Не многие компании могут похвастаться такой драматической и захватывающей историей, как W.A. Bolin, которой насчитывается более 230 лет. Открывшись в Санкт-Петербурге, пережив революцию и две мировые войны, сейчас Дом успешно работает в Швеции и даже является официальным придворным ювелиром и серебряных дел мастером Его Величества короля Швеции. Самое известное украшение дома Болина - Владимирская тиара.
«Владимирская тиара» носит имя великого князя Владимира Александровича, для жены которого, Марии Павловны, она была изготовлена. Об этой тиаре и ее истории можно почитать в подробном посте
Владимирская тиара королевы Елизаветы II уважаемой
il_ducess. Ниже в комментариях можно почитать предыдущие посты о некоторых украшениях Болина.
Исправлю одну неточность. Год изготовления тиары 1874, когда великий князь заказал эту тиару фирме Болин, как свадебный подарок невесте принцессе из Мекленбург-Шверинского великогерцогского дома.
Архивы фирмы, сейчас известной, как WA Bolin, датируются 1796 годом. Ее основатель Кристоф-Андреас Рёмплер, бриллиантовых дел мастер, прибыл в Петербург из Саксонии в 1790 году. Он был придворным ювелиром при императорах Павле I и Александре I. В 1809 году Рёмплер с семьей принял российское подданство под именем Андрей Григорьевич. Две дочери Рёмплера, София и Катерина-Эрнестина, вышли замуж за ювелиров. После смерти Рёмплера в 1826 году, его делом заведовал его зять - немец Готтлиб Эрнст Ян, женатый на Софии. С 1831 года Ян вел дела с приезжим шведским ювелиром Карлом Эдуардом Болином, за которого в 1834 году вышла замуж другая дочь Рёмплера, Катерина-Эрнестина. Фирма «Болин и Ян» существовала до смерти Яна в 1836 году. В 1839 Карл Болин получил звание придворного ювелира, которое после его смерти осталось за фирмой.
С именем Карла Болина связывают создание тиары «Русская красавица» (The Russian beauty), которую в 1841 император Николай I заказал для своей жены Александры Федоровны. Тиара в форме кокошника украшена 25 крупными натуральными жемчужинами, подвешенными на заостренных алмазных арках, парящих над алмазным основанием. Эта тиара стала любимой у императрицы Марии Федоровны, жены царя Александра III и матери последнего царя.
Когда Мария Федоровна отправилась в Крым в начале революции, она оставила тиару в сейфе в Аничковом дворце. Она отправила мужа внучки, князя Феликса Юсупова, забрать драгоценности и некоторые предметы из Аничкова дворца, но их уже вывезли большевики, которые выставили тиару среди остальных российских коронных драгоценностей.
В 1927 году тиара была продана большевиками на аукционе Christie's. Ее купила компания Holmes & Co., а позже 9-й герцог Мальборо купил для своей второй жены Глэдис, герцогини Мальборо. В 1987 году, через год после смерти Глэдис, тиара была выставлена на аукционе и куплена лондонской торговой палатой. В конце концов тиара оказалась в коллекции Имельды Маркос, первой леди Филиппин. Часть ее коллекции была конфискована, когда президентская чета бежала в 1986 году. Правительство собиралось выставить тиару на аукцион, но воз и ныне там тиара до сих пор хранится в банковском сейфе.
Глэдис, герцогини Мальборо в тиаре The Russian beauty
Еще одна тиара Александры Федоровны, жены Николая I, жемчужно-бриллиантовая тиара в стиле Lovers knot, была, вероятно, заказана в начале 1830-х годов. Историки не сходятся во мнениях относительно деталей ее создания. А. Е. Ферсман, составивший знаменитый каталог драгоценностей Романовых после революции, указал тиару как драгоценность девятнадцатого века, он считал, что диадема была самым впечатляющим украшением из всей коллекции.
