Королева без короны. Часть 2.

Mar 13, 2012 19:40

Элизабет Кристина Брауншвайг-Вольфенбюттельская (1715-1797) и ее супруг Фридрих Великий (1712-1786). Окончание. Начало было здесь. «Король умер. Да здравствует король!» Дни 51-летнего "короля-солдата" Фридриха Вильгельма были сочтены...Давал о себе знать нездоровый образ жизни в течение многих лет...Короля-солдата мучала подагра и частые сердечные приступы. На смертном одре он букально вырвал из уст своего сына и наследника Фрица клятву не разводиться с женой (наверное, зная своего сына, он уже подозревал, что этот брак в опасности.). Первое письмо новоиспеченного короля Фридриха Второго (теперь буду Фрица так называть) супруге: «Мадам! Его величество король скончались вчера в три часа пополудни. Вы не можете себе представить, какой мужественной была его кончина. Его величество также возносили молитвы о Вас, что живо тронуло всех нас. Просьба явиться в Берлин в среду или четверг. По прибытии Вам надлежит нанести визит королеве-матери и, в случае, если я буду находиться в Шарлотенбурге, без промедления отправиться туда. У меня больше нет времени писать. Адье. Фрèдèрик.» Сухой деловой тон этого короткого послания заставил Элизабет Кристину сжаться от недоброго предчувствия. Пока она была на пути в Берлин, новоиспеченный 28-летний король Фридрих Второй явился народу, презентируя себя с балкона дворца во всей своей красе - черные ботфорты, голубой бархатный камзол, шелковая блуза с тонкими кружевами на воротнике и рукавах, напудренный парик и черная треугольная шляпа с серебряным галуном. Внешний вид нового короля вкупе с его величественной осанкой и твердой четкой дикцией производил неотразимое впечатление на подданых. Молодой король тут же дал понять, что и стиль его правления будет тоже иным. Первыми же указами Фридриха Второго были указ об отмене пыток, а также указ о свободе вероисповедания. Он быстро прослыл «просвещенным монархом» и снискал похвалу и восторг европейских (в особенности французских) просветителей. А что же молодая королева? Хотя фрейлины стали обращаться к ней «Ваше величество», но вскоре всем стало ясно, что королевой Пруссии Элизабет Кристина являлась только номинально. С первого же дня восхождения на прусский престол Фридрих стал держать супругу в отдалении. Первой дамой при дворе отныне была королева-мать София Доротея или одна из его сестер. Таковым было желание короля. По приказу короля Элизабет Кристине надлежало теперь все время пребывать в замке Шёнхаузен. Замок Шёнхаузен - место изгнания прусской королевы Элизабет Кристины:
С тех пор Элизабет Кристина очень редко видела своего супруга. В первый же год своего правления Фридрих неожиданно для всех вступил войну с габсбургской правительницей Марией-Терезией. Война с перерывами длилась четыре года и закончилась весьма выгодно для Пруссии - Фридрих получил территорию Силезии, тем самым значительно увеличив территорию своего королевства. Я немеренно не буду подробно останавливаться на военных успехах и завоеваниях Фридриха, ведь об этом написаны ТОМА. Это классика военной истории!  Ну только приходится упомянуть то, что важно для смысла топика. А вообще хотелось бы посвятить топик частной жизни Фридриха, Элизабет Кристины и их неудачному браку. Элизабет Кристина следила за военными действиями в Силезии со смешанными чувствами. С одной стороны она гордилась военными успехами Фридриха, а с другой стороны Мария-Терезия ведь была ее кузина! Когда Элизабет Кристине стало известно о заговоре австрийских агентов в Берлине против ее супруга, она без промедления предупредила его об опасности. Но в ответ она получила лишь вежливое нейтральное письмо. «Мадам! Я бесконечно Вам благодарен за важное известие и Вашу верность. Каждый, кто Вас знает, не может не любить Вас. Доброта Вашего сердца заслуживает уважения.»
