Закончился третий сезон сериала The Walking Dead - одного из самых резонансных зомби-произведений последних лет. Чем он так всем запомнился и почему его стоит продолжить (или начать) смотреть несмотря на абсолютно провальный финал сезона?
Хороший, плохой, мертвые
Вспомним, как все начиналось. Помощник шерифа Рик Граймс, получив серьезное ранение в перестрелке с бандитами, на неопределенно долгое время оказывается в коме, а очнувшись из нее, обнаруживает себя посреди свирепствующего уже не первый день зомби-апокалипсиса. Не найдя дома семьи, он оперативно приводит себя в порядок, облачается в полицейскую форму с фирменной широкополой шляпой и отправляется на поиски родных в Атланту - где, по слухам, правительство организовало убежище. Картинно въезжая в город на красивом гнедом коне (несколько лет назад постеры с изображением этой сцены облетели весь интернет), Рик еще не подозревает о том, что Атланта уже давно захвачена толпами мертвецов, и что в ближайшее время ему придется спасаться от них в брошенном солдатами танке. Из этой щекотливой ситуации полицейского выручает группа рыскавших поблизости других выживших - и они же приводят его к жене и сыну: оказывается, что все они обитают в одном лагере неподалеку от города. Воссоединившись с семьей, Рик берет на себя роль лидера новообразовавшейся общины и через боль, кровь, ошибки и страдания ведет их к дальнейшему выживанию в безжалостном озлобившемся мире, где опасность исходит не только и не столько от ходячих мертвецов, но и от других людей.
Главный сценарист и режиссер первого сезона сериала Фрэнк Дарабонт снял его с использованием элементов сразу нескольких американских гранд-жанров - вестерна, драмы о разделенной семье, роуд-муви и постапокалиптического хорорра. И хотя режиссурой всех шести серий занимались шесть разных человек, у Дарабонта получился на удивление цельный, захватывающий и местами по-настоящему страшный зомби-эпик, реабилитировавший живых мертвецов как все еще страшных монстров после того позора и осмеяния, которому их предали в пародийных фильмах предшествующих лет (“Shaun of the Dead”, “Zombieland”).
Первый сезон задал высокую планку качества сериалу (да и по большому счету и всем будущим ТВ-хоррорам), удержать которую второму сезону оказалось не под силу. Из-за конфликта на почве сокращенного финансирования съемочную команду покинул Дарабонт, и его сменил Глен Маззара - сценарист одного из эпизодов первого сезона. Урезание бюджета и уход Дарабонта нанесли сериалу серьезный удар - темп повествования сильно просел, количество экшен-сцен резко уменьшилось, а основным занятием выживших стало не собственно выживание, а выяснение отношений друг с другом. И хотя следить за развитием характеров персонажей само по себе было довольно интересным занятием, стало очевидно, что сериал нуждается в хорошей встряске.
К счастью, в конце второго сезона она все же случилась. Несколько бесконечно долгих месяцев на безопасной (относительно безопасной, как выяснилось) ферме закончились рядом трагедий, и группа Рика вынуждена была переселиться в место с чуть менее идиллическим антуражем, но зато гораздо лучше защищенное - окружную тюрьму. После чего, стоило им только облагородить и обезопасить ее, они вступают в конфликт с соседним поселением Вудберри, которым управляет харизматичный, но крайне подозрительный тип по прозвищу «Губернатор». Двое лидеров, отринувших принципы демократии за неэффективностью и медленно, но уверенно дрейфующие в сторону кромешного безумия, Рик и Губернатор сходятся в схватке, ставка в которой - выживание их сообществ. На протяжении всего сезона обстановка накаляется все сильнее, и накопившееся напряжение неизбежно должно было привести к вооруженному столкновению с летальным исходом для одной из сторон - именно к такому исходу вела логика развития событий. Что произошло на самом деле и что не так с финалом - во второй части текста, которую не рекомендуется читать только тем, кто сериал уже посмотрел, бросил смотреть или вообще не собирается этого делать. Иными словами - читайте на свой страх и риск и остерегайтесь спойлеров!
У The Walking Dead было немало слабых моментов и скучных или даже откровенно неудачных эпизодов, но что его создателям всегда удавалось блестяще - так это завершать сюжетные линии, как основные, так и побочные. Долгие поиски пропавшей девочки по имени София закончились тем, что ее все-таки нашли - и эта сцена стала одной из самых пронзительных в сериале. Целый сезон, проведенный на осточертевшей ферме Хершела, заканчивается тем, что осточертевшая ферма Хершела сгорает дотла, а вместе с ней исчезают и все наименее интересные персонажи. Наконец, даже совершенно нелепая серия, в которой прожженный циник Мерл Диксон внезапно решает стать хорошим парнем и погибает, обретает потрясающее окончание, когда его рыдающий брат Дэррел засаживает ему ножом промеж глаз. От финала сверхнапряженного третьего сезона вправе было ожидать не меньшего.