Западные историки ювелирного искусства, в частности Стефано Пали в своей книге «Сокровища дома Романовых», утверждают, что «тиара была изготовлена придворным ювелиром Болином специально для царицы, но со старинными жемчугом и бриллиантами из императорской коллекции». Пали также пишет в книге, что и жемчужно-бриллиантовое колье-чокер, и длинное жемчужно-бриллиантовое кластерное ожерелье были «несомненно созданы Болином для сопровождения диадемы», хотя ни одно из ожерелий не фигурирует в описи Ферсмана. Пали утверждает, что «вероятно, оба ожерелья были увезены императрицей в Тобольск, а затем исчезли». Судьба тиары после 1922 года неизвестна.
Изумрудная тиара была изготовлена Домом Болин для Александры Федоровны 2, Аликс, жены Николая II в 1896 году. Тиара выполнена в довольно оригинальной для Романовых стилистике, вызывающей ассоциации не столько с русской ювелирной традицией, сколько с французской.
Бриллианты, использованные в тиаре, были получены из Южной Африки. Некоторые источники предполагают, что большие изумруды были из колумбийских рудников. В своей книге Пали пишет, что самый большой изумруд в центре - это «четырехугольный изумруд-кабошон в форме сахарной головы» и имеет вес приблизительно 23 карата». Тиара включает в себя чередующиеся мотивы лент и завитков, с изумрудными и бриллиантовыми цветочными элементами, установленными в центре каждого завитка.
Изумрудная тиара - это часть парюры, которую Аликс заказала двум ювелирам - Болину и Фаберже. Болин создавал тиару и ожерелье, Фаберже - корсажное украшение. Фото Александры Федоровны в ожерелье нет, есть только фото из каталога ювелирных изделий Ферсмана. Об изумрудной парюре не слышно с тех пор, как она была сфотографирована и каталогизирована в середине 1920-х годов А. Е. Ферсманом. Хотелось бы надеяться, что она спрятана в сейфе какого-нибудь коллекционера, но надежд на это мало, скорее всего она разобрана.
История рубиновой парюры, изготовленной Болином для царской семьи, не такая трагичная. Рубиновая парюра, изготовленная в 1874 году, была подарком царя Александра II своей дочери Марии Александровне по случаю ее бракосочетания с герцогом Эдинбургским.
Тиара Bolin Ruby состоит из шести мотивов в виде соцветий, каждый из которых украшен рубинами в бриллиантовых оправах в форме подушки (первоначально рубины были ограненными, позже их заменили менее дорогими рубинами--кабошонами).
Фотографии Марии Александровны в тиаре я не нашла, но нашла фото в ожерелье и корсажном украшении из этой парюры.
После смерти Марии Александровны в 1920 году рубиновая парюра перешла к ее дочери, принцессе Александре Гогенлоэ-Лангенбургской. Принцесса Александра никогда не была изображена в парюре, но ее невестка, принцесса Маргарита Греческая, сестра принца Филиппа, герцога Эдинбургского, носила парюру довольно часто.
Тиара Bolin Ruby была продана с аукциона Christie's в 1978 году. Части парюры были проданы на Christie's в 1989 и 2006 году. Лот из трех брошей, серег и кольца в 2006 году ушел за 54 000 фунтов стерлингов при эстимейте 22 000-28 000 фунтов стерлингов (рубины тоже были заменены).
У бриллиантовой франж-тиары, созданной фирмой Болин по заказу императора Александра II в подарок на свадьбу его племяннице Анастасии Михайловне, интересная судьба. В течение многих лет каждая великая княжна Романовых, которая выходила замуж (разумеется, с одобрения императорской семьи), получала в качестве свадебного подарка от императора бриллиантовую франж-тиару. Тиары, выполненные в форме традиционных русских кокошников, образовывали сверкающий нимб вокруг головы владелицы. Когда великая княгиня Анастасия Михайловна вышла замуж за наследного великого герцога Мекленбург-Шверинского в 1879 году, она получила такую тиару от своего дяди, императора Александра II.