Упоминание о любви показалось Элизабет Кристине добрым предзнаменованием...Но ее ожидания были напрасными, ее постигло разочарование....Вернувшись с войны, Фридрих поехал прямиком в Шарлотенбург, даже не посетив свою супругу. Во время своего правления Фридрих вечно с кем-то воевал. Он был постоянно в гуще европейских событий. То он заключал союз с французами - против англичан, русских и австрийцев. Потом - союз с англичанами - против русских и австрийцев. А позже пруссаки вместе с русскими двинули свои войска против австрийцев... После семилетней войны Берлин отряхнул с себя свое провинциальное прошлое и встал в один ряд с Парижем, Лондоном, Веной и Санкт-Петербургом. Теперь Пруссия входила в пятерку сильнейших держав Европы. С Пруссией стали считаться! (Его отец наверняка радовался успехам сына с того света!) И тот факт, что Фридрих был одним из последних (и единственных на то время) монархов, которые лично участвовали в битвах и сами вели своих солдат в бой, покрыл его имя неувядаемой славой и принес большую популярность в народе.
В народе его любовно называли "Старый Фриц". Центром культурной и духовной жизни Пруссии стал потсдамский дворец Сансуси (по-французски «без забот»), в стиле рококо. План Сансуси был разработан лично Фридрихом и воплощен в жизнь архитектором Кнобельсдорффом. Сансуси:
Сансуси призван был стать (и стал!) убежищем для Фридриха, в котором он отдыхал от государственных забот и шумного Берлина. Все здесь должно было располагать к душевной гермонии и радовать глаз.
Двор Фридриха в Сансуси славился на всю Европу своими «круглыми столами», где собирались самые интересные люди Пруссии и Европы - ученые, философы, поэты, музыканты. Однажды по приглашению Фридриха в Сансуси прибыл Вольтер (с ним короля связывала многолетняя переписка, которая впоследствии издана несколькими томами). Фридрих с Вольтером в Сансуси:
Только избранные приглашались в святую святых Сансуси - Мраморный зал, где и проходили заседания «круглого стола». Женщины в Сансуси допускались редко... Мраморный зал дворца Сансуси:
Круглый стол:
В Сануси устраивались театральные представления и концерты...Кстати король не только иногда выступал перед публикой, но и написал сотню сонат для флейты и клавесина, а также четыре симфонии. Вот, например, как звучит одна из сочиненных им симфоний. Неплохо, а? Фридрих играет на флейте:
Говорят, он был самым искусным флейтистом того времени! Йоганн Себастьян Бах дает концерт при дворе Фридриха:
Фридрих приглашал в Сансуси со всех концов Европы лучших певцов, актеров и танцоров. Настоящий фурор произвела в 1744 году итальянская танцовщица Барбара Кампанини (сценический псевдоним "Ла Барбарина"), удостоившая своим посещением прусский двор. Король был в восторге от нее и охотно проводил время в ее обществе. Есть факты, что у них была кратковременная любовная связь. Также он был страстным поклонником актрисы Гертруды Шмеллинг. Фридрих и Барбарина:
Историки и психологи до сих пор не могут придти к единому мнению по поводу «сексуальной ориентации» Фридриха Великого. Ему часто приписывают связи с мужчинами, и даже якобы есть факты...Возможно...