Летящий над Севастополем

Sep 23, 2012 20:10

Проживали мы тогда на ул. Пластунской, недалеко от третьего бастиона. Часто спускались по сливным канавам (вонючке) на площадь Ревякина, а там садились на троллейбус.  Я уже давно заметил смотрящее в сторону бухты дуло нашего танка, но на все уговоры подняться к нему получал отмашки...

И вот собрались однажды пацаны слазить на Красную горку и прихватили меня с собой. Балка, площадь, ступеньки. Через пять минут мы уже стояли на крыше танка. И не просто какой-нибудь модели, а настоящего, боевого! Впереди растянулась длинная севастопольская бухта, где-то внизу шумел транспорт. А наши мысли были об одном - через отверстие в днище попасть внутрь машины. Пара акробатических пируэтов - и вуаля! В тесной "коморке" было два сиденья, работали педали с рычагами. Счастье продолжалось недолго. Радостные голоса привлекли чужое внимание. Нас прогнали со словами: "Чтоб я вас здесь больше не видел! А-то уши поотрываю!"

На это место я вернулся много лет спустя. Внимательно осмотрел все детали танка. Заметил сварочные швы на крышках люков и баки по бокам. Под днищем валялась гора мусора, а внутри блестели пивные бутылки - следы цивилизации. Я присел на краешек постамента, задумался. И тут появились мои "помощники" - Карина и её младший брат Антон.





Советский средний танк Т-34 периода Великой Отечественной войны, выпускался серийно с 1940 года, и с 1944 года стал основным танком Красной Армии.
 Разработан в харьковском конструкторским бюро под руководством М. И. Кошкина. С 1942 по 1945 годы основное крупносерийное производство было развёрнуто на мощных машиностроительных заводах Урала и Сибири, и продолжалось в послевоенные годы. Ведущим заводом по модифицированию Т-34 являлся Уральский танковый завод № 183. Последняя модификация (Т-34-85мм) состоит на вооружении некоторых стран и по сей день.
 Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 был признан рядом специалистов и военных экспертов лучшим танком Второй мировой войны. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, тактическими, баллистическими, эксплуатационными, ходовыми и технологическими характеристиками.



Давайте ознакомимся с заметными невооруженным глазом деталями подробнее:

Башня танка шестигранная литая, продолговатой формы ("гайка") с цилиндрическим основанием. Она установлена на шариковой опоре над боевым отделением корпуса. В ней устанавливают вооружение, размещают боеприпасы, приборы наблюдения. Вращающаяся башня позволяет вести из пушки и пулемёта круговой обстрел. В башне располагаются командир танка и башенный стрелок.



Крыша башни представляет собой плоский броневой лист, приваренный к корпусу башни. В ней имеются четыре выреза. В передней части крыши в круглом отверстии устанавливают перископический прицел ПТ-4-7, закрытый сверху броневой защитой. В средней части крыши оборудовано два люка-для входа и выхода экипажа, Между ними помещена съёмная перемычка, позволяющая вынимать через люки бортовые топливные баки, не снимая башни. В задней части крыши имеется люк  для вентиляции с отбуртованными вверх краями. Люк закрыт приваренной сверху крышкой с четырьмя вырезами для прохода воздуха. На моделях 1943 года к башне и корпусу стали приваривать поручни для десанта.



Крышки люков крепятся к крыше башни при помощи шарнирных петель  с захватами, удерживающими их в открытом положении. Для надежности удержания открытых крышек при движении танка установлен резиновый буфер. Крышки люков запираются замками. Снаружи замок если он не застопорен, отпирается ключом. Если же он застопорен, то отпереть его снаружи невозможно. Для облегчения открывания крышек последние уравновешены пружиной. Все движущиеся части нашего танка прихвачены сваркой.



Танковый перископический панорамный прицел ПТ-4-7  установлен на крыше башни - в левой передней его части; служит он для прицеливания при стрельбе из пушки или спаренного с ней пулемёта и для кругового наблюдения из танка. При помощи специального шарнирного привода перископический прицел соединяется о пушкой так, что при работе подъёмным механизмом оптическая ось прицела и ось канала ствола орудия наклоняются на один и тот же угол к горизонту. Поворотная часть прицела, выступающая над крышей башни, защищена от поражения ружейно-пулемётным огнем и осколками снарядов вращающимся броневым колпаком.

Качество оптического оборудования танка Т-34 уступало качеству оборудования немецких танков. Танки, уходившие в бой прямо с конвейера Сталинградского тракторного завода осенью 1942 года, часто вообще не имели прицелов. Они могли стрелять только прямой наводкой. Прицеливание осуществлялось заряжающим прямо через ствол. Для наблюдения за окружающей местностью командир и заряжающий использовали перископ. Но из-за вызванного войной дефицита часто перископы для заряжающих не устанавливались. Поле зрения перископа было очень узким, и его не могли увеличить отверстия в броне, сделанные на уровне плеч командира и заряжающего.




Танк вооружен 76-мм танковой пушкой Ф-34 и двумя танковыми пулемётами ДТ. Один из них спаривается с пушкой, другой находится в носовой части танка. Пушка Ф-34 устанавливалась на танки Т-34, бронекатера и бронепоезда, став одним из самых массовых советских орудий времён войны. На начало 1941 года, она не имела аналогов среди зарубежных серийных танковых орудий по мощности. Баллистические характеристики орудия  до конца 1942 года позволяли успешно бороться с немецкой бронетехникой.

