Тему этого поста мне подсказал комментарий уважаемой
vera_marchenko. Речь пойдет об украшениях из опалов. Королевы Летиция, Максима и Мэри иногда появляются на публике в опаловых серьгах или брошах. Современные королевские особы Британского королевского дома в опаловых украшениях не были замечены, хотя их предшественница, королева Виктория, имела в своей шкатулке большое количество украшений из опалов, и именно она ввела их в моду.
У королевы Виктории было, по крайней мере, две тиары с опалами. В одной из этих тиар молодая королева изображена на картине Томаса Баркера «Секрет величия Англии» (Королева Виктория вручает Библию в Зале аудиенций в Виндзоре).
Об этой тиаре с опалами ничего не известно. Больше Викторию в ней не рисовали и не фотографировали. Куда она делась тоже неизвестно (возможно, была разобрана).
Вторая тиара носит название «Восточный (индийский) венец королевы Виктории». В этой тиаре Виктория изображена на портрете, написанном Стивеном Каттерсоном Смитом в 1854 году в ознаменование недавнего визита Виктории в Дублин.
Принц Альберт был талантливым человеком, и в том, что Виктория стала великой королевой, есть, несомненно, и его заслуга. Одним его самым большим наследием стало организация Всемирной выставки в Лондоне в 1851 году, первое международное мероприятие по демонстрации промышленных товаров. Именно с этой выставкой связана история рождения тиары. В конце выставки Ост-Индская компания подарила королеве Виктории несколько индийских драгоценностей. На сайте The Royal Collection отмечается, что принц Альберт «был очень впечатлен индийскими драгоценностями, подаренными королеве», и решил создать для Виктории тиару из бриллиантов и опалов с арками Моголов и цветами лотоса. В 1853 году он поручил Garrard's изготовить тиару, которая станет известна как Восточный венец, предоставив им свой эскиз.
Фото из блога Royal Magazin
В бухгалтерской книге Garrard, когда тиара была закончена, отмечается, что для изготовления «бриллиантовой тиары восточного дизайна с опаловыми центрами» использовано 2678 бриллиантов и 17 опалов. Бриллианты для тиары были взяты из уже существующих изделий из коллекции королевы Виктории. В 1857 году ганноверская ветвь семьи добилась через суд права на драгоценности покойной королевы Шарлотты. Каждое украшение в коллекции должно было быть тщательно проверено, и многочисленные драгоценности, включая любые отдельные камни, взятые из украшений Шарлотты и вставленные в другие новые драгоценности, должны были быть сняты и отправлены в Германию. Это касалось и Восточного венца. Тиара была передана Garrard для извлечения камней и переделки. Тиара была переделана таким образом, что оставалось небольшое открытое пространство сзади, так что тиара больше не была венцом. (Честно говоря, приговор суда о передаче украшений был не совсем справедливым . После восхождения Виктории на престол в 1837 году ей было запрещено Салическим законом и преобладающим обычаем быть королевой Ганновера. Ее дядюшка, герцог Камберлендский (всеми презираемый), стал королем Ганновера и тут же затеял судебную тяжбу, обобрав племянницу).
Еще до переделки тиары, в 1854 году, принц Альберт и Виктория купили соответствующий комплект драгоценностей - опаловое ожерелье, серьги и брошь, чтобы дополнить тиару. В 1861 году принц Альберт неожиданно умер, и Виктория больше не пользовалась яркими и красочными украшениями. После смерти королевы Виктории в 1901 году она оставила эту тиару Короне. В своем завещании Виктория обозначила диадему как семейную реликвию короны, специально выделив ее для будущих королев и королев-консортов. Следующей в очереди на ношение тиары была невестка Виктории, королева Александра. Александра опалы не любила, считала, что они приносят неудачу, но, все-таки, надела на свою свадьбу браслет из опалового гарнитура, подаренного ей свекровью.
Королева Александра переделала «Восточный венец», удалив опалы и заменив их рубинами, подаренными Виктории в 1870-х годах. Она так же уменьшила размер обруча тиары. Предположительно, Александра надевала эту тиару один раз во время визита в Данию в 1903 году. Большая любительница тиар, королева Мэри, став владелицей тиары, ни разу публично в ней не появилась. Зато эту тиару полюбила королева Елизавета, королева-мать, которая часто ее носила. Елизавета II носила эту тиару только один раз на Мальте в 2005 году. Королева Камилла эту тиару еще не носила.