Но достоверно известно также, что у него были связи и с женщинами. Пока Фридрих развлекался в Сансуси в обществе интересный людей, королева Пруссии Элизабет Кристина проводила свои дни в замке Шёнхаузен. Ее единственной близкой подругой была придворная дама графиня фон Камас. Ее дни были наполнены бесконечным ожиданием. Она чувствовала себя заживо погребенной. (из письма брату) «Я совсем одна в этом старом замке, как затворница, в то время как другие люди радуются жизни и развлекаются. Мои дни заполнены чтением, работой и музыкой, а день, когда приходит письмо от Вас, для меня настоящий праздник....» Элизабет Кристина не имела права покидать замок без позволения супруга. Она была наслышана о чудесном замке Сансуси, но ей никогда не довелось там побывать. (из письма брату) «Говорят, дворец Сансуси это нечто волшебное. Как счастливы те, которые могут там бывать! Но не роскошь и блеск дворца влекут меня туда, а мой любимый король, который там живет. Почему все так получилось? Чем я заслужила опалу и потеряла милость Его величества? Ах, как я была счастлива в Райнсбурге...Но мое сердце будет всегда биться для Него, и я всегда буду надеяться на лучшее. И только эта надежда дает мне силы жить...» Но Элизабет Кристина являлась «персоной нон грата» не только в Сансуси, но и в остальных сферах придворной жизни. О ней будто забыли, будто бы ее и не было вовсе... Элизабет Кристина:
Однажды летом 1747 года молодая королева, услышав, что король вместе  с матерью, братьями и сестрами планируют отправиться в развлекательную прогулку в Ораниенбург, не выдержала мук своего 7-летнего заточения..... И так как ей никто не прислал приглашения, она, преодолев свою гордость, написала своему супругу следующие строки: «Ваше Величество! Я была бы счастлива тоже посетить Ораниенбург и иметь счастье наслаждаться Вашим обществом! В остальном я покоряюсь Вашей воле, которая для меня является высшим законом. Но для меня просто невыносимо жить в постоянной разлуке с Вами...» По словам придворной дамы Элизабет Кристина впоследствии очень жалела, что написала это письмо. Потому что она не получила на него никакого ответа, и оттого это было еще более унизительным для нее.... Больше она никогда никуда не напрашивалась. Она просто ждала своего Короля, всю жизнь...Но в большинстве случаев напрасно...Изредка король извещал супругу о предстоящем визите. Элизабет Кристина готовилась к визиту, как к большому празднику, наряжалась в лучшие туалеты, доставала свои драгоценности, заставляла камеристку делать модную прическу...Ее сердце взволновано билось в предвкушении счастливого момента, она считала часы ...Но в большинстве случаев накануне визита король присылал гонца с извещением, что неотложные дела заставляют его отменить визит. И снова тягостное ожидание... Она завидовала другим европейским королевам. Пусть их мужья, как правило, имели любовниц и фавориток (а часто и целые гаремы!). Но утешением для них были хотя бы их дети, а Элизабет Кристине не дано было познать радость материнства.... В чем кроется тайна такого отношения Фридриха к своей супруге? Многие утверждают, что он был женоненавистником. Но ведь, как показывают его отношения к актрисам и танцовщицами, он запросто мог быть галантным кавалером и ценителем женской красоты. Правда, танцовщица «Барбарина», с которой у короля была кратковременная связь, с ее горячим темпераментом и необузданностью была полной противоположностью покорной застенчивой Элизабет Кристине. Фридрих однозначно предпочитал тип сильной женщины, какими были его мать, старшая сестра Вильгельмина, также его младшая сестра Ульрика, королева Швеции. Он также уважал своего врага, габсбургскую императрицу Марию-Терезию. Наверное, самый известный портрет Фридриха Великого, кисти Антона Граффа:
