Помимо Ахенской сокровищницы я побывала еще и в Кельнской. Не уверена, что представленные в ней вещи подходят по теме данному сообществу (они все-таки не королевские, а сакральные), но все же рискну описать пару особо шикарных экспонатов.
Дароносица
Готические дароносицы напоминали "макеты" зданий и поражали сложностью представленных ими архитектурных форм. Эта же дароносица эпохи раннего барокко привлекает внимание богатой коллекцией драгоценных камней.
Дароносица была целиком сделана из золота кельнским ювелиром Кристианом Швелингом в 1657/1658 годах по заказу архиепископа Максимилиана Генриха. Короны в верхней части посвящены Марии, они были подарком Франца Эгона фон Фюрстенберга, ставшего в 1663 году епископом Страсбурга.
В 1975 году грабители разрушили эту прекрасную работу и расплавили золото. Большую часть камней и некоторые эмалированные металлические элементы удалось вернуть. Благодаря большому количеству цветных фотографий и точным геометрическим данным ювелиру Петеру Болгу удалось за несколько лет кропотливой работы реконструировать дароносицу.
Нагрудный крест и епископское кольцо
С давних времен епископы носили кольца-символы сана. Но только с 12 века стало традицией (сначала только во время литургии) носить нагрудный крест (его еще называют пектораль, как шейное украшение).
Эти крест и кольцо были созданы во второй половине 18 века, вероятно, в Вене и являются подарком короля Фридриха Вильгельма III Прусского по случаю восстановления архиепископства. В собор они попали в 1826 году. Сначала они принадлежали аббату Корвея, который, предположительно, получил их в подарок от кайзера в 1794 году по случаю превращения Корвея в епископство.
Несмотря на то, что крест и кольцо сделаны из серебра, они непривычно богато украшены драгоценными камнями - бриллиантами и изумрудами. Изумруды призваны напоминать о том, что зеленый цвет символизировал жизнь и надежду. На старых изображениях в "Пепельной часовне" собора (примерно 1260 год) крест Христа именно зеленого цвета.