Королева Александра удалила опалы и заменила их рубинами не только в тиаре «Восточный венец», но и в ожерелье и серьгах, которые принц Альберт и королева Виктория приобрели в комплект с тиарой. Королева Мэри тоже не любила опалы, и переделала опаловые броши, вставив в них рубины. Ни королева Александра, ни королева Мэри в ожерелье, которое получило название The Crown Ruby, сфотографированы не были. Ожерелье и серьги носили королева мать, Елизавета II и носит нынешняя королева Камилла. Об ожерелье можно почитать в посте
Торжественный банкет по случаю государственного визита президента Южной Кореи уважаемой
aanika_18
Виктория была законодательницей моды, в том числе и на ювелирные украшения, но даже несмотря на это, люди верили в суеверия, сопутствующие опалам. Считалось, что опалы обладают необычной силой, иногда принося своим владельцам серьезные неудачи. В 1892 году несколько местных газет в Британии напечатали заметки о суевериях и их последствиях, которые привели к непопулярности опалов.
Суеверие об опалах - что они приносят несчастье - умирает с трудом. Фактически, хотя королева Виктория заняла твердую позицию против этого и доказывает свою позицию, даря опаловые украшения своим друзьям и родственникам, есть много тех, кто считает, что оно усиливается, и некоторые торговцы готовы избавиться от своих запасов по цене ниже себестоимости.
Один ювелир в Нью-Йорке, который раньше продавал их довольно много, отказывается их больше хранить. «У меня нет ни одного опала в магазине», - сказал он. «Заметьте, меня нисколько не трогает эта идея о том, что опалы приносят неудачу, потому что я люблю эти камни и с таким же удовольствием носил бы опал на пальце, как и бриллиант, но они падают в цене и у них мало покупателей, так что мне невыгодно их хранить; и, кроме того, женщины возвращаются сюда с опаловыми кольцами и булавками, которые я продал им много лет назад, и требуют обменять их на что-то другое, потому что за это время у них умерли кошки, или у их детей был круп, или их соседи выразили ужас от их безрассудства носить запрещенный камень. Другими словами, они хотят обменять изношенные и не подлежащие продаже товары на вещи более новые и более ценные, и в тех случаях, когда они являются хорошими клиентами, мне приходится подчиняться». Один мужчина в Бруклине вынул опал из своего кольца и разбил его топором, потому что он потерпел неудачу в бизнесе!
Опал был широко распространен в Венеции во время чумы, и там в больницах было замечено, что перед смертью камень иногда становился ярче на пальце жертвы. Казалось, людям никогда не приходило в голову, что болезнь может вызывать свечение цвета; они считали само собой разумеющимся, что камень вызывает болезнь. На самом деле, опалы подвержены воздействию тепла, даже тепла руки, и лихорадка, достигшая пика непосредственно перед смертью, заставила цвета сиять с необычной ясностью. Это подтвердило суеверие, и по сей день есть люди, которые верят, что осколок камня в доме может вызвать бедствия.
Вероятно, еще одной причиной недоверия, которое вызывают опалы, является тот факт, что они меняются и теряют свой цвет. Это объясняется мягкостью и пористостью материала, а также его способностью как впитывать воду, так и расставаться, одно из преобразований делает его тусклым, другое - меловым и непрозрачным. Считается, что прозрачные опалы, которые привозят из Гондураса, восстанавливают цвет после того, как он стал тусклым, если их вымочить в масле.
Репутацию опалу подпортил так же Вальтер Скотт, описав камень в романе «Карл Смелый, или Анна Гейерштейнская, дева Мрака», как зловещий и принесший множество несчастий. Вальтер Скотт советовал выбрасывать опалы в море.
Принц Альберт и королева Виктория не верили в негативную силу опалов. Принц Альберт хотел подарить опаловые украшения на свадьбы всех своих дочерей. Когда их старшая дочь принцесса Виктория вышла замуж за будущего императора Германии в 1858 году, одним из ее свадебных подарков было опаловое ожерелье, серьги и брошь. В дневнике Виктория записала, что «парюра из опалов и бриллиантов была подарена нами».
