Jun 22, 2009 11:22
Р. Соболев "Люди и фильмы русского дореволюционного кино", М.: Искусство, 1961
Хорошая книга, хотя и несколько уже устаревшая. По всей видимости, это одна из первых попыток в советском киноведении реабилитировать дореволюционное кино, яростно заклейменное в предыдущие годы. Поэтому Соболев кидается в противоположную крайность - расхваливает некоторых кинодеятелей (режиссеров, сценаристов, актеров, но, конечно, не владельцев фабрик) так, будто российское кино второй половины 10-х годов было чуть ли не самым высокопрофессиональным и художественно сформировавшимся в мире. В то же время похвальбы сочетаются с типичной советской риторикой, которая современному читателю, конечно, не очень-то нужна (Бауэр был прекрасный режиссер, но классового сознания не имел; "разложение буржуазного искусства, неспособного осознать и отразить действительность" и т.п.). Есть в книге и небольшие исторические неточности, которые, думаю, можно объяснить недостатком информации у историков кино на тот момент. Например, Соболев пишет, что Дранков заказал Иванову-Ипполитову музыку специально для своего фильма "Понизовая вольница", в то время, как Иванов-Ипполитов писал эту музыку для постановки пьесы Гончарова исключительно в театре "Колизей", а Дранков ее просто-напросто украл, из-за чего хозяин "Колизея" Путинцев даже собирался "затеять процесс" (не знаю, чем эта история кончилась). В другом месте говорится, что Вера Ханжонкова монтировала фильмы Бауэра (в скобках, правда, указана ее девичья фамилия (Попова), но чуть позже в тексте она уже просто называется Ханжонковой), а это приводит к путанице, поскольку фильмы монтировала все-таки еще Вера Попова, которая сменит фамилию лишь через несколько лет, а в то же время совсем другая другая Ханжонкова (Антонина) занималась художественным руководством фабрикой, писала сценарии, сама иногда их ставила. Связано это, возможно, с тем, что сам Ханжонков после возвращения из эмиграции очень мало говорил и писал о своей первой жене, сестре промышленника Баторовского, самого крупного акционера фирмы "А. Ханжонков и Ко"... Однако это все мелочи, в целом книга как очерк истории российского немого кино вполне хороша, и кратко (176 страниц все-таки) повествует не только о наиболее значительных деятелях и достижениях игрового кино, но и о кино документальном, научно-популярном, мультипликационном, экспериментах со звуком и субтитрованием фильмов, отдельная глава посвящена изобретению фундуса. Впрочем, книга Соболева прежде всего искусствоведческая, и особо много внимания автор уделяет анализу художественных средств и достижений дореволюционной кинематографии. Эта, основная, составляющая книги весьма интересна и никоим образом не устарела. Книга легко читается и снабжена большим количеством иллюстраций. В общем, поскольку современных изданий такого рода, кажется, до сих пор нет, то книжку, конечно, стоит почитать, если попадется в руки.
Российская Империя,
книги