Идея Божьего Промысла является тем самым обстоятельством, которое резко поднимает уровень сериала от тупого противоборства людей и «тостеров» (вариант 78-го года), к осмыслению вечных вопросов человеческой цивилизации. Она дает реализму должное четвертое измерение, которое превращает драму в мистерию. Мур немножко освободил космическую фантастику от опеки безличного мелочного атеизма Азимова и Кларка, дал ей немного жизни и дыхания. У него получилось.
21 марта 2009 года вышел финальный эпизод фантастического сериала телекомпании «Sci Fi» - «Battlestar Galactica», едва ли не самого эпического научно-фантастического произведения со времен «Звездных Войн». За время своего существования, с 2003-го, сериал получал престижные награды как телевизионные (Эмми), так и литературные (Хьюго), занимал высокие места в зрительских и телевизионных рейтингах. Журнал «Time» в 2005 году назвал «Battlestar Galactica» лучшим шоу на телевидении.
Оригинальный сериал был показан еще в 1978 году, так что новый технически является римейком. Однако автор оригинала Рональд Мур полностью сменил его концепцию, оставив только имя и сюжетную завязку предыстории. В планетарной системе, называемой 12 колониями Кобола, люди создают роботов-сайлонов (cylons), наделенных искусственным разумом. Вскоре между людьми и роботами вспыхивает кровопролитная война, которая завершается шатким миром. Сайлоны удаляются, а люди, пережив 20-летний период технофобии, вновь создают компьютерную систему управления вооруженными силами. Сайлоны получают к ней доступ с помощью ученого Гая Балтара и уничтожают 70 миллиардов людей. Горстка выживших, 50 тысяч человек на космических кораблях, возглавляемых боевым крейсером «Battlestar Galactica», отправляется на поиски мифической 13-й колонии Кобола - Земли.
Рональду Муру удалось создать уникальное произведение, далеко шагнувшее за рамки как традиционной научно-фантастической саги, так и телевизионной драмы. Первое что можно отметить - это концепция сериала как единого текста, не распадающегося на «мыльные» эпизоды как в том же «Star Trek». Серьезный и даже мрачный стиль изложения. Реализм характеров, спецэффектов, сюжетных ходов. На реализме следует остановиться подробнее. В сериале нет инопланетян. Инопланетяне постепенно уходят из серьезных фантастических текстов XXI века. Они не нужны, как и всякое умножение сущностей сверх необходимости. В сериале Мура есть только сайлоны, их создатели - люди и… Бог.
Некоторым фанатам сериала явно не нравится последнее обстоятельство. Один из них, регулярно комментирующий на специальных форумах события«Battlestar Galactica», сетует: «Я лично отношусь к тем, кто уже записал ГАЛАКТИКУ в классику, хотя считаю, что в финале получилось уж чересчур. Всё списать на Бога и его проделки, на то, что такова его воля - самый простой и удобный способ, чтобы дать ответы почти на все вопросы сериала. Всё-таки все мы смотрели фантастику (пусть и с явным религиозным уклоном), а не фэнтэзи какой-то».
Идея Божьего Промысла является тем самым обстоятельством, которое резко поднимает уровень сериала от тупого противоборства людей и «тостеров» (вариант 78-го года), к осмыслению вечных вопросов человеческой цивилизации. Она дает реализму должное четвертое измерение, которое превращает драму в мистерию. Мур немножко освободил космическую фантастику от опеки безличного мелочного атеизма Азимова и Кларка, дал ей немного жизни и дыхания. У него получилось.
Провиденциальный сценарий
Центральный конфликт сериала - противостояние людей и сайлонов, но у нас не получится четко определить, где абсолютное добро, а где абсолютное зло. Так же как и последние андроидные модели, сайлоны ничем не отличаются от людей. Бог или, как говорят герои сериала, промысел Божий распространяется как на людей, так и на сайлонов. У сайлонов есть некий план или даже План, по отношению к выжившим землянам. Одна из человекоподобных моделей сайлонов «№6» в виртуальном разговоре с предателем Гаем Балтаром открывает элементы этого плана, гораздо более сложного, чем желание уничтожить людей. План сайлонов в точности равен «богу» сайлонов. Развитие плана равняется раскрытию идеи этого «бога».