Коллаж из блога Royal Magazin
К тому времени, когда принцесса Алиса вышла замуж за будущего великого герцога Гессенского в 1862 году, принц Альберт умер, но он уже выбрал свой подарок для Алисы. Королева Виктория записала в своем дневнике, что это была «прекрасная парюра из опалов, выбранная им в качестве подарка». Принцесса Алиса носила брошь из парюры в качестве кулона. Ее опалы позже унаследовала ее дочь принцесса Ирен, которая их носила.
Следующий опаловый подарок к свадьбе получила принцесса Александра Датская, когда она вышла замуж за будущего короля Эдуарда VII в 1863 году. Королева Виктория подарила ей опаловую парюру, почти идентичную той, что была у принцессы Алисы. Она состояла из кулона/броши, трех брошей и пары серег. Хотя Александра опалы не любила, она запечатлена на одном из фото в опаловой броши.
Следующей вышла замуж принцесса Елена в 1866 году. Она носила ожерелье и серьги из своей парюры в день своей свадьбы.
Последнюю опаловую парюру королева Виктория подарила своей дочери принцессе Луизе в 1871 году. (Фото Луизы в этой парюре я не нашла). Где сейчас эти опаловые парюры, неизвестно.
На сайте Royal Collection Trust я нашла несколько опаловых украшений, принадлежавших принцу Альберту и королеве Виктории. В коллекции хранится Орден Золотого руна принца Альберта с тремя опалами. У Альберта было, по меньшей мере, три ордена с разными камнями для разных случаев, но с опалами был его самым любимым.
Золотое руно было первым иностранным орденом, полученным принцем Альбертом после его женитьбы. С вручением этого ордена принцу Альберту Изабеллой в 1841 году возникли некоторые проблемы. Главной проблемой была взаимность, королеве Виктории, возможно, пришлось бы ответить вручением ордена Подвязки. В конце концов, принц Альберт получил этот орден от герцога Веллингтона, который действовал как доверенное лицо королевы Изабеллы, в роли не только единственного английского рыцаря ордена, но и испанского гранда.
Фото принца Альберта с опаловым орденом золотого руна из музея Виктории и Альберта.
В коллекции хранится золотой браслет королевы Виктории с опалами и бриллиантами, который был завещан ей Луизой, королевой Бельгии, в 1850 году.
Опаловое кольцо королевы Шарлотты, датируемое 1810 годом, избежало отправки в Ганновер поскольку было подарено королеве Виктории ее тетей, принцессой Мэри, герцогиней Глостерской. Герцогиня Глостерская постоянно находилась у постели больной королевы перед ее смертью. Возможно, королева сама подарила кольцо герцогине, а может быть кольцо могло попасть в коллекцию принцессы Софии, а оттуда - к принцессе Марии, которая в 1848 году подарила королеве Виктории некоторые предметы из поместья своей сестры. Кольцо создано из золота, центральный опал окружен 9 жемчужинами.
В коллекции хранится золотое кольцо с гравировкой в виде завитков на темно-синем эмалевом фоне, украшенное одним большим и двумя маленькими опалами. Это кольцо герцогини Кентской, матери королевы Виктории.
В коллекции также хранятся серьги, подаренные герцогиней Кентской королеве Виктории, один из камней в которых - опал. Золотые серьги украшены рубинами, цитринами, опалами, бирюзой, аметистами и бриллиантами.
В викторианские времена украшения с разнообразными камнями, среди которых были опалы, были очень распространены. Это простенькое колечко принадлежало единоутробной сестре королевы Виктории, принцессе Феодоре Гогенлоэ-Лангенбургской, дочери герцогини Кентской от первого брака с принцем Эрнестом Гогенлоэ-Лангенбургским. Колечко интересно тем, что из первых букв названий камней складывается имя Феодора (Fluorite, Emerald, Opal, Diamond, Opal, Ruby, Amethyst).