Стоит заметить, что во время правления Фридриха Великого почти вся Европа была прочно «в женских руках». В России на троне почти весь 18 век сидели царицы, империей Габсбургов правила Мария-Терезия, а во Франции мадам Помпадур искусно плела сети политических интриг. Царицу Екатерину Фридрих называл «Северной Мессалиной», мадам Помпадур - «шлюхой», и только о Марии-Терезии говорил с уважением и почтением (правда, это не мешало ему "оттяпывать" у нее территории). В более поздние годы, когда умерла ее свекровь, Элизабет Кристина изредка принимала участие в официальных приемах на государственном уровне (в берлинской резиденции, не в Сансуси). Но от празднования семейных торжеств она была полностью отстранена. Но действительно, что бы изменило, если бы Элизабет Кристина была другим типом женщины - более жизнерадостная, бойкая и твердая характером? В этом случае увы, наверное, ничего...Фридрих еще в молодости поклялся не любить эту женщину, силой навязанную ему ненавистным отцом. Видимо, на подсознательном уровне это была его личная месть и торжество над отцом, который ничего уже не мог ему причинить, лежа в могиле. Однажды, вернувшись с очередной войны, Фридрих нанес визит Элизабет Кристине. И после шестилетнего отсутствия он не нашел других слов для своей супруги кроме «Мадам, а Вы прибавили в весе!» Затем он отвернулся к одной из принцесс, обнял ее и завел с ней беседу. А Элизабет Кристина осталась стоять с комком в горле.... 50-летний Фридрих выглядел старше своих лет. Годы и военные тяготы наложили суровый отпечаток на его внешний облик. Его лицо осунулось, близорукий взгляд стал еще более пронизывающим. Некогда привлекательный элегантный молодой франт превратился в усталого старика, полностью безразличного к моде. Теперь вместо французских камзолов Фридрих почти всегда носил темно-синюю униформу прусской пехоты (гены однако!). Ворот его белой рубахи был вечно в пятнах от нюхательного табака. Гордая осанка сменилась сутулостью - теперь он не расставался со своим черным посохом с серебряным набалдашником.
«Говорят, что монархи это отражение Бога. Но глядя на себя в зеркало, ко мне приходят сомнения, что господу было бы лестно такое сходство....» (Фридрих) Пока Фридрих добывал себе славу на полях сражений и реформировал государство, его супруга медленно увядала в своей золотой клетке в Шёнхаузене. Она давно смирилась с одиночеством и нашла смысл жизни в благотворительности. Она организовала в Шёнхаузене приют для глухонемых, жертововала большие суммы на больницы для бедных и богадельни. Она также пробовала себя в переводах с французского, а также кое-что писала сама, у нее было несколько изданных книг....До конца 19 века было принято считать, что супруга Фридриха Великого была недалекая особа. Но потом все же историки выяснили, что это вовсе не так.... С несгибаемым постоянством она продолжала ждать редких визитов и расположения своего венценосного супруга, с которым состояла в браке более трех десятков лет...И который никогда не показывал ничего схожего с любовью по отношению к ней. Но по крайней мере (что является малым оправданием) Фридрих не стеснял свою супругу в финансовых средствах и требовал от подданых безоговорочного уважения к ней. Когда у нее в 60-летнем возрасте начались приступы подагры, супруг послал к ней в Шёнхаузен двух своих ляйб-медиков, строго наказав им заботиться о Ее Величестве так, как бы они заботились о нем самом - «потому что речь идет о чрезвычайно важной для государства, для бедных и для меня самого персоне». Элизабет Кристина наверняка была бы счастлива услышать эти слова, но увы...Ничего подобного ей так и не довелось услышать от короля лично... Элизабет Кристина в зрелом возрасте:
Золотую свадьбу в июне 1783 года супруги праздновали вдвоем без гостей и официальной помпезности, просто поужинав вместе. Король сильно сдал, поседел, щеки его впали. Элизабет Кристина тревожилась о его состояии его здоровья, так как последние годы ревматизм и подагра все чаще приковывали его к постели или креслу.