Затем Анастасия передала тиару своей дочери Александрине. Королевские ювелирные эксперты сообщают, что между тем временем, когда Анастасия получила ее, и моментом, когда она передала ее своей старшей дочери, тиара прошла некоторую реконструкцию: были удалены некоторые из небольших «шипов», возможно, для того, чтобы использовать бриллианты для других украшений. (На фото видны оставшиеся «пеньки»).
Королева Александрина не была любительницей драгоценностей, но она знала, что ее роль королевы требует от нее носить роскошные драгоценности в определенных случаях. Ее внучка, королева Маргрете II, позже вспоминала: «Она была очень скромной, очень застенчивой особой, но для особых случаев она надевала драгоценности, которые вы от нее ожидаете. Но я помню, что она не носила много драгоценностей». В коллекции драгоценностей короны Дании были подходящие для таких случаев украшения, но Александрина предпочитала носить драгоценности, которые были подарены личной ей, в том числе бриллиантовую франж-тиару с русскими корнями. Александрина часто носила тиару на торжественных мероприятиях до конца правления ее мужа в 1947 году.
У Кристиана и Александрины было двое сыновей, король Фредерик IX и наследный принц Кнуд. В своем завещании Александрина разделила свои драгоценности между ними. Бриллиантовую франж-тиару она оставила Кнуду. Тиару носила жена Кнуда.
Сегодня тиара остается в ветви датского генеалогического древа Кнуда. Она принадлежит сыну Кнуда и Каролины-Матильды, графу Ингольфу Розенборгскому, и ее часто надевает его жена на семейные торжества, например, как на этом фото на гала-представление в честь 70-летия королевы Дании Маргрете II в Копенгагене.
Еще одна история о непростой судьбе тиары, изумрудной тиаре-кокошнике. История начинается с изумрудов, принадлежавших царице Марии Александровне, жене царя Александра II, которая оставила их своему сыну великому князю Сергею в 1880 году. В 1884 году великий князь Сергей женился на принцессе Елизавете Гессенской и Рейнской и подарил своей новой невесте изумруды своей матери. Его невеста, известная как великая княгиня Елизавета Федоровна, носила изумруды и несколько украшений на тканевом кокошнике, прежде чем она заказала Болину превратить их в изумрудную тиару-кокошник.
Князь Сергей и Елизавета Федоровна не могли иметь детей, поэтому усыновили детей ссыльного брата, оставшихся без матери. В 1905 году великий князь Сергей был убит социалистом-революционером в Москве. Великая княгиня удалилась от общества, сняла с себя наряды и драгоценности и стала настоятельницей монастыря в Москве. Она даже продала изысканный корсаж своей изумрудной парюры османскому султану. В июле 1918 года, в ту же ночь, когда были убиты ее сестра и ее семья, ее сбросили в шахту вместе с другими членами императорской семьи. Но изумрудная тиара-кокошник уцелела.
Еще в 1908 году великая княгиня Елизавета Федоровна подарила изумрудные украшения своей племяннице и приемной дочери великой княгине Марии Павловне, когда она вышла замуж за принца Вильгельма Шведского. Пара развелась в 1914 году, и Мария Павловна вернулась в Россию с тиарой и ожерельем, которые она носила на портрете в том году. Ей удалось совершить дерзкий побег из России во время революции 1917 года, спрятав тиару и другие драгоценности в молитвенных свечах. Великая княгиня Мария Павловна прожила тяжелую жизнь в изгнании. Она открыла магазин русской вышивки, а в 1922 году, чтобы выполнить заказ для Chanel, продала тиару и ожерелье королю Югославии Александру.
Король Александр купил изумрудную тиару-кокошник и ожерелье в качестве свадебного подарка для своей невесты, принцессы Марии Румынской. Мария носила тиару большую часть своего пребывания в качестве королевы.
