Термин "саспенс" как обозначение кинематографического приема стал популярен благодаря Альфреду Хичкоку (не без посредничества Трюффо?). Иногда даже пишут, будто сам Хичкок его и изобрел, но это, конечно, глубокое заблуждение, прием этот успешно применялся и до него. Один из самых ярких примеров использования саспенса в немом кино можно наблюдать в "Нетерпимости", когда автомобиль, управляемый Тодом Браунингом, мчится наперегонки с поездом, чтобы спасти жизнь несправедливо обвиненного человека. Гриффит экспериментировал с манипуляцией зрительскими эмоциями и раньше, достигая особо сильного эффекта с помощью совмещения остросюжетной фабулы и перекрестного монтажа. Прекрасный пример его достижений в этом направлении - лента 1912 года
"Невидимый враг". Две сестры (их играют всамделишные сестры Лилиан и Дороти Гиш), находясь дома, оказываются в смертельной опасности; они звонят по телефону своему брату, и тот на чужом автомобиле спешит к ним на помощь, преодолевая неожиданные преграды.
Очевидным образом сюжет этого фильма был позаимствован Луис Вебер для фильма, который она сняла в следующем, 1913, году вместе со своим мужем Филипсом Смолли. Вебер - пожалуй, самая известная кинематографистка немой Америки, была режиссером, сценаристом, продюсером и даже сама играла в своих фильмах. Картина, о которой я говорю, так и была названа -
"Саспенс". Название полностью отражает ее сущность: переработанный и упрощенный сюжет, позаимствованный у Гриффита (влияние последнего этим не ограничивается: например, бродяга проламывает дверь в комнату к героине кулаком - такое тоже было у Гриффита в
"Преображении Майка" (1912)), не играет особой роли, главное здесь - опасная гонка и напряженное ожидание, постоянная неопределенность относительно того, успеет ли отец семейства спасти жену (эту роль как раз исполняет Вебер) или нет. Надо сказать, что увлекательным аттракционом для меня оказался не только сам переживаемый саспенс, но и формальное исполнение фильма: помимо отличного межкадрового монтажа он радует прекрасной операторской работой с неожиданными ракурсами съемки и (!) внутрикадровым монтажом, у меня глаза на лоб полезли, когда в кадре вдруг совместились три различных изображения. Еще любопытная деталь: пишут, что в какой-то момент на экране появляется Лон Чейни. Я, однако, его так и не приметил...
You can watch this video on www.livejournal.com
Или скачать:
http://files.mail.ru/59597F (158 Мб)
Для сравнения "Невидимый враг" Гриффита:
http://files.mail.ru/4O55MT (167 Мб)