Но финал выдался разочаровывающим. В отсутствии экшена его не упрекнешь - перестрелок и взрывов было более чем достаточно - но осмысленность этого экшена оставляла желать лучшего. Так энергично начавшийся штурм тюрьмы закончился абсурдом: не встретив никакого сопротивления, армия Губернатора всей толпой углубилась внутрь здания, совершенно не предполагая, что это может быть ловушкой. Так оно и оказалось: взорвались светошумовые гранаты, зазвучала сирена, привлекшая в помещение орды мертвяков, запаниковавшая «армия» побежала обратно к машинам, на которых так эффектно, в духе Call of Duty, разнесла полтюрьмы несколькими минутами ранее. Притаившиеся в укромных уголках Гленн и Мегги открыли по отступающим огонь, но каким-то необъяснимым образом никого не сумели подстрелить. Так бы эта эпическая битва, которая назревала весь сезон, и окончилась совершенно бескровно, если бы спрятавшийся в лесу Карл не пристрелил одного сдающегося в плен нападавшего, который замешкался, сдавая оружие.
То, что произошло дальше, вообще не имеет никакого логического объяснения. Губернатор остановил свой бегущий с боя отряд и приказал идти в повторную атаку, от чего люди вполне резонно отказались, потому что отпор в тюрьме они получили, в общем, серьезный и, впервые столкнувшись с реальными боевыми действиями, осознали, что овчинка выделки не стоит. Что тогда сделал Губернатор? Просто взял и расстрелял всю свою армию из автомата. Не показательно пристрелил одного-двух человек в целях укрепления боевого духа, а всех. Что делали эти полтора-два десятка до зубов вооруженных людей, пока их расстреливали? Это осталось за кадром (камера сосредоточилась на Губернаторе), но можно предположить, что они просто бегали и размахивали руками - потому что ни одного ответного выстрела сделано не было. Ничего не предприняли и двое наиболее близких соратников Губернатора, которые молча стояли с потрясенным видом, не пытаясь его остановить. А ведь их психическое здоровье наверняка не было до такой степени расшатанным, как у Губернатора, недавно лишившегося глаза и зомби-дочери (и в качестве хобби коллекционирующего зомби-головы).
Безусловно, это была очень впечатляющая сцена, но еще больше - обескураживающая. Зачем было превращать Губернатора, в целом довольно интересного и правдоподобного антагониста, в настолько карикатурного злодея? Ведь разница между ним и Риком была по большому счету не такой уж и сильной. У обоих за плечами немало трудных решений и морально небезупречных поступков (да, Губернатор и его банда как-то расстреляли доблестных американских солдат ради их арсенала; но чем был лучше Рик, когда отказался принимать в их общину нескольких выживших или когда обрек на верную смерть встреченного им путешественника?); оба прошли через потерю близких и были на грани умопомешательства (причем Рик был к ней даже ближе). Вот эта моральная амбивалентность сериала и составляла немалую долю его шарма. Противостояние тюрьмы и Вудберри не было противостоянием «плохих» и «хороших» - это было противостояние двух конкурирующих группировок, победить в котором должны были сильнейшие. И чем все закончилось? Группа Рика окончательно превратилась в безоговорочно хороших - накануне битвы Рик отказался от авторитарного стиля управления и учредил в коммуне демократию, а после битвы еще и принял уцелевших вудберовчан - преимущественно не могущих самостоятельно за себя постоять стариков и детей - к себе; Губернатор же, до того вполне искренне радеющий о благе своих людей, на ровном месте съехал с катушек, устроил расстрел и укатил в закат. Вместо того чтобы честно закрыть сюжетную линию Губернатора, создатели сериала ставят на ней жирный вопросительный знак и максимально очерняют персонаж, превращая его в подобие комиксового суперзлодея. Так к концу третьего сезона серьезная зомби-драма превратилась в гротескный зомби-комикс.
Однако есть по меньшей мере два обстоятельства, которые позволяют надеяться, что в четвертом сезоне The Walking Dead не угаснет окончательно. Во-первых, уже стало известно, что ответственный за второй и третий сезоны Глен Маззара ушел в отставку и его заменит исполнительный продюсер Скотт Джимпл. Во-вторых, кажется, наконец завершилась вялотекущая трансформация Карла из персонажа, призванного создавать нелепые и опасные ситуации ради появления в кадре экшена, в крутого хладнокровного героя, способного принимать трудные решения и не рефлексировать по поводу и без. Кем в конце концов станет этот ребенок, переживший смерть матери и не раз стрелявший в людей (не говоря уже о десятках убитых им зомби), остается только догадываться - не исключено, что у Губернатора появится достойный противник (или смена). The Walking Dead очень долга была историей Рика - и не пора ли ему стать историей Карла?