Историки считают Фридрих первым европейским монархом "просвещенного" склада. Он понимал значение расширения образования, развития науки и культуры. В перерывах между войнами Фридрих занимался реформаторской деятельностью. Он реформировал судопроизводство, ввел систему независимых судей, создал академию наук. Отменил цензуру: «Газеты стеснять не следует, если мы хотим, чтобы они оставались интересными.» За время его правления было открыто около тясячи школ. Он отменил сущестовавшее в доставшихся ему регионах Польши крепостное право. Фридрих во время поездок по стране:
Правда, с годами реформаторский пыл короля поутих. И свооду прессы он чуток поприжал. Под старость его также стало тятогить чувство вины за то, что его бесчисленные военные походы стоили около полумиллиона жизней его подданых. Свои владения Фридрих Великий предпочитал осматривать сам. Быт и судьба народа очень интересовали его. Старый Фриц был также известен и внедрением в Пруссии картофеля, как продукта питания. Фридрих приказывал раздавать плоды картофеля в качестве подарка. Но крестьяне отказывались его есть! «Этот картофель совсем безвкусный и ничем не пахнет. Даже собаки не хотят его есть!» Поэтому Фридриху пришлось прибегнуть к принуждению. В 1756 году он издал Указ, приказывающий(!) садить картофель. За ослушание полагался штраф!!! К сожалению Фридрих не дожил до тех времен, когда в начале 19 века картофель совершил настоящую революцию в рационе питания и стал продуктом питания номер один в Пруссии - с голодными временами было покончено! Фридрих проверяет, как его подданые сажают картофель:
Больше других живых существ на свете Фридрих любил своих собак, которых у него было около полусотни. Должности «воспитаталей собак» считались чуть ли не самями важнями при прусском дворе. Обращаться к собакам можно было только на Вы и только по-французски! У Фридриха было три страсти в жизни: армия, музыка и собаки. С любимой собакой:
«Собаки обладают всеми достоинствами людей, и в то же время у нет людских недостатков.»(Фридрих) На закате жизни оба партнера этого странного и одновременно несчастного супружеского союза страдали поодиночке, каждый сам по себе. Элизабет Кристина в Шёнхаузене, а Фридрих - в Сансуси....И даже на старости лет они не смогли сблизиться... С возрастом характер Элизабет Кристины становился все более невыносимым для окружающих в Шёнхаузене. Она не могла не понимать, что все в замке, вплоть до самого младшего поваренка на кухне, знают о ее унизительном положении отвергнутой жены и вынужденном затворничестве. Особенно ее фрейлины и камеристки страдали от перепадов настроения своей госпожи. Жизнь Фридриха была по-прежнему подчинена дисциплине. Он вставал до рассвета, изучал документы, предпринимал частые «инспекционные» поездки по своему королевству...Он оставил своему кронпринцу (племяннику) увеличенное в три раза, сильное и авторитетное в Европе королевство, одну из самых сильных в Европе армий и умер в 74-летнем возрасте (правда, перед этим он сошел с ума).. В предсмертном завещании Фридрих обеспечил старость супруги в финансовом плане, а также наказал своему наследнику относиться к его вдове с глубоким почтением. Элизабет Кристина пережила своего великого супруга на 11 лет. И только после смерти она заняла место, подобающее королеве Пруссии - она похоронена в семейной усыпальнице Гогенцоллернов в Берлинском кафедральном соборе. Могила Фридриха Великого (в саду Сансуси). Рядом с ним согласно его воле похоронены его собаки.
Но могильную плиту возлагают не только цветы, но и картофель (понятно, почему). Кстати история захоронения Фридриха Великого - это вообще отдельная история...Он завещал похоронить себя в своем любимом Сансуси. Но наследник (его племянник) приказал похоронить его в гарнизонной церкви в Потсдаме. В 1945 году при отступлении нацисты забрали тело Фридриха и перевезли его в западную часть Германии. И лишь в 1991 году тело было в торжественной обстановке перезахоронено в Сансуси, в присутствии бундес-канцлера и других важных государственных лиц.
П.С. А все-таки, говорят, Элизабет Кристине было позволено один-единственный раз посетить Сансуси - с гостившей у нее матерью, когда Фридрих был на очередной войне. Источники: "Нелюбимая королева. Брачные трагедии в королевских домах". Хельга Тома "Скандал при дворе. Женские судьбы в европейских королевских домах". Теа Ляйтнер

Аристократы, Немецкие династии

Previous post Next post
Up