Режиссёры:
Поль Вегенер (Paul Wegener), Стеллан Рие (Stellan Rye)
Страна:
Германия,
ДанияГод выпуска:
1913Автор сценария:
Ганс Хайнц Эверс (Hanns Heinz Ewers), по мотивам поэмы
Альфреда де Мюссе (Alfred de Musset) и рассказа
Эдгара По (Edgar Allan Poe)
В ролях:
Гретта Бергер (Grete Berger),
Джон Готовт (John Gottowt),
Лида Салмонова (Lyda Salmonova),
Поль Вегенер (Paul Wegener),
Жанр:
киноэкспрессионизм,
мистика,
немое кино,
хоррорСтраница на imdb Пражский студент" впервые утвердил на экране тему, которая превратилась в наваждение немецкого кино,- тему глубокого, смешанного со страхом самопознания.
Зигфрид Кракауэр.
"От Калигари до Гитлера. Психологическая история немецкого кино"
Этот фильм я искал в течении нескольких лет. Поводом стало предисловие к купленному когда-то тому Ганса Эверса, написанное неким Грищенковым. В подробном и воссторженном тексте, Грищенков между делом пересказывает весь сюжет "Пражского Студента". И сюжет этот на удивление сложен для фильма, снятого до первой мировой. С другой стороны, Кракауэр, ненавидивший Эверса всей своей антифашистской натурой, тоже был вынужден дать фильму высочайшую оценку. С некоторыми поправками.
"Ганс Хайнц Эверс, написавший сценарий совместно с Вегенером, обладал несомненным "чувством кинематографа". Про прихоти судьбы он был бездарным писателем, не лишенным тем не менее воображения, тороватым на остросюжетные эффекты и любившим эксплуатировать сексуальные мотивы. Для нацистов он подрядился в 1933 году писать сценарий о Хорсте Весселе. Своеобразная фантазия Эверса уносилась в те сферы, которые поставляли кинематографу благодарный пластический материал - чувственные переживания и зримо воспринимаемые события."
Для того, что бы понять, насколько "бездарен" Эверс, достаточно прочитать хотя бы рассказ "Паук". Литература очень высокого уровня.
Не стоит верить политическим оппонентам в вопросах оценки творчества.
Второй человек, без которого не было бы снято этого фильма - Поль Вегенер. Великий актёр и режиссёр, чей фильм про Голема (к сожалению единственный сохранившися из трёх снятых), на мой взгляд безусловно вошёл в список лучших фильмов, когда-либо снятых. Я имею в виду
Голем. Как он пришёл в наш мир/
Der Golem, wie er in die Welt kam".
В "Студенте" он ещё новичок. Но новичок дико талантливый, и имеющий на руках сценарий, написанный одним из ведущих германских писателей. Причём сценарий написанный с очень серьёзной целью, продемонстрировать зрителям, что кинематограф может быть не только балаганным зрелищем. Немцы, конечно, слегка стормозили с этой задачей, французы за пять лет до этого пытались сделать высокохудожественное кино сняв "Убийство Герцога Гиза/
L'assassinat du duc de Guise", а к 1913 году кино уже развилось до такой степени, что Гриффит приступил к "Рождению Нации/
The Birth of a Nation ". Но в Германии кино ещё практически не было. То, что уже существовало, не выдерживало всякой критики. Так что попытка была полностью оправданной. И удачной, на данный момент это лучший известный мне фильм, снятый до начала первой мировой. Не только в Германии, в мире. Упомянутый Гриффит достиг своей вершины чуток позднее, когда война уже полыхала во всю.
И в связи с вышеупомянутым плачевным состоянием немецкого кинематографа на момент съёмок фильма, стоит упомянуть и третьего участника, молодого датского режиссёра Стеллана Рие. Вот тут я в недоумении. Он практически ничего не снял до, и ничего не добился после. В историю кино он вписан только как сорежиссёр описываемого фильма. Зачем его было в Германию приглашать? У меня есть только одно объяснение - датское кино в тот момент было мировым брендом, это была ведущая кинодержава северной Европы, и все соседи находились под прямым влиянием датчан. Возможно Эверсу и Вегенеру было просто необходимо поставить датское имя на постер, иначе зритель бы не пошёл? То есть это нечто похожее на псевдоамериканские имена итальянских режиссёров, снимавших ранние спагетти-вестерны? В любом случае в фильме очень чуствуется рука начинающего Вегенера, не удивлюсь, если Рие вообще руководить не разрешали.
После вступления, вкратце о сюжете. Бедный студент по имени Болдуин, лучший фехтовальщик города и душа компании, любит девушку из хорошей семьи. Естественно, ничего хорошего из этого не выходит. Оказавшись в затруднительном положении он принимает помощь от загадочного господина по имени Скапинелли (безусловно первый из череды магических тиранов, порождённых германским кинематографом). Скапинелли предлагает контракт, золото в обмен на отражение в зеркале. И согласившийся студент начинает долгую и безнадёжную борьбу с собственным двойником.
Как сделанно? Отлично. Для года выпуска - просто на высочайшем уровне. На этом фильме становится окончательно ясно, что "Кабинет Доктора Каллигари/
Das Cabinet des Dr. Caligari.", с его декорациями, выполненными художниками экспрессионистами из группы "Штурм", вовсе не начинает историю экспрессионистского кино. Наоборот, "Каллигари" - это окончательное формирование, высшая точка нового стиля. До него не было столь авангардной формы, но в сюжеты кинокартин уже проникли все основные мотивы экспрессионизма. Это ведь не только ломанные линии на холсте, это ещё и литература и поэзия. Так что книга Кракауэра должна была по справедливости называться "От Скапинелли до Геббельса" (Почему Йозеф? Потому что именно он был главным ценителем и фактическим создателем нацистского стиля кино, пышного и пошлого).
Так же хочу отметить игру самого Вегенера. Я не буду расточаться в восторгах, просто опишу свою любимую сцену фильма. Болдуин придя ночью к возлюбленной, встречает своего двойника/отражение. В панике он бежит, неуклюже пытаясь перелезть через забор. В этом же плане, хладнокровный двойник спокойно открывает калитку и выходит. Напомню, это 13 год. Приём совмещения двух изображений одного актёра в кадре известен уже давно, но нужно обладать отличным кинематографическим чутьём, что бы так этот приём обыграть.
Резюме:
И так понятно.