Эйл Норвуд
Этот немой Шерлок
Норвуд обладал тем редким качеством, которое можно описать не иначе как чары, побуждающие вас с огромным интересом наблюдать за актером даже тогда, когда он ничего не делает. У него совершенно непревзойденный талант перевоплощения. -
Сэр Артур Конан Дойль
Не может быть сомнения, что Эйл Норвуд был величайшим Холмсом немого кино. Он может считаться лучшим уже благодаря только одному огромному количеству своих фильмов - за два года он снялся в сорока семи картинах. Кроме того, он был превосходным актером, и, не обладая тонкими орлиными чертами лица в духе иллюстраций Пейджета, он был убедителен во всех других отношениях, несмотря на то, что ему было около шестидесяти, когда он впервые появился в роли Холмса. Его настоящее имя было Энтони Эдвард Бретт, но для сцены он принял имя Эйл Норвуд - навеянное ему с одной стороны именем Эйлин, женщины которую он безответно любил, а с другой - его старым местом проживания в Норвуде, в южном Лондоне.
Когда киностудия «Столл филм» приступила к съемкам целой серии фильмов, состоящих из двух частей, о приключениях известного детектива, руководство студии обратилось с предложением сыграть главную роль к Норвуду, актеру, пользующемуся довольно скромным успехом, известному, в основном, своими театральными ролями. Он отнесся к своей задаче очень серьезно, самым внимательным образом изучая рассказы, постепенно впитывая все детали манер Холмса и стиля его одежды. Он даже выбрил волосы, чтоб создать впечатление большого лба мыслителя, согласно Саге Бейкер-стрит. Сперва режиссер, Морис Элви, не соглашался с интерпретацией роли Норвудом, но актер настаивал на том, что его версия является единственно правильной.
«-Давайте снимем сцену в вашем варианте, потом - в моем», - предложил он Элви. Увидев оба варианта, режиссер вынужден был признать правоту актера.
Свернуть "Желтое лицо"
Снимая первый фильм «Шерлок Холмс при смерти», Норвуд сказал в своем интервью прессе: «Я беру на себя такую ответственность не с легкомысленной бравадой, а полностью осознавая все трудности. Легко изображать детектива в частной жизни, за завтраком или сидя в кресле и совсем другое дело играть Шерлока Холмса на экране. Но я возьмусь за эту работу с твердой решимостью со всей серьезностью работать над ролью , добиваясь успеха.»
"Серебрянный"
Его скрупулезное отношение к работе очевидно в инциденте, произошедшем в самом начале съемок. Изучая дома сценарий, Норвуд с ужасом прочитал: «Входит Холмс с белой бородой». Он очень протестовал, говоря, что Холмс никогда бы так не сделал. Было очевидно, что руководство киностудии не имели почти никакого понятия о характере Холмса. Когда Норвуд набросал свои планы относительно изменения внешности, руководство отнеслось к этому, мягко говоря, с большим сомнением. Джефри Бернард, директор киностудии, сказал Норвуду, что невозможно замаскировать его рост и внешность. На следующий день Бернард заметил невысокого таксиста, стоящего на съемочной площадке. Так как посторонним был запрещен проход на территорию студии, он отправил нескольких помощников выдворить непрошеного гостя. Таксист начал громко возмущаться, говоря с сильным акцентом кокни, и спорил с ними несколько минут, пока Бернард сам не подошел к нему, и тогда этот водитель выпрямился в полный рост и оказалось, что это Эйл Норвуд. Это был трюк, достойный самого Холмса; и актер доказал свою правоту с большим апломбом.
