В.П. Михайлов "Рассказы о кинематографе старой Москвы"

May 02, 2009 02:36

Тем, кого интересует российское дореволюционное кино, хочу порекомендовать книгу "Рассказы о кинематографе старой Москвы" В.П. Михайлова. Используя обширный архивный материал, автор старается осветить абсолютно все стороны кинопроцесса дореволюционной России. Более детальное рассмотрение трудно себе представить. Тот факт, что в книге речь идет только о Москве, не должен никого отпугивать: во-первых, Москва тогда была бесспорным кинематографическим центром страны; во-вторых, описываемые в книге явления и процессы были типичны для всей Российской Империи.

Михайлов излагает историю дореволюционного кино не с искусствоведческой точки зрения, но с экономической, социологической и, в меньшей степени, политической. Он пишет о первых кинопоказах в столице; о появлении первых кинотеатров, их внутреннем устройстве, методах привлечения публики, ценовой политике, юридическом регулировании их открытия и функционирования; о самой публике, ее социальном составе и репертуарных предпочтениях; о первых и наиболее крупных кинофирмах, об особенностях кинопроизводства (например, как на фабрике Тимана и Рейнгардта в бешеном темпе экранизировали "Войну и мир" за пару недель!), о культивировании системы звезд и о борьбе за зрителя; о системе кинопроката, об импорте зарубежных лент, с которыми вынуждены были конкурировать отечественные производители и прокатчики; отдельная глава - о киноцензуре в царской России, порой бессмысленной и беспощадной. Много внимания в книге уделено жизнеописаниям, характерам и карьерам главных кинофабрикантов тех лет: Ханжонкову, Ермольеву, Харитонову, Тиману, Трофимову, Дранкову... Ханжонкову и его фирме посвящена вообще четверть книги - полноценная биография. И это особое внимание, надо сказать, совершенно оправданно, ибо он был фигурой в самом деле выдающейся, мало кто сделал столько для развития отечественного кино. Кстати, интереснейшая информация приводится и о жене Ханжонкова, которая также была активным кинодеятелем, но ее заслуги историками еще не вполне оценены. Столь подробно о фабрикантах Михайлов пишет потому, что в других книгах по истории кино им традиционно уделяется мало внимания. Соответственно, о кинорежиссерах, операторах, актерах он пишет мало, но, тем не менее, кое-что интересное в книге можно прочесть о Гончарове, Бауэре, Протазанове, Чардынине, Старевиче, Славинском, Мозжухине и других.

Судя по всему, в Москве к середине 10-х сконцентрировались основные кинопроизводственные силы страны. Тут было множество конкурирующих фирм, среди которых были как очень крупные, так и совсем небольшие; имелась своя система звезд и была выработана система рейтингов фильмов (картины первого экрана, второго экрана)... Словом, этакий отечественный Голливуд. Однако его экономическое процветание было серьезно подорвано Первой Мировой войной и последовавшими двумя революциями. Очень интересно, как бы российское кино развивалось дальше, но национализация кинематографа в 1919 году оборвала все кинопроцессы (хотя, конечно, и инициировала новые), отныне кинематограф стал сплошь агитационным. Впрочем, винить большевиков бессмысленно: царское правительство тоже намеревалось национализировать кинопромышленность. Даже у Синода был свой проект ее национализации...

В общем, повторюсь, книга замечательнейшая. Единственный недочет, который приходит в голову: иногда в тексте не хватает указания годов. Порой, когда плотность информации в тесте особенно высока и перечисляются различные события, теряешь нить времени - что вслед за чем происходило. Но это на самом деле мелочь.

Российская Империя, книги

Previous post Next post
Up