Бой у станции Бряндино.

Nov 24, 2015 12:01

В минувшие выходные 21 и 22 ноября недалеко от железнодорожной станции Бряндино, Чердаклинского района прошла третья межрегиональная военно-историческая реконструкция «Бой у станции Бряндино», посвящённая событиям осени 1918 года, когда здесь сошлись в схватке части рабоче-крестьянской Красной армии под командованием Михаила Тухачевского и белые войска полковника Владимира Каппеля, поддерживаемые чехословацким корпусом.






Перед началом «боя» состоялись митинг и молебен по погибшим в июле и октябре 1918 года.



























Немного из истории, события тех дней:
…Сентябрь, золотая осень 1918 года. В эти дни на берегах Волги разыгрывались ожесточенные
сражения, решившие дальнейший исход Гражданской войны. Симбирск с его хлебородной губернией, расположенный на перекрестке водных и железнодорожных путей сообщения имел в те дни особое стратегическое значение.
По приказу Главкома Восточного фронта И.Вацетиса в августе перед 1 армией (командарм М.Тухачевский) была поставлена задача: взять Симбирск, и решить ее вызвался Г.Д.Гай, командовавший дивизией, которая получила наименование «Железная». Начав наступление, Симбирская дивизия прошла с боями 60 верст и к вечеру 11 сентября находилась в 2-3 верстах от города. Штурм был назначен на 12 сентября. Противник вначале упорно сдерживал натиск, но части 1-го Симбирского полка ворвались через Киндяковку в город с юга. С востока - 1-й Курский полк. В 12 час.30 мин. Симбирск был взят, о чем в тот же день Гай сообщил телеграммой В.И.Ленину.
Благодаря Симбирской наступательной операции изменилась ситуация и под Казанью, где в тяжелом положении оказалась 5-я армия Восточного фронта. Противник вынужден был перебросить часть своих сил для удержания Симбирска. 16 сентября подошедший из-под Казани отряд полковника Каппеля, вместе с отступившим гарнизоном, делают новую попытку овладеть городом. Бои продолжались до 24 сентября, когда белые предприняли последнюю попытку овладеть волжским мостом. С большими потерями удалось взять половину моста, но подошедшие к красным подкрепления 5-ой армии вынудили их отойти в глубокий тыл к станции Бряндино, где находился штаб. Обескровленная многодневными боями Белая армия навсегда уходила с берегов Волги. Впереди их ждала неизвестность и длинная дорога отступления к берегам Тихого океана. В ночь на 27 сентября части 5 -й армии к и интернациональный кавдивизион поляка Боревича окружили группировку в районе станции Бряндино.


Основная часть группы Каппеля с боями пробивалась вдоль железной дороги к Мелекессу, а небольшая часть бойцов с самим полковником, штабом, обходным путем, мимо деревни Еремкино, лесами уходили от преследования, держа направление на Мелекесс. С помощью местных жителей им удалось укрыться и переждать день, а сейф со штабными документами закопать, так как лошадь, везшая его, сломала ногу. Через сутки группа вышла к Мелекессу, куда уже стекались остатки разбитой группировки.








Вот как описывал эти события сентября 1918 в своем дневнике штаб - ротмистр Самойлов В. П., служивший в конном отряде В. О. Каппеля:
-На станцию стекаются разбитые части. Первым прибыли остатки первого Белочешского полка и первого Самарского полка. К полудню появились отдельные группы от 5-го Сызраньского полка и 9-ого Ставропольского полка. Многие были без оружия. Утром наш дозор подстрелил конного разведчика красных. От него узнали, что в нашу сторону от Старой Майны движется кавалерийская бригада из наемников-иностранцев под началом поляка Боревича. Посланная самим Троцким с особым заданием, окружить и уничтожить нас, а В.О. Каппеля взять живым в плен. Было решено, задержать красных на станции, насколько возможно, чтобы дать возможность нашим частям, отступившим из-под Казани, выйти к железной дороге. Наша группа отступила раньше, так как мы шли на помощь осажденному Симбирскому гарнизону, но опоздали. Между тем, времени на все оставалось мало. Дело осложнилось тем, что наш единственный бронепоезд был захвачен 26 сентября красными у станции Чердаклы. И со стороны железной дороги мы были не прикрыты. Это давало возможность красным подойти к нам с трех сторон, с двух флангов и в центр по железной дороге. 27-го вечером они вплотную подступили к станции. Разгорелся бой. Основная часть группы с боем пробивалась вдоль железной дороги на Мелекесс, прикрывая отход штаба Каппеля с небольшим числом бойцов, около 50-ти человек, уходивших обходным путем, лесами мимо деревни Еремкино. Недалеко от деревни остановились. Незадолго до этих событий, я по приказу Каппеля объезжал близлежащие деревни. В них были люди сочувствующие нашему делу. Выслали разведку. Вскоре они вернулись с двумя местными жителями. От
них узнали, что везде рыщут конные разъезды. Наткнуться на них нашей небольшой группе означало верную гибель. Мужики предложили нам укрыться в заросшем лесном овраге и переждать день. К этому времени лошадей у нас не было, а единственная лошадь, везшая железный ящик со штабными документами, сломала ногу. Ее пришлось прирезать, а ящик - закопать, ибо нести его не представлялось возможным. Без лошадей укрыться было легче. Мы попросили этих людей найти надежное укрытие для В. О. Каппеля отдельно. Приходилось доверять этим людям, все равно другого выхода не было. Сохранив Каппеля, мы могли бы снова собрать армию, ибо авторитет его был огромен. А они, по их словам, еще летом помогли нашим отбить у красных бронепоезд, когда через станцию на Симбирск двигался чехословацкий отряд Степанова. Весь день 28-го сентября выжидали в лесном овраге, а ночью в сопровождении тех же людей к нам вернулся В. О. Каппель. Оказалось, они нашли ему довольно необычное место укрытия. Недалеко от деревни рос огромный дуб с разветвленной кроной. В его ветвях была сделана площадка из досок, и по лестнице он был поднят наверх. Днем красные несколько раз проезжали мимо этого места, но им и в голову не приходило, что тот, кого они ищут, находиться рядом с ними. Отблагодарив этих людей за помощь двумя винтовками с патронами, группа лесами и оврагами 29-го сентября вышла к Мелекессу, куда уже стекались остальные части. Все разрозненные группы Каппель объединил в одну, способную дать бой подходившим со стороны Симбирска вдоль железной дороги частям 5-й армии красных. Но красные почему-то медлили с захватом Мелекесса.
И 3-го октября, оставив в Мелекессе эскадрон казаков, мы походным порядком двинулись в сторону Бугульмы на соединение с остальными, отступившими из - под Казани, частями.











