Королевская семья Греции владеет двумя замечательными парюрами: изумрудной и рубиновой. Обе связаны с первой королевой из династии Глюксбургов Ольгой, урожденной Великой княжной России. Об изумрудной парюре
речь уже шла , сегодня - рассказ о
рубиновой.
Первой владелицей парюры была королева Ольга Константиновна. Однако установить дату создания украшений и мастера, а также как украшения попали к королеве трудно (были они подарком или заказаны королевой). Я встречала две версии происхождения украшений.
Согласно первой, парюра стала свадебным подарком Великой княжне Ольге Константиновне. Зная богатства и щедрость Императорской фамилии, можно легко с этим согласиться.
Согласно второй, более романтичной, каждый год король Георг I дарил своей супруге по рубину. Всего в браке они прожили 45 лет. Значит и рубинов должно быть 45. Все рубины в парюре, состоящей из тиары в виде венка из лавровых листьев с небольшими ягодами-рубинами, серег, колье, брошки и украшения для корсажа, довольно большие - чем не подарок для короля, пусть и не очень богатого. В подтверждении этой версии, я думаю, можно привести тот факт, что фото более молодой королевы Ольги в этой парюре или ее частей, нет. Есть портрет 1915 года греческого портретиста Георгиоса Яковидиса. Правда, и на нем королева в неполной версии парюры: тиаре, сокращенной версии колье - ошейнике, украшении для корсажа. Возможно, королева предпочитала носить ее таким образом.
Г.Яковидис. Портрет королевы Греции Ольги, 1915 год
Но и после смерти королевы Ольги в 1926 году проследить судьбу парюры трудно, вернее трудно установить ее следующего владельца. Кто называет сына королева, принца Николая, женатого на Великой княжне Елене Владимировне, кто - их дочь Ольгу, сестру принцессы Марины, герцогини Кентской. Думаю, завещать такие великолепные украшения внучке, в обход сына, королева бы не стала. Но и фото или портрета принцессы Елены Владимировны, супруги Николая, в этих украшениях нет. Лично я считаю, наиболее вероятным, такой ход событий - парюру унаследовал Николай, а его дочь Ольга просто носила украшение, которое принадлежало сначала отцу, а потом матери (известно, что в греческой королевской семье очень часто после смерти мужа украшения наследовала его жена). Вероятно, поэтому, кроме Ольги, в ношении этой парюры, вернее ее частей, была замечена и принцесса Марина, в 1937 году на первом открытии сессий парламента королем Георгом VI.
Принцесса Марина, герцогиня Кентская, 1937 год
В основном, парюру носила старшая дочь принца Николая, принцесса Ольга Югославская. Ей блистательные украшения были нужны как супруге регента, которым был ее муж принц Павел.
Принцесса Ольга Югославская. Фотопортрет Сесила Битона
Последний раз в этих украшениях принцесса Ольга блистала в 1955 году на торжествах по случаю брака ее старшего сына Александра с дочерью бывшего короля Италии Умберто II принцессой Марией Пией.
1955 год. Принцесса Ольга Югославская в рубиновой парюре королевы Ольги, принцесса Марина, герцогиня Кентская в
тиаре-франж Уже в 1956 году во время визита в ФРГ королева Греции Фредерика была в этой парюре, что дает возможность предположить, что принцесса Елена Владимировна продала украшения королеве Греции или ее мужу. Так парюра вернулась к правящей семье Греции.
Королева Фредерика носила эту парюру очень часто.
1963 год. Государственный визит королевской четы Греции в Великобританию. Королева Фредерика в рубинах королевы Ольги, королева Елизавета II - во
Владимирской тиаре В 1964 году рубиновая парюра королевы Ольги стала свадебным подарком королевы Фредерики невесте ее сына, короля Константина II, принцессе Анне-Марии Датской.
Впервые в этой парюре Анна-Мария блистала во время предсвадебных торжеств в Афинах. Эти украшения полюбились последней греческой королеве и она появляется в них довольно часто.
Королева Анна-Мария на свадьбе сестры, принцессы Бенедикт
Королевская чета Греции на свадьбе принца Михаила Греческого, 1965 год
Королева Анна-Мария на свадьбе принца Иакима Датского и мисс Александры Мэнли
Фото: RJWMB, Royal Portraits, GREMB, RWMB, angelfair.com, Jamd, Foro Dinastias