В 1934 году, когда в Ницце был убит король Александр, королева Мария оставила большинство официальных обязанностей. На престол взошел их сын Петр, тогда еще несовершеннолетний, поэтому принц Павел Югославский стал регентом. Во время войны Петр жил в изгнании в Лондоне. В 1944 году он женился на принцессе Александре Греческой. После Второй мировой войны коммунистическое правительство Югославии свергло короля Петра, поэтому он так и не вернулся в свою страну. Изумрудная парюра была собственностью короля Петра, но его жена, королева Александра, надевала изумрудную парюру только один раз на свадебный бал королевы Елизаветы II и греческого принца Филиппа в Букингемском дворце в 1947 году.
В 1949 году король Петр оставил тиару на хранение в Van Cleef & Arpels в качестве залога по кредиту в размере 20 000 долларов. В конечном итоге она была продана им в 1953 году. Van Cleef & Arpels удалили ценные изумруды Романовых, продали их неизвестному покупателю и заменили их пастой (то есть стекляшками). С тех пор тиара сдается в аренду знаменитостям и светским львицам и выставляется на выставках, но увы, без изумрудов Романовых тиара уже не имеет большой ценности.
Эта сказочная рубиновая тиара носит название Milford Haven Ruby Kokoshnik. Тиара с элементами в форме трилистников, звезд, геральдических лилий и полумесяцев, украшенная ограненными рубинами и рубинами-кабошонами и бриллиантами, в форме русского кокошника, была изготовлена Болином приблизительно 1890 году. Предположительно, элементы съемные, их можно носить, как броши.
История этой тиары началась более века назад на Французской Ривьере. Великий князь Михаил Михайлович, внук императора Николая I, встретил и влюбился в графиню Софию Меренберг. София была дочерью принца Николая Вильгельма Нассауского, сына герцога Вильгельма Нассауского и принцессы Полины Вюртембергской. В 1868 году принц Николай влюбился в Наталью Пушкину, младшую дочь знаменитого поэта Александра Пушкина. Они поженились в том же году в Лондоне, но поскольку они были из неравного социального положения, брак был классифицирован как морганатический. Наталья и дети не могли носить титул Николая, вместо этого его зять, принц Вальдек-Пирмонт, создал новый дворянский титул для Натальи и их детей, сделав их графами и графинями Меренберг.
Та же история повторилась у Великого князя Михаила и графини Софии. Зная, что его кузен, император Александр III, не одобрит брак, Михаил не стал спрашивать у него разрешения, и пара тайно поженилась в Италии. Реакция Александра III была предсказуемой. В газетах появилось сообщение, что «имя великого князя Михаила Михайловича исключено из списка русской армии и из почетных полковников полка гвардии, 49-го пехотного и 4-й батареи гвардейской артиллерии». По сути, он был выслан из России на всю жизнь. Хуже того, узнав о браке сына, мать Михаила заболела, и по дороге в Крым, куда ее отправили врачи, умерла от сердечного приступа. Михаила обвинили в смерти матери и не позволили приехать на ее похороны. Несмотря на все эти перипетии, Михаил сделал Софии по истине царский подарок, он заказал тиару у придворного ювелира Болина. Надо сказать, что брак Михаила и Софии был удачным. Они прожили вместе до самой смерти, вырастили троих детей, и даже отец Михаила проникся симпатией к семье сына и часто гостил у них в Каннах. Позже Михаил и София переехали в Англию и общались с британской королевской семьей. Они стали хорошими друзьями короля Эдуарда VII. Неудивительно, что дочь Михаила и Софии, Надежда, в 1916 году вышла замуж за принца Джорджа Баттенбергского (бабушкой Джорджа была принцесса Алиса, дочь королевы Виктории и принца Альберта). Король Георг V, королева Мэри и королева Александра присутствовали на их свадьбе. Среди подарков, которые родители подарили Надежде на свадьбу, была и рубиновая тиара-кокошник. После смерти отца Джорджа в 1921 году, он и Надежда стали маркизом и маркизой Милфорд-Хейвен. Три года спустя, в январе 1924 года, Надежда была сфотографирована в рубиновом кокошнике своей матери на государственном открытии парламента.