"Шесть Наполеонов". Уотсон (Хьюберт Уиллис) и инспектор Хопкинс (Тедди Арунделл) рассматривают жемчужину, извлеченную Холмсом из бюста
С 1921 по 1923 годы Норвуд снялся в трех сериалах, состоящих из двухкатушечных фильмов (каждый фильм продолжался около двадцати пяти минут). (Скажу от себя, что я условно называю эти series сериалами - возможно, правильнее было бы их назвать циклами фильмов, и то, что называю двух-катушечными фильмами это в оригинале two-reeler - фильм в двух частях, т.е. уместившийся на двух катушках. На всякий случай уточнила)
Норвуд на съемочной площадке
Первый цикл фильмов «Приключения Шерлока Холмса» состоял из пятнадцати фильмов, сценарии которых придерживались содержания Канона довольно близко. За ним следовала версия «Собаки Баскервилей»(1921), режиссером которой был также Морис Элви.
К сожалению, из-за того, что создатели старались точнее придерживаться оригинала и из-за начисто лишенной воображения режиссуры Элви, в фильме было слишком много «диалогов», которые сказались на темпе всего повествования. Особенно, это относится к «Собаке», в которой явно ощущалось отсутствие должного настроя и атмосферы, и большую часть фильма Элви снимал в павильоне. В фильме Баскервиль-холл ни разу не был показан в окружении того зловещего пейзажа, что расстилался вокруг него, а редкие кадры, запечатлевшие Гримпенскую трясину, говорят о том, что съемки велись на какой-то парковой равнине со скудной растительностью или, возможно, проводились ранним утром в Хэмпстед Хит, но это совсем не было похоже на крайне уединенное место с обширной болотистой равниной и зыбкой трясиной. Однако, там все же можно было наблюдать известную долю зрелищности - кадры с изображением самой Собаки были покрашены вручную, чтобы создать впечатление яркого свечения, благодаря которому появления призрачной собаки вызывали подлинное потрясение.
Кадры из фильма "Собака Баскервилей"
Если самый первый цикл и последующий за ним фильм в какой-то степени разочаровали зрителя, то самого Норвуда считали великолепным Холмсом, и многие критики отзывались о его игре, как о полном «перевоплощении». «The Moving Picture News» писала, что «Норвуд это Холмс и внешностью, и характером, и поведением». Конан Дойль также был среди поклонников Норвуда и подарил актеру пестрый халат, который тот надевал в большинстве кинофильмов.
Норвуд был настолько популярен, что играл Холмса и на сцене в спектакле «Возвращение Шерлока Холмса», премьера которого состоялась в театре «Принц» (прошу прощения, если не верно перевела), на Шефтсбери авеню, 9 октября 1923 года.
Были еще два цикла, состоящие из пятнадцати двух-катушечных фильмов: «Дальнейшие приключения Шерлока Холмса» (1922) и «Последние приключения Шерлока Холмса». Режиссером этих фильмов был Джордж Риджвелл, который также был автором некоторых из сценариев, но Морис Элви вернулся к работе с Норвудом , сняв последнюю ленту «Знак четырех» (1923).
В этом фильме Хьюберта Уиллиса, игравшего Уотсона в предыдущих фильмах , заменил более молодой Артур Каллин, ибо Уиллис казался слишком старым , чтоб влюбиться в молодую клиентку Холмса, Мэри Морстен.
Кадр из фильма Знак четырех
Интересно заметить, что действие в фильмах было перенесено в 20-е годы. Не было попытки воспроизвести викторианский Лондон, и потому город выглядел вполне современно с машинами, автобусами и электрическим освещением.
Несмотря на относительно короткий период, во время которого Эйл Норвуд играл Холмса - после 1924 г. он больше уже не возвращался к этой роли - он, тем не менее, оказал огромное влияние на публику и критиков. К сожалению, сохранились лишь немногие из его фильмов и те в довольно плохом состоянии. Однако, по этим уцелевшим кинопленкам и фотографиям ясно, что Эйл Норвуд в самом деле был превосходнейшим Шерлоком немого кино.
Хочу и сюда приложить гифки к "Дьяволовой ноге", которые для меня смотрятся вполне современно
А здесь то, что имеется в наличии
Дьяволова нога
Click to view
Шерлок Холмс при смерти
Click to view
Знак четырех
Click to view
Человек с рассеченной губой
Click to view