Попробовал разобрать материалы по фильму "Космическая одиссея", бессистемно выложенные на сайте Дугласа Трамбла.
До
книжек пока не добрался, так что где-то могу допустить ошибку.
Часть картинок идентифицируется легко:
Фотографии с площадки
Невесомость по Клушанцеву
Кубрик
Вроде бы вон тот в синем пиджачке
По этому пандусу Кубрик сам таскал на плече дуру Super Panavision 70
Эскизы, раскадровки
Над монолитом ("Дискавери" с солнечными батареями или парусами подсказали в коментах - с радиаторами)
Графика для многочисленных "LCD панелей", которую Дуглас Трамбл рисовал вручную шесть месяцев.
ХАЛ допускает ошибку в описании шахматной партии
Схемы "неисправного" блока
На каждый монитор графика проецировалась изнутри проектором
16мм пленка для проекции на монитор лунного автобуса
Макеты
Удивительно, но в этом революционном фильме применялись устаревшие на тот момент технологии. Хромакея, применяемого с 40-х годов, в нём принципиально нет. Не говоря уже про
"компьютерный видеоарт". Макеты снимались методом многократной экспозиции (который применял еще Мельес), после чего кадры печатались на фотобумаге, вырезались и двигались на самодельном мультстанке. Новшеством был моушн-контроль, собраный из электромотора и автомобильной коробки передач, позволявший камере точно повторять движение несколько раз.
Фон
Похоже на вырезанную фотографию для анимации
Тесты/образцы (?)
Кадр 70мм
Маска для впечатывания фона в окна
Экран для фронтпроекции на основе светоотражающего материала scotchlite (технический "Оскар" 1968 года)
Применялся здесь:
И, вероятно, в космических сценах:
Кубрик и тут предпочел не использовать хромакей, выбрав улучшеный вариант старой технологии.
Для сравнения - создатели продолжения наступили на все обойденные Кубриком грабли - потеря контрастности, несовпадение цвета, синий контур.
Какие-то рабочие пленки. На 70мм не похоже, вероятно
35mm Super Panavision 70 Reduction Print. Луны в окнах еще нет.
Химические реакции были первым, что снял Кубрик для будущего фильма
"Звездные врата". Съемка по технологии slit-scan велась на том же мультстанке, съемка одного монтажного кадра занимала несколько дней
Отснятая секвенция проецировался на грань пластикового октаэдра, остальные грани не были освещены и не экспонировались. После покадровой съемки плёнка отматывалась назад, проекция перемещалась на другую грань и съемка повторялась. Еще несколько дней.
После этого необходимо было совместить все элементы в оптическом принтере или на мультстанке.
Итого недели и месяцы работы. Это вам не афтер ротобрашем ковырять.
Дальше можно только гадать.
3D графика 1968 года?
Эскиз того, что будет с мозгом зрителя, досидевшего до конца фильма??
Водитель черного монолита???
К счастью, на том же сайте дается надежда на то, что скоро некоторые из этих загадок разрешатся. В
разделе видео есть трейлер большого документального фильма о съемке "Космической одиссеи".
Click to view
До сих пор был только
вот этот диск, и внимания на нем достойны только короткий фильм шестидесятых годов "2001: A Space Odyssey - Look Behind the Future", ролик "2001: FX and Early Conceptual Artwork", в котором Дуглас Трамбл говорит о спецеффектах, а жена Кубрика показывает ранние эскизы к фильму, и часовое интервью Кубрика без изображения. Всё остальное - водянистые монологи о величии и предвидении.
Добавлю материалы из других источников, пусть всё будет вместе.
Рисунки с
выставки в оксфорде:
discovery-life-support-pods
discovery-prototype
pod
space-station
helmet
spacesuit
С сайта
http://www.underview.com Orion docking
Moon base
Space station
TMA-1
Disсovery
SKETCHES BY ROBERT MCCALL
Футуристический продакт-плейсмент:
Столовые приборы
by Arne Jacobsen Кресла "Djinn"
Olivier Mourgue, 1965 Часы
Hamilton Серийная версия, выпущеная после фильма:
Ручки
Parker Atomic (It is equipped with a tiny isotopic packet within the pen to produce power which is then converted to heat. This varies the flow of the pen's ink supply so that the writer can produce a wide range of line densities, from barely visible to strikingly embossed - a feature required by the addition of a third dimension to handwriting that Parker pundits think might develop during the next three decades)
Chromatic (It mixes writing fluids to produce a full range of colors and shades. At the touch of a button, the writer can produce a variety of colors to lend emphasis to his thoughts as he expresses them on the page)
Robo-Pen (Is controlled by the user's voice - dictate a letter and the pen will automatically write it)
Камбуз от Whirlpool
"Smart ring" American Express
Скайп от Bell Telephone
Айфон от Honeywell