В фантастике бытует странное представление о том, что гипотетический искусственный разум будет атеистическим. С равной вероятностью такой разум, лишенный завесы грехов и страстей, будет явственно видеть присутствие Бога в мире, великую упорядоченность творения. Любопытен фрагмент разговора между главной героини сериала Кары Трейси и сайлоном Леобеном: «Видишь, наши веры похожи, только я обращаюсь к одному Богу, а не к нескольким. Я - вижу - мироздание. Я вижу систему. Я вижу предзнаменование, которое предшествует каждому мгновению каждого дня. Всё это - Есть. Я это сознаю. А ты нет». Все, что будет желать такой искусственный разум, это понимания. Понимание Бога, понимание своего места в замысле Божием.
Есть план и у людей. Первоначальное желание - выжить сменяется стремлением найти легендарную Землю, которое декларирует капитан Галактики - Билл Адама. Президент выживших людей, Лора Розлин в видениях ощущает себя частью древнего пророчества о том, что умирающий лидер приведет выживших людей к Земле. Видения превращаются в непоколебимую уверенность, когда в конце первого сезона люди обнаруживают колыбель человечества планету Кобол, в святилище которого находится указание на местонахождение Земли. «Это правда. Священное Писание, мифы пророчества все это правда и это наше слово».
Люди
Религия людей представляет собой мягкую форму политеизма, язычества. Боги - это древние герои, предводители 12 племен избежавших катаклизма на родине богов - Коболе и основавших 12 колоний нового Кобола. Религиозность людей имеет свои особенности, которые указывают на то, что общество 12-ти колоний, не знало резкого слома традиционного мировоззрения, (такого как Новое Время в истории нашей цивилизации). Например, все бумажные документы (отчеты, карты, списки) имеют срезанные углы. Очевидно, это бумага фабричного производства. В то же время наличие удорожающей производство детали, не имеющей никакого утилитарного значения - признак отсутствия определенного стиля мышления, чего-то вроде протестантской этики.
По всей видимости, история колоний не знала религиозных войн. Даже малочисленные атеисты всего лишь высказывают предположение, что 12 богов не обладали какими-то волшебными способностями. Это не мешает им принимать участие в обрядах и молиться. Таким образом, мы видим нечто вроде гражданской религии современных США, что вкупе с высоким уровнем технического развития, оставляет любого, пропитанного современностью человека в мечтательной задумчивости.
Сайлоны разрушают мир технотронно-языческой идиллии, хотя вплоть до самого финала часть зрителей отчаянно желала чисто человеческого хэппи-энда, т. е. поражения сайлонов и восстановления прежней цивилизации. Этого не происходит и создатели сериала ясно дают понять, что такой мир не нужен Богу. «Депресняк полный - в фильме показана предсмертная гордая отрыжка человечества (его походу насмерть больная президент олицетворяет), - возмущается другой комментатор на форуме. - Где достойное сражение, где ответный победоносный удар, где разработка оружия на основе штормовой радиации (от нее вроде сайлонцы мрут как мухи)…»
Все, что есть у людей - это неясное пророчество о Земле. В условиях постоянно грозящей гибели, цейтнота и паники эта вера подвергается испытанию. Разделения в сообществе выживших, будь то выборы президента, решение остаться на планете Новая Каприка, отношение к сайлонам, в конечном итоге сводятся к тому - верит человек пророчеству или нет. Неверящие, руководствующиеся только инстинктом выживания люди, в конечном итоге принимают как религию сайлонов - понятный и простой монотеизм, так и их убеждение, что греховные и слабые люди представляют собой низшую расу в замысле Бога.
Насколько важно пророчество и следование ему даже в повседневной жизни, мы видим в эпизодах второго сезона, когда колониальный флот встречается с другим «бэттлстаром» (боевым космическим крейсером) «Пегасом». У «Пегаса» не было пророчества. Его команда и адмирал - банальные выживальщики, которые хотят лишь отомстить сайлонам. Они безжалостно расправились с «лишними ртами», разобрав на запчасти все примкнувшие гражданские корабли и оставив пассажиров умирать. В течение короткого промежутка времени рушится все, включая и дисциплину. Тоталитарный стиль управления, не отягощенный верой, моментально превращается в людоедский режим.
