кавагучи - Смирнов в Токио. Многие комментаторы недоумевали, как американцы Инуе - Балдуин, совершив пять грубейших ошибок, включая падения, оказались впереди нашей пары.
Учитесь правильно падать
А очень просто. В современной системе судейства огромную роль играет такой фактор: докрутил ты прыжок при приземлении или нет. Если прыжок докручен, то он считается состоявшимся, за него спортсмены получают некоторую базовую стоимость и добавки/скидки за качество исполнения. При этом система откалибрована таким выдающимся способом, что тот, к примеру, кто выполнит четверной тулуп, недокрутив четверть оборота, но выехав на одной ноге, получит не просто меньше того, кто докрутит, но приземлится на «пятую точку», а, грубо говоря, в три раза меньше. В первом случае считается, что четверного не было, а во втором, что он якобы был. Отсюда плавно вытекает первое следствие: чем думать о том, как выехать с прыжка, лучше просто сконцентрироваться на количество оборотов.
Далее об отношениях стоимости прыжков друг к другу, а также к надбавкам/скидкам. Берем случай Инуе - Балдуин, которые постоянно делают выброс - тройной аксель, а партнерша так же постоянно падает. Базовая сложность тройного акселя - 7,5 балла. Если аксель приходится носом в лед, из 7,5 вычитается 3 и остается 4,5 балла. Но 4,5 балла - это базовая сложность тройного тулупа и сальхова и чуть меньше базы тройного ридбергера. Спрашивается: зачем стараться чисто сделать тулуп, если можно носом в лед за те же баллы? А если еще и устоим? Отсюда второе следствие: чем думать о том, как выехать с прыжка, лучше думать о том, как небольно упасть. Чем Инуе, очевидно, и занимается.
Перед нашими Кавагучи - Смирновым выступала немецкая пара. Когда Робин не справился с первым тройным тулупом в комбинации, Алена специально, и это было прекрасно видно, не стала прыгать второй тулуп. Робин, кстати, тоже не пытался. Почему? Потому что Алена на этом деле уже «горела» и сделала выводы.
Но почему мы не желаем учиться на чужих ошибках? А фокус в том, что:
1. Нельзя повторять одинаковые отдельные прыжки.
2. Разрешено всего два прыжковых элемента в программе.
Получается, что когда Смирнов сорвал первый тулуп, комбинация приказала долго жить, а спортсмены, по сути, повторили одиночный прыжок. Но см. пункт 1. А потом Кавагучи и Смирнов сделали запланированный аксель. Но см. пункт 2. В результате паре зачли первый тулуп с ошибкой, а за второй тулуп и двойной аксель наши ребята вообще ничего не получили. Привет, девятое место.
Вот такие у нас классные правила. Впрочем, они ведь не секретные. Неужели Тамаре Москвиной они неизвестны? А если известны, как же можно их не довести до своих учеников?
Так и живем. А еще говорят, что цирк со звездами - на Первом. Пусть там цирк, но разве там звезды? Настоящий цирк со звездами был на этой неделе в Токио. Думаю, в следующем сезоне гастроли продолжатся.
PS. Редакторская версия - "
Цирк со звездами"