В королевских закромах хранятся опалы из переделанных украшений королевы Виктории. Возможно, когда-нибудь их перестанут воспринимать, как «несчастливые» камни, и создадут новые, современные украшения для кого-то из королевских дам. Но это вряд ли произойдет при нынешней королеве, которая носит талисманы «на удачу». Миф о негативной силе опалов до сих пор живуч. Даже в «Гарри Поттере» персонажу подарили опаловое ожерелье, которое было проклято.
Королева Елизавета II не верила в мифы про опалы. У нее было потрясающее украшение - Andamooka Opal Necklace (Ожерелье из опала Андамука). Во время своего тура по странам Содружества в 1954 году королева получила в подарок от правительства и народа Южной Австралии ожерелье и серьги из опалов Андамука.
Королева была в восторге от подарка, когда получила его от премьер-министра на парламентском банкете. Принцу Филиппу подарили запонки из белого золота с белым опалом.
Центральный камень ожерелья, подаренный королеве, весит 203 карата. Это один из самых больших и высококачественных белых опалов, когда-либо найденных в Австралии. Комплект ожерелья и серег содержит три белых опала и 80 бриллиантов, оправленных в 18-каратный палладий. Размеры необработанного камня, из которого была вырезана центральная часть, составили 10 см х 5 см. Камень был найден в 1949 году на опаловых месторождениях Андамука. Камень демонстрирует красные, синие и зеленые оттенки. Опал Андамука входит в пятерку самых известных опалов в мире.
В более позднем возрасте королева Елизавета II это опаловое украшение не носила, оно было великовато для ее маленького роста, зато она часто носила другое украшение - опаловую брошь Australian Opal Spray.
Ежегодная служба честь Дня Содружества в Вестминстерском аббатстве. 2016 год.
Брошь была одним из свадебных подарков королевы. Она была подарена ей в 1947 году организацией Returned Sailors', Soldiers', and Airmen's Imperial League of Australia, которая занимается поддержкой бывших военнослужащих после их возвращения домой. Опаловая брошь не была любимой у королевы, но она ей явно нравилась, поскольку она возвращалась к ней ни один раз.
Елизавета II расписывается в книге посетителей в здании парламента в Канберре в марте 2000 года.
Во время парламентского приема в Букингемском дворце в октябре 2013 года.
Королева во время визита в общественный центр Chadwell Heath. 2015 год.
Брошь отражает Австралию как своим дизайном, так и материалами: золотая оправа представляет собой веточку цветущих эвкалиптов, а само изделие инкрустировано австралийскими черными опалами и бриллиантами. Королева носила эту брошь почти 75 лет, и легко понять, почему: у броши спокойный дизайн, а радуга цветов опалов позволяет сочетать ее со множеством разных красочных нарядов, к тому же опалы, если смотреть на них с разных сторон, вспыхивают по-разному. Владея брошью столько лет, королева доказала, что все россказни об этом прекрасном камне - предрассудки.
Елизавета II владела еще одной драгоценностью, в которой присутствуют опалы, которую не носила, поскольку она - музейная ценность. Эта двухсторонняя Подвеска со змеей, обвивающей дерево, и двумя камеями в виде черепов, предположительно, принадлежала Марии Стюарт, и была подарена Елизавете II в 1977 году. Историки уверенно датируют подвеску 16 веком, но с некоторыми более поздними дополнениями (петля для подвешивания, жемчуг, обрамляющий подвеску, и, предположительно, длинный изумруд, обрезанный под размер). На аверсе вверху дерева среди опалов виден торс женщины. Змея из зеленой, желтой и черной эмали обвивается вокруг дерева. Французская надпись «vie et mort» и камеи с черепами являются memento mori. Змея на Древе познания символизирует Грех, а подвеска может символизировать преодоление греха.
Обратная сторона.
Подвеску королеве подарила мисс У.Стерлинг. Согласно семейной традиции, подвеска была унаследована вместе с другими реликвиями Стюартов через Фрэнсис, дочь достопочтенного Уильяма Эрскина, сына 3-го лорда Кардросса, который был праправнуком Джона Эрскина, 18-го графа Мара, регента Шотландии в 1571-2 годах и опекуна Якова VI и I и была передана по завещанию дедушкой мисс У.Стерлинг, которая подарила подвеску королеве.