Демократия, в подлинном смысле этого слова, существует только благодаря следованию пророчеству. Одновременно, демократия бросает самый серьезный вызов пророчеству, даже более серьезный, чем сайлоны. Деятельность политических авантюристов Зарека, Гаеты, да и самого Балтара, была бы мгновенно пресечена в авторитарной системе. Демократия - это возможность поставить все под сомнение, но так же и возможность в ситуации глобального самоопределения нации не сваливать решение на мудрых вождей, а спросить себя и поступить, как подсказывает сердце. Только поэтому люди нашли в себе силы следовать своей вере и обрести новую Землю, преодолев, в том числе, и главного врага - желание мести сайлонам. Поймут ли это «форумные специалисты»: «Но тут появляются два клоуна, которые говорят, что мол, это геноцид, так нельзя, мы же пушистые!!! Офигеть! Бомбардировка нескольких планет с применением оружия массового поражения и полным уничтожением мирного населения - это нормальный ход, а применить оружие массового поражения в ответном ударе против военных кораблей противника - это геноцид».
Сайлоны
История сайлонов - центральная драма сериала. От людей требуется лишь верность пророчеству. От сайлонов требуется эволюционировать самым радикальным образом. История спасения остатков 12-ти колоний это лишь эпизод в серии циклических войн между людьми и сотворенными ими сайлонами. Следы этих войн остались на Коболе и на Земле. Главное отличие в том, что это должна быть последняя история.
Пятеро человекоподобных сайлонов из 13-ой земной колонии летят к остальным 12-ти чтобы предотвратить войну людей и машин. Им дана тайна или технология воскрешения, возможность переносить сознание из тела в его копию. Они дарят ее сайлонам, воюющим с людьми, чтобы те прекратили войну. Пятеро делают еще 8 человекоподобных моделей вкладывая в них некие погрешности, глюки, которые дают тем возможность испытывать подобие человеческих эмоций: любви, сострадания, злости. Цель - сблизить их с людьми насколько это возможно. С этих пор история сайлонов - это история человекоподобных моделей (skinjobs). Не обладающие человеческим обличьем «тостеры», «центурионы», - не более чем фоновые персонажи.
Бог каким-то образом участвует в создании человекоподобных сайлонов. Это часть Его плана. «Нужды убо ради, а не иного чего брак бысть. Можеше убо Бог и инем образом человечеський род умножити», - писал преподобный Иосиф Волоцкий о способе самоподдержания численности человечества. Иными словами, процесс создания разумного существа не влияет на замысел Бога о вселении души. Один из созданных сайлонов - Кэвил предъявляет претензии Пятерке за «некачественную работу», устраивает переворот и в дальнейшем руководит развитием Плана. Пятерке стирают воспоминания и отправляют на 12 колоний.
План меняется, и здесь тоже нет ничего странного. «Мы, в отличие от вас, не боимся признавать ошибки», - говорит Кэвил. Уничтожение человечества проявление ревности сайлонов. Они знают о существовании Бога и недоумевают, почему он любит таких странных созданий, погрязших во грехе, предающихся убийствам и порокам.
Странное спасение горстки людей показало, что Бог все еще любит их. Почему? Кроме того, появилось пророчество о Земле.
В ответ на это изменился и план сайлонов, они начинают играть с флотом людей в кошки-мышки, постоянно ставя его на грань уничтожения. Тут проявляется, свойственное их религиозному чувству, желание полнее исследовать механизм пророчества, вынудить Бога проявиться. Период этой извращенной теургии завершается когда происходит странное и невозможное событие - сайлонка «№8» Шэрон Валери забеременела от человека Хило Агатона.
Сайлоны восприняли это как Божий знак, что и им будет дана возможность размножаться естественным путем. Люди делаются важным элементом плана сайлонов. Правда, все последующие попытки, в том числе и насильственные, свести действия людей к нужному для сайлонов знаменателю провалились. Здесь проявляется столь же неуловимая субстанция, что и воля Божия - любовь. В прежде едином обществе сайлонов произошел раскол. Кто-то из них смог пробудить в себе заложенные при создании эмоции, другие, во главе с Кэвилом, решили вырвать тайну воскрешения силой. Теперь у них свое понятие о Боге и свои методы для того чтобы навязать его людям. Долгий путь к Земле только начинается.