Боекомплект орудия на Т-34 выпуска 1940-1942 годов состоял из 77 выстрелов, размещавшихся в чемоданах на полу боевого отделения и в укладках на его стенках. На моделях выпуска 1942-1944 года с «улучшенной башней», боекомплект был увеличен до 100 выстрелов. В боекомплект могли входить выстрелы с калиберными, подкалиберными бронебойными, осколочно-фугасными, шрапнельными и картечными снарядами.




Броневую защиту пушки (маску) надевают на направляющую часть муфты и крепят к ней шестью, болтами , закрывая выступающую из башни часть люльки. В отдельных случаях, в зависимости от условий производства, броневая защита может быть и сварной.




Для увеличения запаса хода по бокам  установлены два дополнительных топливных бака обшей емкостью 270 литров;



Севастопольский танк как-будто взлетает со своего постамента. Обратите внимание на изменения внешнего вида 1963-2012



От него открываются красивые виды на бухту и железнодорожный вокзал (кликабельно)




Любопытная Карина все время расспрашивает об истории памятника, чтобы отличиться на уроке по краеведению.




В конце-концов пришлось рассказать и о потайном ходе. Разведчика  уговаривать не пришлось




он быстро нырнул в люк



М-да. Внутри ничего уже не осталось от сидений и рычагов. Но сколько здесь воспоминаний!




Экипаж танка - командир взвода старший лейтенант В.И. Лукьяненко, механик-водитель старшина А.И. Лабынцев, командир башни младший сержант И.М. Солохин, стрелок-радист старшина В.А. Гарбылев - пал смертью храбрых при освобождении города в мае 1944 года. По наиболее распространенной доселе версии, он подорвался на мине. Львовский военный историк Олег Вус осмотрел танк самым тщательным образом. На лобовой части, бортах и корме корпуса не видно ни одной пробоины. А резиновые бандажи на катках сильно обгорели, отсутствует заглушка над стрелком-радистом, бронеколпак орудийного прицела ПТ-4-7 вывернут назад. Обследуя днище танка, историк обнаружил, что часть нижнего листа под башней надорвана и отогнута вниз, а под моторным отделением бронелист в двух местах собрался в огромные “сталактиты”. Какая же температура была в танке, какой силы пожар бушевал в нем, чтобы начала плавится толстая броня? Что случилось с “тридцатьчетверкой”? Ответ на эти вопросы дал осмотр переднего нижнего листа корпуса. Заглянув под него, исследователь увидел зияющую пустоту вместо аварийного люка стрелка-радиста. Вырвана была и часть днища, примыкавшая к люку. Основание педалей механика-водителя лежало на рабочем месте радиста. Один из бортовых топливных баков находился под башней. Туда же, по направлению к лопнувшему нижнему бронелисту, свисало боевое ограждение пушки Ф-34, а сквозь проломленную перегородку фонарь высветил разбитый и обгорелый дизельный двигатель. Напрашивался вывод, что танк наехал на мину. Однако этому противоречил факт абсолютной исправности ходовой части, гусениц и передних катков, которые должны были пострадать при взрыве мины в первую очередь.




Скорее всего, по танку в упор открыли огонь замаскированные самоходки и противотанковые пушки немцев.

Прицел немецкого наводчика был точен: бронебойный снаряд попал в аварийный люк стрелка-радиста на днище машины. Динамика заброневого действия была ужасной. Выбив крышку люка, болванка, сокрушая все на своем пути, разбила “чемоданы” боеукладки и, вызвав детонацию неизрасходованных снарядов, пошла в моторное отделение, разрушая дизельный двигатель. Хлынуло топливо из разбитых баков, и в танке начался пожар. Он был такой силы, что плавилась даже броня. Загорелась и расплавилась часть двигателя. 


Все произошло в доли секунды, экипаж "тридцатьчетверки" погиб почти мгновенно.



Первоначально, на памятнике была укреплена бронзовая мемориальная доска, она не сохранилась. А 9 мая 1979 г., в дни празднования 35-летия освобождения Севастополя, была установлена новая гранитная мемориальная доска с надписью: «Героям-танкистам 85-го отдельного танкового Севастопольского Краснознаменного орденов Суворова и Кутузова полка, павшим в борьбе за освобождение города-героя Севастополя 7-12 мая 1944 года». Перечислены 24 фамилии похороненных здесь танкистов.



Шефствует над памятником ОАО «Энергетическая компания «Севастопольэнерго» и школа"№18.



Это памятник всем танкистам, погибшим в боях за Севастополь.



Возвращается из дырки перепачканный мечтатель Антошка. "Игрушечный" танк кажется ему таким огромным, загадочным, местами  страшным. Он все время хочет завести машину, повернуть башню, выстрелить из пушки, что-то там  колотит.



- Ты же знаешь, как его сюда притащили? Как он с горки катился?

- Угу.... но его можно починить и бабахнуть!



Открывает коробочку с инструментом.



наводит башню



и бабахает!




Однажды я приведу на это место собственных детишек. Расскажу им о подвигах героев-танкистов - освободителей Севастополя. Поведаю захватывающую историю ожившего танка, на котором катался простой севастопольский мальчишка. А они покрутят недоверчиво головами. На этот случай у меня будет одно стихотворение:

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами - не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют...

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит - не выглянуть из башен, -
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, - столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
- Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал...
Я подползал, они вон там, в саду...
- Да где же, где?.. - А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. - Влезай сюда, дружище! -
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка - мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.

Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! -
И руку, как товарищу, пожал...

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить...



Спасибо Антон! Спасибо Карина! Своим присутствием вы оживили мой рассказ!

До новых встреч!

История Севастополя

Previous post Next post
Up