Вот, что по этому поводу высказывал полковник А.П. Степанов:
Всякій революціонеръ долженъ дерзать, долженъ творить.
Ваше дерзаніе сказочно и міровая исторія такихъ примѣровъ не видѣла!
Какъ по мановенію волшебной палочки падали города передъ горсточками почти невооруженныхъ людей на протяженіи 10 тысячъ верстъ, гибли тысячами подъ несокрушимыми ударами чешскихъ соколовъ каторжане-опричники, освобожденные изъ тюремъ совѣтскими властями, этими мизерабельными лакейчиками германской разнузданности и дикаго произвола.
Вы сказали: прочь грязныя лапы! Вы уже достаточно запачкали святыя одежды свободы, равенства и братства: и безпомощно повисли онѣ и только злобный вой шакаловъ соціализма раздается еще по необъятнымъ полямъ и лугамъ необъятной Россіи. Скоро замолкнетъ и онъ.
Но я заклинаю Васъ, я, безконечно любящій свою Россію, не останавливаться на половинѣ дороги, а перейти не медля ни минуты къ творческой, созидательной работѣ. Въ какую форму она можетъ для Васъ вылиться? Вы видите, что Россія лежитъ поверженная во прахъ.





Что за причины этого?
Во-первыхъ, темнота Русскаго народа; во-вторыхъ, полное отсутствіе національнаго самосознанія; въ-третьихъ, проигранная нами война изъ- за отсутствія техническихъ средствъ, полной неподготовленности команднаго состава и, какъ слѣдствіе этого, ея предолжительность, сломившая духъ сопротивленія; въ-четвертыхъ, революція, въ которой толща народа, благодаря своей темнотѣ, совершенно не разбиралась; въ-пятыхъ, ежедневныя «еремѣевскія» ночи коммунистическаго, Ленино-Троцкаго правительства, съ его похабнымъ Брестскимъ миромъ.
Вотъ Вамъ картина, болѣе чѣмъ мрачной, русской дѣйствительности.
Вы не исправите всего этого сразу. Для этого нужна, созидательная работа цѣлыхъ поколѣній: но вдохнутъ живую струю истиннаго народовластія, вспрыснуть цѣлительный бальзамъ національнаго самосознанія, чести и достоинства, сплотить всѣ классы на почвѣ безпощадной борьбы съ австро-германскимъ имперіализмомъ, - Вы можете.
Не забывайте, что народъ Русскій, этотъ богатырь, этотъ сѣверный медвѣдь, уже начинаетъ расправлять свои могучія лапы и смертельны будутъ обнаглѣвшему противнику его послѣднія объятія.
Жребіи брошенъ!
Міровая роль совершена!
Будьте рыцарями и несите свѣточъ національнаго самосознанія единокровному Вамъ братскому Русскому народу.












По традиции последний выстрел на поле, из всех винтовок, прозвучал в память обо всех погибших в гражданской войне.


















«Всем солдатам и офицерам Рабоче-крестьянской Красной армии, Чехословацкого корпуса, Народной армии КОМУЧа, павшим в Гражданской войне в Поволжье посвящается. Упокой господь их души».

Исторические выписки:
АВТОР А.А. ПРОХОРОВ
ПОД РЕДАКЦИЕЙ Н.Ф. ПРОХОРОВОЙ

Представлен вам отрывок из книги:
Белое дело : Летопись Белой борьбы: Материалы, собранные и разработанные бароном П. Н. Врангелем, герцогом Г. Н. Лейхтенбергским и Светлейшим Князем А. П. Ливеном: В 6 т. / Под ред. A.A. фон Лампе. - Берлин: Медный всадник, 1926-1928 (Зинабург и К").

Историческая справка предоставлена:
Историко-культурный фонд "МЕЛЕКЕСЪ" Димитровград.

Поволжье

Previous post Next post
Up