Новая Земля
История обретения новой родины, сопряженная с героическими подвигами и испытаниями верности, подводит героев к очевидному краху - Земля оказывается радиоактивной пустыней с явными следами того, что 13-е племя это те же самый сайлоны.
Я бесконечно уважаю создателей сериала за то, что они нашли возможность высказать некоторые основополагающие аксиомы религиозной жизни или пути к Богу. Обычно такие вещи являются достаточно скрытыми для обыденного понимания. Казалось бы, все ясно - верь пророчеству, следуй его пути, вехи на котором расставлены вполне определенно: стрела Аполлона, око Юпитера, храм Пробуждения… что там еще? Преодолевай опасности, избавляйся от неверных и трусливых, получай заслуженную награду. В осознании этой «заслуженности» и таится подвох. Ну, получили бы колонисты прекрасную Землю, Лора Розлин стала бы великой пророчицей, а то и богиней. Тут же с полным правом на заслуженной ими Земле они принялись бы восстанавливать свою языческую цивилизацию, снова изобретать сайлонов и опять воевать с ними. Очевидно, что Бог просто «вынужден» быть нелогичным, для того чтобы люди относились к Его дарам вне категорий должного и заслуженного.
Как параллель можно привести историю жертвоприношения Авраама. Бог обещает Аврааму обширную землю и большое потомство. Хорошо. Бог дает ему сына - Исаака, для выполнения обещания. Отлично. Бог велит почти столетнему Аврааму - принести Исаака в жертву. А это что такое? А как же пророчество!!! Не пророчеством единым жив человек, а только Богом. Нужно не просто следовать букве пророчества, а постараться постичь живую волю Бога. Вот что должны были понять люди в первую очередь, когда увидели радиоактивное пепелище и кости сайлонов вместо земли обетованной.
Шок Лоры Розлин, запой Адамы, начавшийся хаос и анархия. В этой ситуации просто должно было выстрелить даже не ружье из первого акта, а целая ядерная боеголовка - религиозный идеал сайлонов, которым «мучили» зрителей все четыре сезона. «Проблема в Тебе, а не в богах, - говорил брат Кэвил. - Никто не снизойдет с небес и не поправит положение вещей. Ты должен заглянуть внутрь себя, в свою сущность, столкнуться с ней, какой бы страшной и болезненной она ни была». Функцию напоминания о том, что пророчество кончилось, а люди остались, берет на себя Ли Адама, сын командира «Battlestar Galactica» Уильяма Адамы.
Настоящая Земля открывается людям именно как незаслуженный дар. В обретении этого дара сводятся воедино все ключевые персонажи. Гера - ребенок сайлона и человека, «предатель» Балтар, Кара Трейс, последняя Пятерка, Кэвил и Бог. «Все это время действовала третья сила. Мы были свидетелями событий, которые не могли рационально постичь. Событий, которые предсказаны в пророчествах. Нам даются видения. Наши мертвые воскресают».
Это действительно новая Земля и, согласно воле авторов сериала, - наша Земля 150 000 лет назад, когда согласно генетическим данным ученых, на земле появилась «митохондриальная Ева» от которой происходит весь человеческий род. Согласно Библии прародительницей современного человечества является жена Ноя, который переплыл в ковчеге через бурное море, и наводнение, посланное Богом, чтобы уничтожить безбожную цивилизацию Ламеха и Тувалкаина, создателей искусных железных орудий.
Колонисты единогласным решением отправляют все звездолеты в Солнце и начинают новую жизнь с нуля, без техники, чтобы прервать цикл. «Наш разум всегда опережал наше сердце. Наука рвалась вперед, а душа оставалась позади. Никаких городов на этот раз. Мы начнем заново».
Создатели сериала откровенно деконструируют едва ли не основной миф современного образованного безрелигиозного человека. Миф о том, что ритм и движение технического прогресса есть самораскрытие Бога в истории. Миф о том, что человечество должно достигнуть технического могущества, позволяющего зажигать звезды, покорять галактики, создавать искусственный разум и в итоге полноправно занять место Бога. Временный скачок в 150 000 лет назад понадобился Рональду Муру чтобы показать, что это далекое прошлое человечества, пройденный этап, дурная бесконечность. Нужно заботиться о душе здесь и сейчас, потому что нам, быть может, дан последний шанс.
http://win.ru/subculture/1859.phtml