В полемике со сторонником московского централизма "деволом" (все ссылки -
отсюда) остался все же не полностью освещенным важный вопрос - об отличии "москвичей" и "москалей". Оказалось, что он порождает немалую путаницу, так что попытаюсь расставить точки над "ё".
Разница между "москвичами" и "москалями" довольно тонка - в чем-то она подобна трудноуловимой грани между "русским" и "советским" в недавней истории. Солженицын тогда указывал на это запутанное смешение - мол, весь мир восторгают "советским балетом", но пугают "русскими ракетами".
"Девол" заявляет, будто бы мы называем "москалями" всех москвичей, причем исключительно с оскорбительными целями. Это конечно полная чушь. Но она позволяет "деволам" представить дело так, будто бы московский централизм критикуют лишь какие-то "провинциальные" лузеры, не сумевшие "пробиться и закрепиться" в Москве (для "деволов" это самоочевидная жизненная цель).
Наиболее точное и всестороннее определение термина "москаль"
дал conceptualist:
Москаль - это идейный сторонник "московского проекта", т.е. политики, начатой в 14 веке московскими князьями и выдвигающей в качестве высшей цели создание, поддержание и укрепление централизованного милитаристского государства, обладающего следующими признаками:
1) как можно более широкие полномочия верховного правителя;
2) подчинение всей духовной жизни правительственной регламентации;
3) всеобщая принудительная государственная служба;
4) систематическое пренебрежение правами личности, а также нравственными и эстетическими соображениями ради увеличения военно-политической силы государства;
5) административные запреты и ограничения на культурный и экономический обмен с внешним миром;
6) высокая доля ресурсов, изымаемых у населения, поступающая в распоряжение центрального правительства;
7) столица в Москве.
Слово "москаль" появилось в Южной и Западной Руси (и в Великом княжестве Литовском, сторонником которого когда-то был нынешний московский централист "девол") в те времена, когда Москва узурпировала право говорить от имени "всех русских". Заметим, что запорожский казак Тарас Бульба, характерно выведенный у Гоголя, призывал воевать "за русских", но к "москалям" относился весьма иронично. Позднее слово "москаль" вышло за пределы того, что назвали "Украиной", и пошло гулять по всей Руси великой..
Если все-таки быть дотошными филологами, то определение "москаль" соотносится не с городом, а с системой, которая паразитирует на нем. Москва - прекрасный город, но - только до того момента, как хочет править всеми. Вот здесь эта грань - между москвичами и москалями - и пролегает. Централистская (и даже гипер-) система насела на Москву, и очень хочет ее охомутать, чтобы она забыла самое себя. Трагедия состоит в том, что жители "других регионов России" (выражаясь нынешним языком), пытаясь сопротивляться этой системе, натыкаются на ни в чем не повинных москвичей.
Так уж сложилось, что слово "москаль" стало символом этой системы. Системы, которой плевать ваще на все наши региональные различия, и желающей всех построить в единую "вертикаль". Этого и пытаются добиться "деволы", громко орущие против "ымпериализма", но на деле оправдывающие этот гиперцентрализм. Хей, "девол", Вы не состоите в "Единой России"? :)
А Москва, к тому же - старая Москва - это совсем иное. У меня есть старый приятель, шыбко-шыбко коренной москвич, который водит меня по старым улочкам и церквушкам Замоскворечья и Дмитровки, садится на скамейку, закуривает и выдыхает: "Блядь, как же эти москали заебали! Ну ладно, теперь это их город, дык дали бы спокойно помереть!" - "Подожди, "москали" - это москвичи?" - "Да нихуя не москвичи, а которые власть свою держат тут".
Так вот - моим друзьям я просто так помереть не дам. Я очень люблю нашу старую милую Москву. Но вместе с тем - отлично понимаю, что выбор жёсток: либо спасти это почти разрушенное великолепие, либо - оставаться гиперцентром всея Руси. Либо сохранить свою уникальную культуру - либо быть пожранным "центром". А его пожрут, не волнуйтесь - еще пара поколений, и Нью-Йорк будет хвастаться традицией, более глубокой, чем Москва...
Так что, пока это не произошло, рекомендую своим друзьям провести жесткое разделение на москвичей и москалей. Еще раз: первые любят этот город, вторые (как рекомендует "девол") - хотят в нем "закрепиться".
Я же предупреждал - грань тонкая, не все ее адекватно поймут...
Что же касается сетевого русского будущего, то в нем (сорри за автоцитату, но
RUТОПИЯ и для меня очень важна, и там сказано многое). Там
кстати, вполне найдется место и «коренной» Москве, чья древняя культурная самобытность также была растоптана этой угнездившейся в ней гиперцентралистской властью. Но это во многом зависит от способности самих москвичей отличать эту свою самобытность, распространяемую только на себя, от ордынско-имперской идеологии, которая веками навязывала регионам именно «московский стандарт» в качестве «общероссийского».
Не хватит ли? Думайте, господа. Раскланиваюсь... впрочем
P.S. Поелику нашего оппонента понесло шыбко круто, и он считает для себя возможным прибегать к угрозам:
И поэтому если в РФ начнется какая-нибудь вакханалия, в которой будут замешаны эти мрази, я первым возьму ствол и влеплю им маслину в лоб. - могу сообщить, что из
столицы мира к нему также могут заехать ребята, найти его в Москве (несмотря на то, что он как некто скрывает свою фамилию) и вежливо узнать - отчего это он называет русских, живущих за пределами МКАД, невежливым римским словом "provinciales".