В отличие от многих других семейных драгоценностей, которые были проданы за эти годы, тиара Ruby Kokoshnik продолжила передаваться по наследству от 2-й маркизы к ее сыну, 3-му маркизу, а затем к его сыну, 4-му маркизу, и ее носила Пенелопа Томпсон, когда она вышла замуж за лорда Айвара Маунтбеттена в 1994 году.
В конце концов тиара оказалась во владении Сары Уокер, первой жены нынешнего, 4-го маркиза Милфорд-Хейвен. Когда у маркиза возникли финансовые трудности, траст Сары выкупил драгоценности, в том числе тиару. Сара сказала, что хочет сохранить тиару для сына. Но через какое-то время Сара решила продать тиару. Каким-то образом российский бизнесмен Артем Тарасов стал кем-то вроде брокера по продаже тиары (возможно, он был знаком с семьей Сары, поскольку у отца Сары был бизнес в России). Он предложил Саре продать тиару в России и устроил показ тиары в Эрмитаже. Тиара была выставлена в строго охраняемой Бриллиантовой галерее, что по сути было двухнедельной акцией по продаже. К маю 2004 года Associated Press сообщило, что продажа была завершена: «Российский бизнесмен, проживающий в Латвии, приобрел королевскую тиару, которая когда-то принадлежала династии Романовых, и вернет ее в Россию, согласно сведениям банка, в котором хранится эта драгоценность». Можно было бы порадоваться, но прошло уже двадцать лет с тех пор, но ни одного нового фота тиары не появилось. Надо сказать, что Джордж, 4-ый маркиз Милфорд-Хейвен, восстановил свое финансовое благополучие, продав созданную им компанию за 210 млн. фунтов стерлингов. Жаль, что у него не было этих денег, чтобы выкупить фамильную тиару, когда она была выставлена на торги.
Дом Болина создавал для императорского дома России не только тиары и ожерелья, но и другие украшения, в том числе броши, которые время от времени всплывают на аукционах. Так, в 2021 году на Sotheby’s был выставлен лот, состоящий из сапфировой броши и пары сапфировых серег. При эстимейте 280 000-480 000 швейцарских франков лот был продан за 806 500 швейцарских франков. Вес сапфира в броши 26,80 карата.
Сапфировая и бриллиантовая брошь и серьги принадлежали великой княгине Марии Павловне, дочери великого князя Павла Александровича и греческой принцессы Александры Георгиевны. Внучка Александра II по отцовской линии и праправнучка Николая I по материнской линии, на западе ее чаще всего называли Grand Duchess Vladimir, Мария Павловна владела большой коллекцией сапфировых украшений, включая тиары, корсажные броши, ожерелья и броши, изготовленные Картье, Фаберже и Болином. Возвращение «владимирских» драгоценностей похоже на авантюрный роман. Великий князь Борис, сын Марии Павловны, договорились с британским дипломатом Берти Стопфордом тайно вернуться в Россию. Переодевшись рабочими, они пробрались во Владимирский дворец, и побросали императорские драгоценности в пару простых коричневых сумок. Владимирская тиара, которая сейчас принадлежит БКД, была знаменитой частью этой спасенной коллекции. Согласно информации, предоставленной Sotheby's, в числе спасенных были эти сапфировые серьги и сапфировая брошь. После смерти Марии Павловны драгоценности были распределены между ее потомками. По данным аукционного дома Sotheby's, сапфировая брошь и серьги достались единственной дочери великой княгини Елене (после замужества ее обычно называли Princess Nicholas). У принца и принцессы Николас было три дочери, все из которых вышли замуж за представителей других королевских семей. В аннотации Sotheby's сообщается, что брошь и серьги были унаследованы одной из дочерей принцессы Николас, но не уточняется, какой именно.
Портрет Марии Павловны кисти Бориса Кустодиева.